Фонвизин Денис Иванович, (1744/1745-1792 гг.), писатель, драматург

А разве тот счастлив, кто счастлив один? Вообрази себе человека, который бы всю свою знатность устремил на то только, чтоб ему одному было хорошо, который бы и достиг уже до того, чтоб самому ему ничего желать не оставалось. Ведь тогда вся душа его занялась бы одним чувством, одной боязнию: рано или поздно сверзиться. Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?

Без знатных дел знатное состояние ничто.

Без ума жить худо; что ты наживешь без него?

Береги жену, не давай ей воли.

В большом свете водятся премелкие души.

В глазах мыслящих людей честный человек без большого чина - презнатная особа.

Взятки запрещать невозможно. Как решать дело даром, за одно свое жалованье?

Возможно ли тому статься, чтоб в книгах врали?

Все равно, иметь ли мужа или быть связанной.

Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.

Всякий найдет в себе довольно сил, чтобы быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала.

В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Две тысячи душ и без помещичьих достоинств всегда две тысячи душ, а достоинствы без них - какие к черту достоинствы.

Для прихотей одного человека всей Сибири мало!

Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.

Женщины обыкновенно бывают целомудренны с людьми заслуженными, а с повесами редко.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

И сам не знаю я, на что сей создан свет!

Как можно подумать, что Богу, который все знает, неизвестен будто наш табель о рангах?

Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!

Как судьбина милосердна! Она старается соединить людей одного ума, одного вкуса, одного нрава.

Когда же то тебя так сильно изумляет,
Что низка тварь корысть всему предпочитает

И к счастию бредет презренными путьми, - Так, видно, никогда ты не жил меж людьми.

Корыстолюбие делает из человека такие же чудеса, как и любовь.

Корыстолюбие редко любовь побеждает.

Ленивый боится при деле труда, а праздный не терпит самого дела.

Ленивый бывает таковым больше от расположения тела, а праздный больше от расположения души.

Много печатного вздору у нас не оттого, что больше стало еретиков, а разве оттого, что больше стало дураков.

Молодой человек подобен воску.

Надобно, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны.

Начинаются чины - перестает искренность.

Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.

Невежда без души - зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление.

Не все ври, что знаешь.

Не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.

Нельзя не любить правил добродетели. Они способы к счастью.

Ум и наука подчиняются моде столько же, сколько сережки и пуговицы.

Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб спрятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Одно почтение должно быть лестно человеку - душевное, а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.

О Клим! дела твои велики!

Но кто хвалил тебя? Родня и две заики.

Оставлять богатство детям? Умны будут - без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Наличные деньги - не наличные достоинства. Золотой болван - все болван.

Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище.

Сердце человеческое есть всегда сердце, и в Париже и в России: оно обмануть не может.

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Слава Богу, что на вранье нет пошлин! Ведь куда бы какое всем было разорение!

Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами.

Счастлив, кто в старости сохраняет все свои чувства.

Ты должен посвятить отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честный человек.

У кого чаще всех Господь на языке, у того черт на сердце.

Честь есть душа супружеского согласия.

В мое время, когда я еще был помоложе, народ был гораздо крупнее.

Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни. И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостью человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.

А разве тот счастлив, кто счастлив один? Вообрази себе человека, который бы всю свою знатность устремил на то только, чтоб ему одному было хорошо, который бы и достиг уже до того, чтоб самому ему ничего желать не оставалось. Ведь тогда вся душа его занялась бы одним чувством, одной боязнию: рано или поздно сверзиться. Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?

Без знатных дел знатное состояние ничто.

Без ума жить худо; что ты наживешь без него?

Береги жену, не давай ей воли.

В большом свете водятся премелкие души.

В глазах мыслящих людей честный человек без большого чина - презнатная особа; добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может.

В мое время, когда я еще был помоложе, народ был гораздо крупнее.

В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Взятки запрещать невозможно. Как решать дело даром, за одно свое жалованье?

Возможно ли тому статься, чтоб в книгах врали?

Все равно, иметь ли мужа или быть связанной.

Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.

Всякая тварь что-нибудь да значит, и чего-нибудь да ищет.

Всякий найдет в себе довольно сил, чтобы быть добродетельным. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала.

Две тысячи душ и без помещичьих достоинств всегда две тысячи душ, а достоинствы без них - какие к черту достоинствы.

Для прихотей одного человека всей Сибири мало!

Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.

Женщины обыкновенно бывают целомудренны с людьми заслуженными, а с повесами редко.

И сам не знаю я, на что сей создан свет!

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Как можно подумать, что Богу, который все знает, неизвестен будто наш табель о рангах?

Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!

Как судьбина милосердна! Она старается соединить людей одного ума, одного вкуса, одного нрава.

Когда же то тебя так сильно изумляет,

Что низка тварь корысть всему предпочитает

И к счастию бредет презренными путьми,

Так, видно, никогда ты не жил меж людьми.

Корыстолюбие делает из человека такие же чудеса, как и любовь.

Корыстолюбие редко любовь побеждает.

Кто может - грабит, кто не может - ворует.

Ленивый боится при деле труда, а праздный не терпит самого дела.

Ленивый бывает таковым больше от расположения тела, а праздный больше от расположения души.

Много печатного вздору у нас не oттoгo, что больше стало еретиков, а oт тoгo, что больше стало дурако в.

Молодой человек подобен воску.

Надобно, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны.

Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещёние возвышает одну добродетельную душу.

Начинаются чины - перестает искренность.

Не всё ври, что знаешь.

Не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила бы. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.

Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб спрятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Не хочу учиться, хочу жениться!

Невежда без души - зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление.

Нельзя не любить правил добродетели. Они способы к счастью.

О Клим! Дела твои велики! Но кто хвалил тебя? Родня и две заики.

Одно почтение должно быть лестно человеку - душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.

Оставлять богатство детям? Умны будут - без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Наличные деньги - не наличные достоинства. Золотой болван - все болван.

Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, топоры.

Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище.

Сердце человеческое есть всегда сердце, и в Париже и в России: оно обмануть не может.

Слава Богу, что на враньё пошлин нет! Ведь куда бы какое всем нам было разорение!

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами.

У кого чаще всех Господь на языке, у того чёрт на сердце.

Ум и наука подчиняются моде столько же, сколько сережки и пуговицы.

Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни. И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостью человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.

Честь есть душа супружеского согласия.

Читали ли вы комедию Д.И. Фонвизина « Недоросль »? Одним из положительных персонажей в этом произведении является Стародум, честный и порядочный человек, который нажил себе состояние, служа в армии, а потом будучи чиновником.

Стародум был весьма образованным человеком. Он считал, что воспитание дворянина должно включать в себя воспитание не только ума, но и сердца. Стародум очень проницателен и прямодушен.

В пьесе он говорит всю правду людям в глаза. Именно поэтому в «Недоросли» очень много афоризмов Стародума – глубоких законченных и кратких высказываний, которые и по сей день используются в нашем обиходе.

Афоризмы Стародума из комедии «Недоросль»

Пример афоризмов (крылатых выражений) Стародума из «Недоросли» Фонвизина:

  • «У меня правило: в первом движении ничего не начинать»;
  • «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится»;
  • «Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока»;
  • «Наличные деньги - не наличные достоинства»;
  • «Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать»;
  • «Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь»;
  • «Ведай, что совесть, как друг, всегда остерегает прежде, нежели как судья наказывает»;
  • «По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного»;
  • «В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь»;
  • «Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом».

ИПТПЫП, ЕУМЙ РМБФШЕ ФЧПЕ ВЕЪ РТПТЕИ.
й П ИМЕВЕ ОБУХЭОПН РПДХНБФШ ОЕ ЗТЕИ.
б ЧУЕЗП ПУФБМШОПЗП Й ДБТПН ОЕ ОБДП —
цЙЪОШ ДПТПЦЕ ВПЗБФУФЧБ Й РПЮЕУФЕК ЧУЕИ.
(пНБТ иБКСН)

ВЕДОЩК ОЕОБЧЙДЙН ВЩЧБЕФ ДБЦЕ ВМЙЪЛЙНЙ УЧПЙНЙ, Б Х ВПЗБФПЗП НОПЗП ДТХЪЕК. (гБТШ уПМПНПО)

С ИПЮХ ВЩФШ ВПЗБФПК, ОП С ОЕ ИПЮХ ДЕМБФШ ФП, ЮФП ОБДП ДЕМБФШ, ЮФПВЩ УФБФШ ВПЗБФПК. (зЕТФТХДБ уФБКО)

Ч ЬФПН НЙТЕ ВПЗБФЩНЙ ОБУ ДЕМБЕФ ОЕ ФП, ЮФП НЩ РПМХЮБЕН, Б ФП, ЮФП НЩ ПФДБЕН. (вЙЗЕТ з.)

ЕУМЙ ИПЮЕЫШ ВЩФШ ВПЗБФЩН, ОЕ РПНЩЫМСК ХЧЕМЙЮЙФШ УЧПЕ ЙНХЭЕУФЧП, Б ФПМШЛП ХНЕТШ УЧПА ЦБДОПУФШ. (зЕМШЧЕГЙК л.)

ЦБДОПУФШ ДП ДЕОЕЗ, ЕУМЙ ПОБ ОЕОБУЩФОБ, ЗПТБЪДП ФСЗПУФОЕК ОХЦДЩ, ЙВП ЮЕН ВПМШЫЕ ТБУФХФ ЦЕМБОЙС, ФЕН ВПМШЫЙЕ РПФТЕВОПУФЙ ПОЙ РПТПЦДБАФ. (дЕНПЛТЙФ)

ОЕ ФПФ ВЕДЕО, ЛФП НБМП ЙНЕЕФ, Б ФПФ, ЛФП ИПЮЕФ НОПЗПЗП. (уЕОЕЛБ)

ПОЙ ОХЦДБАФУС, ПВМБДБС ВПЗБФУФЧПН, Б ЬФП УБНЩК ФСЦЛЙК ЧЙД ОЙЭЕФЩ. (уЕОЕЛБ)

ЧЩУЫЕЕ ВПЗБФУФЧП — ПФУХФУФЧЙЕ ЦБДОПУФЙ. (уЕОЕЛБ)

НПЕ ВПЗБФУФЧП УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФП С ДЕМБА, Б ОЕ Ч ФПН, ЮФП С ЙНЕА. (фПНБУ лБТМЕКМШ)

ВПЗБЮЕ ЧУЕЗП ФПФ ЮЕМПЧЕЛ, ЮШЙ ТБДПУФЙ ФТЕВХАФ НЕОШЫЕ ЧУЕЗП ДЕОЕЗ. (зЕОТЙ дЬЧЙД фПТП)

МХЮЫЕ УФЩДЙФШУС УЧПЕЗП ВПЗБФУФЧБ, ЮЕН ЗПТДЙФШУС УЧПЕК ВЕДОПУФША. (юЦБО юБП)

ЮТЕЪНЕТОЩК ВПЗБЮ, ОЕ РПНПЗБАЭЙК ВЕДОЩН, РПДПВЕО ЪДПТПЧЕООПК ЛПТНЙМЙГЕ, УПУХЭЕК У БРРЕФЙФПН УПВУФЧЕООХА ЗТХДШ Х ЛПМЩВЕМЙ ЗПМПДБАЭЕЗП ДЙФСФЙ. (лПЪШНБ рТХФЛПЧ)

РПЮЕНХ ФБЛ ХУФТПЕО НЙТ, ЮФП Х МАДЕК, ЛПФПТЩЕ ХНЕАФ ЦЙФШ Ч УЧПЕ ХДПЧПМШУФЧЙЕ, ОЙЛПЗДБ ОЕФ ДЕОЕЗ, Б ФЕ, Х ЛПЗП ДЕОШЗЙ ЧПДСФУС, РПОСФЙС ОЕ ЙНЕАФ, ЮФП ЪОБЮЙФ "РТПЦЙЗБФШ ЦЙЪОШ"? (вЕТОБТД ыПХ)

ТБВПФБС ФПМШЛП ТБДЙ НБФЕТЙБМШОЩИ ВМБЗ, НЩ УБНЙ УЕВЕ УФТПЙН ФАТШНХ. й ЪБРЙТБЕНУС Ч ПДЙОПЮЕУФЧЕ, Й ЧУЕ ОБЫЙ ВПЗБФУФЧБ — РТБИ Й РЕРЕМ, ПОЙ ВЕУУЙМШОЩ ДПУФБЧЙФШ ОБН ФП, ТБДЙ ЮЕЗП УФПЙФ ЦЙФШ. (б. уЕОФ-ьЛЪАРЕТЙ)

ДЧЕ ОБГЙЙ, НЕЦДХ ЛПФПТЩНЙ ОЕФ ОЙ УЧСЪЙ, ОЙ УПЮХЧУФЧЙС; ЛПФПТЩЕ ФБЛ ЦЕ ОЕ ЪОБАФ РТЙЧЩЮЕЛ, НЩУМЕК Й ЮХЧУФЧ ДТХЗ ДТХЗБ, ЛБЛ ПВЙФБФЕМЙ ТБЪОЩИ РМБОЕФ; ЛПФПТЩЕ РП-ТБЪОПНХ ЧПУРЙФЩЧБАФ ДЕФЕК, РЙФБАФУС ТБЪОПК РЙЭЕК, ХЮБФ ТБЪОЩН НБОЕТБН; ЛПФПТЩЕ ЦЙЧХФ РП ТБЪОЩН ЪБЛПОБН... вПЗБФЩЕ Й ВЕДОЩЕ. (дЙЪТБЬМЙ в.)

УЛХРГЩ ФБЛ НОПЗП ЪБВПФСФУС П ВПЗБФУФЧЕ, УМПЧОП ПОП ЙИ УПВУФЧЕООПЕ, ОП ФБЛ НБМП ЙН РПМШЪХАФУС, УМПЧОП ПОП ЮХЦПЕ. (вЙПО)

НЙТУЛЙЕ ВМБЗБ, СЧМССУШ ПВНБОПН, ЖБМШЫША Й ЧЩНЩУМПН, РП РТЙТПДЕ УЧПЕК ОЕРПУФПСООЩ. (бУ-уБНБТЛБОДЙ)

ЛФП УПУФПСОЙЕН УЧПЙН ДПЧПМЕО, ФПНХ ЦЙФШ ЧЕУЕМП. (уХЧПТПЧ б. ч.)

ТБЪНЕТЩ УПУФПСОЙС ПРТЕДЕМСАФУС ОЕ ЧЕМЙЮЙОПА ДПИПДПЧ, Б РТЙЧЩЮЛБНЙ Й ПВТБЪПН ЦЙЪОЙ. (гЙГЕТПО)

ЧУЕЗП ВМЙЦЕ НПЕНХ УЕТДГХ ГБТШ ВЕЪ ГБТУФЧБ Й ВЕДОСЛ, ОЕ ХНЕАЭЙК РТПУЙФШ НЙМПУФЩОА. (дЦХВТБО X.)

ДБЦЕ Х НПМПДПК ЦЕОЭЙОЩ НЕОШЫЕ РПЛМПООЙЛПЧ, ЮЕН Х ВПЗБЮБ, ЛПФПТЩК УМБЧЙФУС ИПТПЫЙН УФПМПН. (чПЧЕОБТЗ)

ВЕДОПУФШ ФБЛ РТЙОЙЦБЕФ МАДЕК, ЮФП ПОЙ УФЩДСФУС ДБЦЕ УЧПЙИ ДПВТПДЕФЕМЕК. (чПЧЕОБТЗ)

ЧУЕ УПУФПЙФ Ч ЧППВТБЦЕОЙЙ. рПУМЕДХК РТЙТПДЕ, ОЙЛПЗДБ ОЕ ВХДЕЫШ ВЕДЕО. рПУМЕДХК МАДУЛЙН НОЕОЙСН, ОЙЛПЗДБ ВПЗБФ ОЕ ВХДЕЫШ. (жПОЧЙЪЙО д. й.)

ФПФ, ЛФП НОПЗП ОБЛПРЙМ, НОПЗПЗП МЙЫЙФУС. (иХО гЪЩЮЕО)

УЛТСЗЙ, ДБЦЕ ЕУМЙ ПОЙ ВПЗБФЩ, ДХНБАФ, ЮФП ЙН ОЕ ИЧБФБЕФ. йН ОЕ РПОСФШ, ПФЮЕЗП ВЕУУТЕВТЕОЙЛЙ ИПФШ Й ВЕДОЩ, Б ЧУЕЗП ЙНЕАФ Ч ЙЪВЩФЛЕ. мАДЙ ЮЕУФПМАВЙЧЩЕ ФТХДСФУС, Б ХДПЧМЕФЧПТЕОЙС ОЕ РПМХЮБАФ. йН ОЕ РПОСФШ, ПФЮЕЗП МАДЙ, ОЕ ИЧБУФБАЭЙЕ УРПУПВОПУФСНЙ, РТБЪДОЩ Й ЦЙЧХФ Ч УЧПЕ ХДПЧПМШУФЧЙЕ. (иХО гЪЩЮЕО)

ЕУМЙ ВЩ ТПУЛПЫШ ВЩМБ ДХТОБ, ЕЕ ОЕ ВЩМП ВЩ ОБ РЙТБИ Х ВПЗПЧ. (бТЙУФЙРР)

ЮЕМПЧЕЛ ЦЙЧЕФ ОБ ЪЕНМЕ ОЕ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ УФБФШ ВПЗБФЩН, ОП ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ УФБФШ УЮБУФМЙЧЩН. (уФЕОДБМШ)

ФЕ, ЛФП УЮЙФБЕФ, ЮФП ДЕОШЗЙ — ЬФП ЧУЕ, ВЕЪ УПНОЕОЙС, ЗПФПЧЩ ОБ ЧУЕ ТБДЙ ДЕОЕЗ. (вПЫЕО)

ВПМШЫЙЕ УПУФПСОЙС ОБЦЙФЩ РПДМПУФША, НБМЕОШЛЙЕ — УЧЙОУФЧПН. (вЕЛ)

Ч ЦЙЪОЙ ОБДП МЙВП ЛПРЙФШ ДЕОШЗЙ, МЙВП ЙИ ФТБФЙФШ. х ПДОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ ОЕ ИЧБФЙФ ЧТЕНЕОЙ ОБ ФП Й ОБ ДТХЗПЕ. (рЕТУЙДУЛБС РПУМПЧЙГБ)

ЦЙЧЙ ФЕН, ЮФП Х ФЕВС ЕУФШ, Б УЕЗПДОСЫОЙК ЙЪМЙЫЕЛ УПИТБОСК ОБ ЪБЧФТБ. мХЮЫЕ ДПВТП ПУФБЧЙФШ ЧТБЗБН, ЮЕН УБНПНХ РПВЙТБФШУС РП ДТХЪШСН. (ьЪПР)

ПИПФОЕЕ ДБТСФ ВПЗБФПНХ, ЮЕН ДБАФ ЧЪБКНЩ ВЕДОПНХ. (цБО рФЙ-уЕОО)

ЮЕМПЧЕЛ, УФТБДБАЭЙК ЪХВОПК ВПМША, УЮЙФБЕФ УЮБУФМЙЧЩНЙ ЧУЕИ, Х ЛПЗП ОЕ ВПМСФ ЪХВЩ. вЕДОСЛ ДЕМБЕФ ФХ ЦЕ ПЫЙВЛХ ПФОПУЙФЕМШОП ВПЗБФЩИ. (дЦПТДЦ ыПХ)

ВПЗБФЩЕ УЕЗПДОС ЪБВЩМЙ, ЮФП ДЕОШЗЙ УТЕДУФЧП, Б ОЕ ГЕМШ. (жТЕДЕТЙЛ вЕЗВЕДЕТ)

ВПЗБФУФЧП ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ДПУФПКОПК ГЕМША ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП УХЭЕУФЧПЧБОЙС. (жТЬОУЙУ вЬЛПО)

Й УБНЩК РПУМЕДОЙК ОЙЭЙК, РТЙ ДТХЗЙИ ХУМПЧЙСИ, УРПУПВЕО ВЩФШ РЕТЧЩН ВПЗБЮПН. (лПЪШНБ рТХФЛПЧ)

ФПМШЛП ПВМБДБС БРРЕФЙФПН ВЕДОСЛБ, НПЦОП УП ЧЛХУПН ОБУМБЦДБФШУС ВПЗБФУФЧПН; ФПМШЛП РТЙ ЛТХЗПЪПТЕ НЕЭБОЙОБ НПЦОП ОБУМБЦДБФШУС РП ГБТУЛЙ. (бОФХБО тЙЧБТПМШ)

ОЙЮЕЗП МЙЫОЕЗП. тБОП МПЦЙФШУС Й ТБОП ЧУФБЧБФШ — ЧПФ ЮФП ДЕМБЕФ ЮЕМПЧЕЛБ ЪДПТПЧЩН, ВПЗБФЩН Й ХНОЩН. (вЕОДЦБНЙО жТБОЛМЙО)

НОПЗЙЕ, ДХНБС, ЮФП ПОЙ УНПЗХФ ЧУЕ ЛХРЙФШ ЪБ УЧПЙ ВПЗБФУФЧБ, УБНЙ РТЕЦДЕ ЧУЕЗП РТПДБМЙ УЕВС. (жТЬОУЙУ вЬЛПО)

ЛФП ИПЮЕФ ТБЪВПЗБФЕФШ Ч ФЕЮЕОЙЕ ДОС, ВХДЕФ РПЧЕЫЕО Ч ФЕЮЕОЙЕ ЗПДБ. (мЕПОБТДП ДБ чЙОЮЙ)

П ФПН, ЛБЛ НБМП ЪОБЮЕОЙС зПУРПДШ РТЙДБЕФ ВПЗБФУФЧХ, НПЦОП УХДЙФШ РП ФПНХ, ЛБЛЙН МАДСН ПО ЕЗП ДБМ. (бМЕЛУБОДТ рПХР)

ЪДПТПЧШЕ, УПО Й ВПЗБФУФЧП НПЦЕФ РП ОБУФПСЭЕНХ ПГЕОЙФШ ФПМШЛП ФПФ, ЛФП ЙИ РПФЕТСМ Й ПВТЕМ УОПЧБ. (цБО рПМШ)

Ч ОБЫЕН ПВЭЕУФЧЕ ЕДЙОУФЧЕООЩК ЛМБУУ РПНЩЫМСЕФ П ДЕОШЗБИ ВПМЕЕ, ЮЕН ВПЗБФЩЕ: ЬФП ВЕДОСЛЙ. вЕДОЩЕ ОЙ П ЮЕН, ЛТПНЕ ДЕОЕЗ, ДХНБФШ ОЕ НПЗХФ. (пУЛБТ хБКМШД)

ОБЦЙФШ НОПЗП ДЕОЕЗ - ИТБВТПУФШ; УПИТБОЙФШ ЙИ - НХДТПУФШ, Б ХНЕМП ТБУИПДПЧБФШ - ЙУЛХУУФЧП. (вЕТФПМШД бЧЕТВБИ)

ВПЗБФУФЧП, ЗТХВПУФШ ОБУМБЦДЕОЙК РПТПЦДБАФ МЕОШ, Б МЕОШ РПТПЦДБЕФ ТБВПЧ. (жЕДПТ дПУФПЕЧУЛЙК)

ВПЗБФУФЧП — ЧЕЭШ, ВЕЪ ЛПФПТПК НПЦОП ЦЙФШ УЮБУФМЙЧП. оП ВМБЗПУПУФПСОЙЕ — ЧЕЭШ, ОЕПВИПДЙНБС ДМС УЮБУФШС. (оЙЛПМБК юЕТОЩЫЕЧУЛЙК)

ЕУМЙ ВЩ ЧУЕ ВЩМЙ ВПЗБФЩ, ФП ЧУЕ ВЩМЙ ВЩ ВЕДОЩ. (нБТЛ фЧЕО)

ЧУЕ ТЕМЙЗЙПЪОЩЕ ПТЗБОЙЪБГЙЙ УХЭЕУФЧХАФ ФЕН, ЮФП РТПДБАФ УЕВС ВПЗБЮБН. (дЦПТДЦ ыПХ)

ДЧПТГЩ ОЕ НПЗХФ ВЩФШ Ч ВЕЪПРБУОПУФЙ ФБН, ЗДЕ ОЕУЮБУФМЙЧЩ ИЙЦЙОЩ. (вЕОДЦБНЙО дЙЪТБЬМЙ)

ЛФП ОЕ ИПЮЕФ ХНЕОШЫЕОЙС УЧПЕЗП УПУФПСОЙС, ДПМЦЕО ФТБФЙФШ ОЕ ВПМШЫЕ РПМПЧЙОЩ УЧПЕЗП ДПИПДБ; Б ЛФП ЦЕМБЕФ РТЙХНОПЦЙФШ ЕЗП ОЕ ВПМЕЕ ФТЕФЙ. (жТЬОУЙУ вЬЛПО)

ПЦЙДБОЙЕ ОЕУНЕФОЩИ ВПЗБФУФЧ УФБМП ПДОПК ЙЪ РТЙЮЙО ПВОЙЭБОЙС ЗПУХДБТУФЧБ. (рХВМЙК лПТОЕМЙК фБГЙФ)

МАДЙ ОЕ ИПФСФ ВЩФШ ВПЗБФЩНЙ; МАДЙ ИПФСФ ВЩФШ ВПЗБЮЕ ДТХЗЙИ. (дЦПО уФАБТФ нЙММШ)

В народном фольклоре представления о природе богатства своеобразно переплелись с основами христианского вероучения. В русских пословицах и поговорках ярко выражено превосходство духовных ценностей, бытует твердое убеждение, что деньги это зло, что счастливым человек может быть и без денег (не в деньгах счастье; денег много, да разума мало; деньга и попа в яму заведет). Хотя, в некоторых пословицах и поговорках проскакивает мысль о том, что и без денег никуда (денежка не бог, а бережет; деньга гору бьет; деньги - склока, да без них плохо). В сказках о богатых и бедных людях конфликт богатства и бедности разрешается всегда одинаково. Богатство - порок, богатый человек всегда остается в дураках, все утрачивает, при этом, наблюдается какой-то иронический оттенок. Но парадокс заключается в том, что в конце сказки бедные герои получают, то полцарства, то вдруг " станут жить - поживать, да добра наживать". Эта противоречивость объясняется неоднозначным отношением народа к деньгам и богатству.

Тема денег затронута и в произведениях русских писателей. В комедии Д. И. Фонвизина " Недоросль" мотив денег, наследства Софьи («пятнадцать тысяч годового доходу»), определяет главную интригу комедии. Простакова, забрав самовольно именье Софьи, предназначает ее в невесты своему брату. Узнав о наследстве, она меняет планы, в которые не сочла нужным посвятить Софью, и хочет женить на ней своего сына Митрофанушку. За богатую невесту начинают бороться дядя и племянник -- в прямом смысле, устраивая потасовки, и в переносном -- состязаясь в демонстрации своих «достоинств». С деньгами связана комическая сцена с учителями, особенно задачки Цыфиркина. С мотивом денег связан комический эффект сцен с учителями, особенно задачки Цыфиркина:

Цыфиркин. Нашли мы трое, на приклад, 300 рублев... Дошли дело до дележа. Смекни, по чему на брата?

Простаков а. Нашел деньги, ни с кем не делись... Не учись этой дурацкой науке.

Цыфиркин. За ученье жалуете в год 10 рублев... Не грех бы и еще прибавить 10. Сколько было б?

Простакова. Гроша не прибавлю. Денег нет -- чего считать? Деньги есть -- сочтем и без Пафнутьича хорошохонько (д. 3, явл. 7).

Здесь деньги названы в своем конкретном, цифровом выражении (в виде сумм: «триста рублев», «десять рублев») и в обобщающем смысле («деньги есть... денег нет», «гроша не прибавлю», т.е. ничего не дам). Цифры, деление, умножение -- обычные арифметические действия. Для честного Цыфиркина, который берет деньги только за службу, арифметика -- наука о справедливом делении денег, для Простаковой, привыкшей, по праву сильного, все решать в свою пользу,- о приумножении. Решение простых задач госпожой Простаковой, ее отношение к деньгам, становится наглядным примером безнравственности.

Таким образом, персонажи комедии характеризуются через их отношение к деньгам, оно отражает их нравственную суть. Если продолжить эту мысль, то окажется, что деньги являются в комедии синонимом некоторых черт характера. «Корыстолюбии», жадные до денег Простаков, Скотинин -- низкие натуры. «Да хоть пять лет читай, лучше десяти тысяч ничего не дочитаешь...» -- говорит Скотинин (д. 1, вял. 7); Простаков, узнав про деньги Софьи, «сделалась ласковою до самой низости» (д. 2, вял. 2).

У положительных героев свое понимание богатства и роли денег. Как оно и следует в классицистической пьесе, в «Недоросле» герои с говорящими фамилиями Правдин и Стародум изрекают просветительские истины о пользе добродетели, о нравственной природе человека, о необходимости исполнения человеческого и гражданского долга: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (Стародум); «Прямое достоинство человека есть душа» (Правдин, д. 3) и т.д. Но вот племянница, она же наследница, заявляет:

С о ф ь я. Мне казалось, дядюшка, что все люди согласились, в чем полагать свое счастье. Знатность, богатство... (д. 4, явл. 2).

Стародум. Так, мой друг! И я согласен назвать счастливым знатного и богатого... По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундуки, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного. ...Без знатных дел знатное состояние ничто». Более того, сами представления о деньгах, их большом или малом количестве относительны, не обусловлены естественными потребностями человека: «Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь». На ту же тему соотношения нравственных достоинств человека и богатства афоризмы Стародума: «Глупому сыну не в помощь богатство. Наличные деньги не наличные достоинства. Золотой болван - все болван» (д. 4, явл, 2).

Погоня за деньгами корыстолюбивых помещиков Простаковых и Скотинина составляет основную интригу комедии. Противостояние им честных и бескорыстных Правдина, Стародума и Милона определяет главный конфликт пьесы. В афоризмах и сентенциях Стародума отражен идеал справедливого устройства частной и общественной жизни, когда «чины», общественное признание и уважение («знатность и почтение») обусловлены трудом и добродетелями. В просвещенном обществе попытки добыть деньги нечестным путем должны пресекаться государством, незаслуженное богатство подлежит всеобщему осуждению. Сама необходимость повторять эти истины во времена Фонвизина свидетельствует о расхождении желаемого и действительного, о том, что в жизни все-таки было наоборот. Так обнаруживаются контуры общего конфликта, намеченного в пьесе, между тем, что есть, и тем, что должно быть. Конфликта, не находящего определенного разрешения в жизни.