Один из трёх «праздников паломничества» («Шалош регалим»).

RadRafe , Public Domain

В Израиле Песах - 7-дневный праздник, первый и последний дни которого - полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются словами холь ха-моэд («праздничные будни»). За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два - полноценные праздники.

Названия праздника

  1. Песах - от пасах (ивр. פֶּסַח‎, миновал, прошел мимо) - в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта.
  2. Хаг ха-Мацот - в память о том, что евреи питались мацой в годы рабства, а во время выхода из Египта тесто не успело закваситься.
  3. Хаг ха-Авив - праздник весны, когда отмечается праздник.
  4. Хаг ха-Херут - праздник свободы - в память об Исходе из Египта.

История праздника

Согласно ( .12:22,23), накануне последней из - поражения первенцев - Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью отметить дверные косяки, в результате чего в ночь 15 Бог «прошёл мимо» домов евреев и они были спасены.

Заповеди

Хамец (квасное)

Во время праздника Песах к обычным правилам добавляются специфические запреты, связанные с квасным - (ивр. חמץ‎, «заквашенное», «квасное»). Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде.

Ликвидация хамеца

Еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке. Цель - ликвидировать все квасное в доме. требует ликвидации кусков хамеца размером крупнее оливки. Одновременно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы хамеца (хлеб, макароны, печенье, суповые смеси).

Продажа хамеца

Хамец, который представляет материальную ценность (например, спиртные напитки, изготовляемые из злаков), разрешается продать перед Песахом . Продажа хамеца организуется местным раввином, через процедуру, называемую «мехират хамец». Как агент, «продаёт» весь хамец нееврею по цене, которая должна быть согласована после праздника, а до того нееврея просят уплатить символический начальный взнос, при условии доплатить остаток после Песаха. Когда праздник заканчивается, раввин связывается с неевреем, чтобы выкупить хамец общины обратно.

Формальный поиск хамеца (Бдикат хамец)

После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного («Бдикат хамец»). Глава семьи при этом читает специальное благословение «о ликвидации хамеца», после чего переходит из комнаты в комнату, чтобы проверить, что нигде не осталось крошек. Существует также традиция прятать в доме тщательно завёрнутые десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь хамец, и его благословение не пропадёт даром.

Сжигание хамеца (Биур хамец)

Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются («Биур хамец»).

Посуда на Песах

В религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. семьи, которые покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы хамеца.


Водник , CC BY-SA 3.0

Некоторые семьи, используют на Песах те же стаканы, что и в течение всего года, но тщательно их перед этим моют.

Пост первенцев

В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев». Однако, фактически, большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге. Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела или и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.

Жертва Песах

Пасхальная жертва также называется «корбан песах» («пасха»). Согласно Пятикнижию, каждая семья должна отведать одного ягнёнка в ночь на 15 нисана. Ягнёнок должен был быть зажарен и съеден вместе с мацой и . После разрушения Храма жертвы не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах» пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зроа» - жареная баранья голень, куриное крыло или ножка.

Пасхальный Седер

Центральное событие праздника - Седер, пасхальный вечер. Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов.


Лубок XIX в. , Public Domain

Четыре чаши

Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина. Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне, их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера.

Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.


Yoninah , CC BY-SA 3.0

Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.

Марор

В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) - марор.

Праздничная неделя

Исру хаг

Следующий день после праздника Песах называется Исру хаг. Этот день служит для связи крупнейших праздников (Песах, Шавуот и Суккот) с остальными днями в году.

Отсчёт дней Омера

С ночи 2 дня Песаха начинается отсчёт дней Омера. Во времена днём первого дня приносили туда сноп («омер») пшеницы из нового урожая. До принесения омера в Храм евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. После разрушения Храма запрещено есть новый урожай до вечера второго дня Песаха.

Отсчёт дней Омера ведут в течение 49 дней, после чего на 50 день празднуется Шавуот (Пятидесятница). При счёте считают как дни, так и недели: например, на первый день говорят «сегодня первый день по Омеру», а на 8-й - «сегодня 8 дней, которые составляют неделю и один день по Омеру».

Седьмой день Песаха

Всевышний повелевает:

«в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» (Лев.23:8).

Однако, не указывается причина праздника. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили преследовавшего их фараона (Исх.14:21–29). В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море». Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море».

Фотогалерея



Позднее, во время существования Иерусалимского храма , пасхальная жертва съедалась во время пасхального седера 15 нисана. Однако после разрушения Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах » пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зро́а » - жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

Пасхальный Седер

Празднование Песаха. Украинский лубок XIX века

Основная статья : Седер

Центральное событие праздника - пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах , или просто се́дер / се́йдер ).

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь евреи должны прочитать пасхальную Хаггаду , где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.

Чтение Пасхальной Хаггады

В первый вечер Песаха (за пределами Израиля - в два первых вечера) каждый еврей должен читать рассказ об Исходе из Египта.

Четыре чаши

Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне , их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следущую часть Седера.

Маца

Маца машинного изготовления.

Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.

Выпекание мацы

Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных еврейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых маца шмура («сохраненная маца», имеется в виду, что пшеница охраняется от контакта с водой со дня срезания летом до выпекания мацы для последующего Песаха). Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.

Марор

В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) - маро́р .

Праздничная неделя

Отсчёт дней Омера

С ночи второго дня Песаха начинается отсчёт дней Омера. Во времена Храма днём первого дня приносили туда сноп («омер ») пшеницы из нового урожая. До принесения омера в Храм евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. После разрушения Храма запрещено есть новый урожай до вечера второго дня Песаха.

Отсчёт дней Омера ведут в течение 49 дней, после чего на 50 день празднуется Шавуот (Пятидесятница). При счёте считают как дни, так и недели: например, на первый день говорят «сегодня первый день по Омеру », а на 8-й - «сегодня 8 дней, которые составляют неделю и один день по Омеру ».

Седьмой день Песаха

Всевышний повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте » (Лев. 23:8). Однако, не указывается причина праздника. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили преследовавшего их фараона (Исх. 14:21–29). В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море».

Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море».

Иудейский праздник Песах схож с православной Пасхой. Празднования также длятся неделю. Как вычисляется иудейская Пасха? Наступает она на четырнадцатый день священного месяца нисана, который соответствует марту-апрелю в григорианском календаре. Этот праздник считается самым главным и святым для иудеев, он знаменует начало зарождения еврейского народа. Как появился этот праздник? Какие традиции ему соответствуют? Как правильно соблюдать ритуалы и праздновать Песах?

Дата Песаха в 2019 году

Приближается период празднования главного торжества израильтян. В 2019 году иудейская Пасха выпадает на период с 19 по 27 апреля. Основной считается ночь с 19 на 20 апреля, далее - шесть дней праздничных будней и последний, седьмой день, выходной.

История праздника

Согласно традиционным верованиям, Песах отмечается в знак исхода иудеев из плена египетского. Подробное повествование о мытарствах еврейского народа излагается во второй книге Моисея - «Книге Исхода». Это второй из пяти томов Торы.

Само слово «песах» переводится как «перепрыгнуть». По другой версии - «проходи дальше». Что за праздник Песах? История иудейского народа начинается со времен Иакова. Он поселился с семьей на земле фараонов и жил богато и счастливо. Но годы шли, сменялись правители Египта, писались новые законы и устанавливались новые правила. Людей, прибывших из других стран, стали притеснять. Постепенно род Иакова из мирных поселенцев превратился в рабов.

Тем временем Моисею явились чудеса Господни. И приказал Бог ему следовать в земли египетские и освободить еврейский народ. Чудеса он посылал в знак своего намерения и благословения. Моисей предстал перед фараоном, но тот отказался отпустить иудеев. Тогда Господь наслал на него десять казней. Страшные бедствия захватили Египет: по стране пронесся мор и убил стада скота, пропал весь урожай.

Несмотря на грозящий голод и разруху, фараон не соглашался отпускать рабов. И пришло время самой страшной десятой казни. Господь проклял народ на земле египтян и сказал, что в одну ночь будут убиты все первенцы в каждом доме. Моисею же Бог дал предостережение. Для защиты иудеев и их детей на каждом доме, где они жили, необходимо было нанести метку. Вечером, перед наступлением кровавой ночи, евреи зарезали ягненка и его кровью на каждой двери нарисовали охранный знак. Ангел смерти увидел отметину и обошел еврейские семьи стороной. И в ночь на четырнадцатый день месяца нисана Ангел убил всех первенцев египтян, а еврейские первенцы остались невредимы. Именно этот знак и называется «Песах» (с иврита - «проходи мимо»). Только после этого фараон отпустил народ иудейский с Моисеем. Так четырнадцатый день нисана ознаменовался освобождением еврейского народа из под гнета египтян. И все дети иудеев были спасены.

Значение праздника для иудеев

Темой Исхода пронизана вся религия евреев. Следующие за ним события связаны с приходом на Израильскую землю и созданием отдельного государства. В древние времена праздник знаменовался гуляниями, богослужениями и торжественной трапезой с ритуальным умерщвлением ягненка.

Время празднования исхода евреев с египетской земли совпало с праздником прихода весны. Поэтому у торжества есть ряд схожих названий. Песах - основное наименование, смысл ритуального действа в чествовании еврейского народа в знак освобождения и получения независимости.

Второй вариант - Хаг а-Мацот, от слова «маца». Такое название у праздника появилось в связи с тем, что, уходя из Египта, измученные иудеи так спешили, что не успели взять с собой практически ничего. Еды у них тоже не было, хлеб приходилось готовить на ходу из того, что имелось в наличии. Так появилась маца - бездрожжевой хлеб. С ней связаны интересные ритуалы современного празднования Песаха.

Еще один вариант - Хаг а-Авив, в переводе - праздник весны. Это традиционный весенний праздник у многих народов, и иудеев в том числе. Знаменует начало посева, радость и новое рождение природы.

Четвертый вариант - Хаг а Херут, праздник свободы. Значение относится также к исходу иудеев. Песах по еврейским верованиям празднуется как время освобождения и справедливости. Существует целый свод законов празднования Песаха, название его - Псахим.

Подготовка к празднованию

Предшествует торжеству генеральная уборка. Особенность ее в том, что хозяину или хозяйке дома необходимо вынести и уничтожить то, что способно бродить (квасное). В эту категорию попадают все хлебобулочные изделия, крупы и злаковые, соусы и много чего еще. Эти продукты можно съесть до праздника или отнести в дом людей другой веры на хранение. Квасные изделия называются хамец.

Желательно, чтобы в процессе подготовки к празднику принимало участие все еврейское семейство. Так уборка проходит более тщательно, ведь запрещено нахождение даже крошки хамеца в жилище. Всю имеющуюся посуду промывают горячей водой, очищая от остатков пищи. Перед первым днем иудейского праздника Песаха традиционно хозяин дома со свечой в руке обходит все комнаты. В руках у него должны быть перо и ложка. Этот процесс символизирует розыски хамеца в доме. Найденное необходимо немедленно уничтожить.

Каббалистическое учение говорит о том, что брожение теста символизирует гордость в человеке - то, о чем он думает, когда его кто-то задел, обидел. Уничтожение хамеца направляет верующих на усмирение гордыни. Песах возрождает божественное в душе. Поэтому необходимо вымести из нее все лишнее, забродившее.

Ритуалы

Единственный хлеб, который разрешен в иудейскую Пасху, это маца. Она символизирует ту спешку, с которой евреи вырвались на свободу из рабства. Маца - это лепешка из не успевшего подойти теста. Готовность мацы достигается в период не более восемнадцати минут. К празднику готовят специальную лепешку, она называется шмура.

Для первого вечера празднования Песаха изготавливают три мацы и выкладывают одну на другую. К первому ужину готовятся все члены семьи. На стол накрывают самую лучшую скатерть и ставят красивую посуду. Если есть приборы из серебра, то разрешается использовать их. Особо верующие семьи держат отдельный набор посуды для торжества. На стол подают горькую зелень в знак горечи, перенесенной народом Израиля, и вино. Напитки для празднества должны быть приготовлены только евреем, иначе сок или вино будут считаться некошерными.

Существует отдельный свод правил иудейского праздника Песаха - Агада. Перед началом празднования хозяйка дома зажигает свечи, их должно быть не менее двух. Если Песах выпал на ночь с пятницы на субботу, то свечи используют те же, что для Шаббата. Зажигают их за восемнадцать минут до того, как солнце сядет за горизонт. На свечи читаются молитвы и благословения.

Когда Песах наступает в субботу, свечи ставят максимум через пятьдесят минут после захода солнца. В другие дни недели их вносят непосредственно перед началом празднования, но от огня, который был разожжен до захода солнца. Такие тонкости связаны с верованием, что в Священную Субботу нельзя прикасаться к тому, что дает огонь. А в праздники нельзя создавать пламя, но есть разрешение передавать его от одного человека к другому, зажигая свечу от другой свечи, например. Таким путем праздник отделяется от будней, освящается пламенем.

Седер Песах

В первый вечер праздника евреи собираются за богатым столом. Этот вечер называется Седер. Его суть сводится к тому, что евреи вспоминают исход из Египта (поминать в иудаизме запрещено, поэтому каждый Седер еврейские семьи заново проживают освобождение). Первым делом на стол ставится специальное блюдо. На нем в строго определенном порядке расположена кошерная пища. Каждый приготовленный продукт несет свой смысл и символику. Даже его место на блюде выбрано не просто так. Существует определенный порядок действий (само слово Седер переводится как «порядок») в процессе празднования первого вечера Песаха. Он состоит из нескольких этапов:

1. Кадеш. На этом этапе произносится молитва из трех благословений. Ее название - Кидуш. Этим действием дается благословение на празднование. Выпивают первый бокал вина. Рекомендуется для этих целей начинать с небольшой емкости, дабы выпить все целиком без остановки.

2. Урхац. Омовение рук. В процессе ритуала глава семьи восседает в начале праздничного стола. Предметы для совершения процедуры ему преподносят остальные члены семьи.

3. Карпас. Этим словом называют блюдо, состоящее из овощей. Для его приготовления используют картофель, сельдерей. Оно является символом тяжелого труда, который выполняли иудеи на египетской земле. Карпас перед тем как съесть обмакивают в воду с растворенной солью, символом слез, читают молитву-благословение.

4. Яхац. Приготовленную для торжественной трапезы среднюю мацу ломают на несколько кусочков. Самый крупный ломтик заворачивают в салфетку и прячут в доме. Тот из детей, кто найдет этот кусочек, получит подарок. Название этого ломтика мацы - афикоман. Оставшиеся кусочки прячут между двумя другими мацами.

5. Магид. На этом этапе пересказывают легенды по Агаде, истории об исходе евреев и о том, как зародился Песах. Изначально воспроизводят на иврите и в случае необходимости позже переводят для гостей. Далее младший ребенок задает главе семьи четыре вопроса о том, как отличается ночь Песаха от других, есть ли чего стыдиться евреям, почему иврит и историю израильтян забывают и об уважении к иудеям. Суть вопросов сводится к тому, что народ был рабом, а теперь освободился и может помнить свою историю и жить открыто, с гордо поднятой головой. Диалог строится в каждой семье, эта традиция уникальна и является центральной в ритуале Седера. После этой речи опустошают второй бокал вина.

6. Маца. Над второй мацой совершают молитву. Верхнюю разламывают на количество кусков, равное количеству присутствующих на торжестве. Съесть этот кусочек нужно в расслабленной позе, полулежа на подушках, как символ обретенной свободы и независимости.

7. Марор. Следующее блюдо, за которое принимаются празднующие, символизирует всю горечь иудеев в рабстве. Марор представляет собой горскую зелень или смесь с хреном, ее макают в харосет (своеобразный соус). Можно сочетать продукты, например, сделать бутерброд из мацы и марора. Он называется корех.

8. Шульхан-орех. Этап, на котором начинается пир. Можно есть все то, чем богаты хозяева стола. Подают суп, печеное мясо или рыбу.

9. Цафун. Процесс съедения нашедшегося кусочка мацы. Его делят на всех присутствующих и соединяют с той мацой, которая есть на столе. Это финальный прием пищи, после него трапезничать запрещено.

10. Барех. Заключительный момент. Читают молитву и опорожняют третий бокал вина.

Перед тем как выпить четвертый бокал, открывают дверь и «впускают» пророка Илию. Он оповестил иудеев о наступлении избавления от рабства и считается предвестником прихода Спасителя. Его бокал остается на столе нетронутым. Все присутствующие же допивают четвертый бокал вина, сопровождая это действо молитвами. В завершении праздничного вечера поют песни на тему иудейской Пасхи. Все участники трапезы общаются на богословские темы и о традициях празднования. Старшие делятся житейскими мудростями (ниже на фото - Песах в иудейской семье).

Что должно присутствовать на праздничном столе?

Перед началом вечера Седер иудеи определяют, какое место за столом достанется каждому из гостей. Подобным образом распределяются блюда, которые будут подавать к столу.

Единственным возможным хлебом, как уже упоминалось, является маца. Из бездрожжевой муки евреи делают пироги, клецки для супа, бутерброды, добавляют в салат и делают блинчики. Вкус пресной мацы возвращают иудеям память предков, символизирует лишения и горе, которые довелось перенести этому народу. Из ягненка на косточке готовят специальное блюдо - зроа. Вместо агнца можно использовать курицу. Это блюдо символизирует принесенного в жертву Спасителю барашка, кровью которого наносили знаки песах на двери еврейских домов.

Бейца - яйцо, сваренное вкрутую. В иудаизме оно означает возрождение и счастливую жизнь. Марор - горькая зелень (латук, хрен, базилик). Карпас - грубые овощи (часто вареный картофель) как символ непосильного труда рабов на египетской земле. Соус харосет - олицетворение жидкой смеси для постройки пирамид в Древнем Египте. Его использовали рабы-иудеи. В состав входят: яблоки, вино, приправы и грецкий орех. Существует масса рецептов по его приготовлению. На столе, как правило, дополнительно присутствуют орешки, фрукты.

Из напитков используется кошерное домашнее вино или виноградный сок. Отдельно взятый фужер олицетворяет четыре обязательства, которые Господь озвучил иудеям на исходе: «И выведу вас из-под ига египтян...», «И избавлю вас...», «И спасу вас...», «И приму вас...».

В первые сутки празднования евреям запрещено работать. Принято посещать синагогу, молиться, следовать традициям. Священнослужители благословляют народ на Песах.

Праздничные будни

В последующие шесть дней иудейская Пасха продолжается. Застолий, подобных Седеру, больше не будет. Благочестивые евреи работают меньше, когда празднуется Песах, или не работают вовсе. Ошибочно думать, что весь период празднования наполнен молитвами и поглощением пищи. На второй день принято посещать родственников, совместно с ними отдыхать и расслабляться. В Песах нельзя ни о ком забывать. Одиноких людей приглашают к столу соседи или знакомые. Израиль наполняется единым духом, общностью. Иудеи много общаются между собой, навещают родственников, с которыми долго не виделись.

Седьмой день

В этот день отмечают переход евреями во главе с Моисеем Красного моря. Попросив на морском берегу Господа о помощи, предводитель иудеев получил ее. Море разверзлось на две половины и перед присутствующими открылась дорога по его дну. На седьмой день праздника иудейской Пасхи планируют гуляния. Народ танцует, поет на улицах. А ночью устраивают представление с имитацией прохода сквозь морскую пучину.

Песах и Пасха

Несмотря на явное сходство в названии, эти два праздника имеют совершенно разные корни. Песах хронологически свершился раньше Пасхи, поэтому традиционно проходит в более ранние даты. В отличие от иудеев, которые в Песах отмечают освобождение от рабства, Пасха - это Воскресение Христа. Между собой праздники не связаны никак, хотя название у них схожи.

На Пасху принято накрывать богатый стол с использованием традиционных блюд (крашеные яйца, куличи, пасха). Но духовное наполнение торжеств совершенно разное, и отношения друг к другу они не имеют. Католическая и иудейская Пасха также сильно отличаются, хотя даты празднования часто совпадают. Католики, как и христиане, отмечают Воскресение Господне.

Песах стал первым праздником, который начали отмечать евреи. Все иудейские торжества начинаются вечером, поэтому в дни их проведения закрываются раньше все учреждения, и евреи отправляются праздновать. Песах - не исключение. На время празднования хлеб пропадает не только в домах, но и на прилавках, чтобы исключить соблазн. Так как исчисление даты начала празднества происходит по еврейскому календарю, дата его начала каждый год меняется.

Маца как символ праздника иудейской Пасхи имеет несколько названий. В Торе она носит название «бедного хлеба» или «несчастного хлеба». Хоть состав ее не отличается разнообразием, на Песах печется специальная маца. Это не калорийный продукт, всего лишь 111 калорий в одном кусочке. В повседневности в мацу добавляют яблочный сок, ягоды, яйца и прочее. В Седер такой хлеб есть запрещено, разрешен исключительно бездрожжевой и без добавок. В 1838 г. А.Зингер изобрел устройство по производству мацы, но правоверные евреи стараются готовить ее дома. Этот хлеб нельзя есть целый месяц до наступления Песаха, чтобы потом лучше чувствовать его вкус. За день до прихода праздника мужчины-первенцы в семье должны соблюдать пост.

Три мацы на столе в вечер Седера - олицетворение коэнов, простых евреев и левитов. Через месяц после проведения Песаха те евреи, кто не смог отпраздновать по какой-то причине отмечают Песах-Шени. В этот день можно приготовить ягненка или курицу, а мацу можно есть, не уничтожая хамец.

В заключение

Что за праздник Песах? Он пробуждает в людях стремление к единению. Молитвы и богословские беседы стимулируют отказ от критики в отношении других. Во время празднований запрещено испытывать зависть и осуждать ближнего. Одинокого окружат заботой, голодного накормят. Основная мысль всего празднования - думать не только о себе, но и об окружающих, бескорыстно помогать.

Спасение народа иудейского путем перехода по пустыне, историческими сведениями не подтверждено. Из этого специалисты делают вывод, что исход, вероятно, произошел раньше, и его не смогли зафиксировать. Каббала трактует суть Песаха иначе. В метафорическом смысле иудеи избавились от гнета тиранов, и это способствовало установлению Израиля как отдельного государства. И все же празднования в честь освобождения евреев от рабства проводятся повсеместно, радость от обретения свободы до сих пор не утихает в крови иудеев. Говорят, что трапеза Седер - удивительное явление. Ведь на протяжении сотен веков ежегодно в каждой еврейской семье повторяется один и тот же сценарий проведения праздничного ужина. Сегодня в Израиле на Песах закрывают школы и детские сады, дети весь день находятся вместе с родителями. Израильтяне говорят, что в этот период трудно выйти на улицу, настолько там многолюдно.

Праздник иудеев Песах - древний, один из самых почитаемых. Десять заповедей Моисея, который бродил с евреями по пустыне сорок лет, легли в основу общепризнанных моральных ценностей.

Есть в нашей жизни праздники, основная идея которых понятна и ясна. Скажем, 9 Мая, День космонавтики или некий «День чего-то». С посложнее, но Песах – чемпион по запутанности, противоречивости, даже парадоксальности.

Самый главный праздник

Бывают мгновения, которые включают в себя вечность и изменяют весь ход человеческой истории. В одну из темных ночей весеннего 15-го числа 2448 года по еврейскому календарю более 2 миллионов потомков сыновей Якова со всех концов Египта встают, в большой спешке покидают привычные нажитые места и выходят из египетского рабства по направлению к горе Синай.

Это событие настолько невероятно и значительно, что впечатления от него и яркость переживаний крепко живут в сердце каждого еврея по сей день. Тогда из разрозненной малочисленной этнической группы родился народ Израиля.

С этого момента еврейский народ всего мира ежегодно отмечает Песах — праздник Исхода из египетского рабства, единодушно признавая его самым важным своим праздником. Ведь евреи совершили Исход не согласно обычному порядку развития. Они перепрыгнули через свое нынешнее состояние, и вышли на новую ступень жизни.

Праздник многогранный. У него много других названий: Исход, праздник весны, праздник свободы. Не будем вникать во все многочисленные законы, ритуалы, символы и традиции Песаха. Как вы понимаете, наличие разнообразных условностей намекает на то, что за каждым оттенком и деталью кроется глубина и серьезное наставление. И вкус у этого коктейля всегда разный.

Как современный еврей празднует Песах

Удивительно, но обычаи этого праздника соблюдаются еврейскими семьями во всех странах мира. Это отчасти помогает им оставаться единым народом в условиях многовекового рассеяния.

Сначала подготовка — генеральная уборка. Казалось бы, нет в этом ничего специфичного, обычно все праздники начинаются (и заканчиваются) приборкой. Секрет в том, что кроме стандартного, вернее сказать, тщательного наведения чистоты, хозяйки обязаны вычистить весь дом от : мучных изделий, злаков, соусов и многого прочего. Некоторые все подъедают или сдают в аренду не еврею.

Продолжается Песах семь дней, а начало всегда проходит очень торжественно. Вечером 14 нисана принаряженная в белоснежные одежды семья в полном составе вместе с гостями собирается за ужином и читает Пасхальную Агаду. Суть трапезы — в ее названии: или порядок. Как бы ни соблазнял запах фаршированной рыбы, церемония седера соблюдается крайне педантично: каждому действию отведено свое место и время.

На целую неделю весь еврейский мир лишен простого хлеба. Убегая из Египта, евреи торопились так, что пришлось прихватить с собой приготовленное, но еще не забродившее тесто. Несли его на спинах, под палящим солнцем оно превратилось в сухие и пресные лепешки или знаменитую мацу – главный символ Песаха.

В дни праздника усиливается впечатление, что — это один общий город, со сплошными улицами, а главное – с единой оживленной атмосферой. Часто за праздничным столом люди беседуют по методике кругов, популярной в Израильском обществе. Высказываясь по кругу, они выражают свое мнение, не опасаясь осуждения и критики, пытаются услышать остальных, стремятся приложить усилия, чтобы приобщить свою уникальность к единой точке зрения. В центре такого круга равных людей раскрывается природная сила, позволяющая ощутить незабываемый вкус того, как хорошо понимать и ценить друг друга. Всякий раз такой удивительный практический эксперимент завершается победой над хандрой и хорошим настроением всех участников. Если не верите, попробуйте!

Как полюбить соседа

«Египет» — это не география с историей, а наш растущий эгоизм. Внутри нас таится отрицательная сила, вынуждающая смотреть на всех критически. Мы осуждаем абсолютно все, что не принадлежит нам и нашим детям, мы страдаем, если сосед опять купил себе новую машину. Каждый чувствует, что он значительнее других, особенный, ни от кого не зависит. Как раз об этом повествует Пасхальное Сказание. До тех пор, пока мы не выйдем из рабства себялюбия, пока не ощутим всех своей семьей, не будет у нас хорошей жизни.

Празднуя Песах, мы каждый год реализуем возможность познать что-то новое о себе, о нашем народе и произвести качественную трансформацию в отношениях между нами. Миру не хватает доверительной и искренней связи. Хотя бы не делать другому то, что ненавистно тебе. Только евреи могут дать подобные отношения миру, при условии, что сами начнут их выполнять. Давайте перестанем желать зла соседу!

Валентина Татарчук

, 16 Nisan [d] , 17 Nisan [d] , 18 Nisan [d] , 19 Nisan [d] , 20 Nisan [d] , 21 Nisan [d] и 22 Nisan [d]

Заповеди

Кашрут на Песах

Хамец (квасное)

Такая «продажа» считается обязательной согласно Галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь «хамец», который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей. Аналогично, религиозные евреи - владельцы магазинов продают весь свой «хамец» нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность. Иудеи продают весь свой «хамец» соседям-неевреям с риском, что последние не вернут его обратно .

Формальный поиск хамеца Бдикат хамец »)

После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного («Бдикат хамец »). Глава семьи при этом читает специальное благословение «о ликвидации хамеца» (על ביעור חמץ - аль биур хамец ), после чего переходит из комнаты в комнату, чтобы проверить, что нигде не осталось крошек. Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом ».

Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и его благословение не пропадёт даром.

Сжигание хамеца Биур хамец »)

Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются («Биур хамец »).

Глава семьи объявляет любой «хамец », который не был найден, «недействительным» «как прах земной». Если же «хамец » будет во время Песаха действительно найден, его необходимо сжечь или сделать непригодным для пищи.

Посуда на Песах

Из-за строгого отделения «хамеца » на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Ашкеназские семьи, которые покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим ). Некоторые сефардские семьи, использующие на Песах те же стаканы, что и в течение всего года, тщательно их перед этим моют.

Пост первенцев

В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских.

Однако фактически большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге . Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Мишны или Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.

Жертва Песах

Во времена существования Храмов в Песах приносилась жертва в виде заклания животного, которая называлась «корба́н пе́сах ». Согласно Пятикнижию , каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного ягнёнка в ночь на 15 нисана . Ягнёнок не мог быть заколот тем, во владении кого есть квасное . Ягнёнок должен был быть зажарен и съеден вместе с мацой и маро́ром (англ.) русск. - горькими травами. Нельзя было ломать у жертвы кости . До утра от жертвы не должно было ничего остаться .

Однако после разрушения Второго Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах » пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зро́а » - жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

Седер Песах

Празднование Песаха. Украинский лубок XIX века

Центральное событие праздника - пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах , или просто се́дер / се́йдер / са́йдэр ).

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь иудеи должны прочитать пасхальную Хаггаду , где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.

Чтение Пасхальной Агады

В первый вечер Песаха (за пределами Израиля - в два первых вечера) каждый религиозный еврей должен читать рассказ об Исходе из Египта.

Четыре чаши

Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина или виноградного сока. Виноградный сок тоже считается вином и может использоваться на седере (особенно для детей и недомогающих), если он приготовлен согласно требованиям кошерности для вина . Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне , их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера. Четыре чаши символизируют четыре обетования в книге Шмот (Исх.6:6-8):

6 Итак скажи сынам Израилевым:
Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их,
и спасу вас мышцею простертою и судами великими;

7 и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского;
8 и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать её Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам её в наследие. Я Господь.

Кроме этих четырёх чаш, может быть дополнительная пятая чаша - «чаша для Илии ».

Афикоман

Трапезу завершает «афикоман» - завершающее блюдо. Во времена Храма афикоманом была пасхальная жертва, а после его разрушения - кусок мацы, который отламывают в начале седера. Афикоман принимают перед вкушением третьей чаши - чаши «искупления».

Маца

Маца машинного изготовления.

Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.

Выпекание мацы

Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных иудейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых маца шмура («сохранённая маца», имеется в виду, что пшеница охраняется от контакта с водой со дня срезания летом до выпекания мацы для последующего Песаха). Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения, и маца станет некошерной на Песах.

Марор

В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) - маро́р .