Духов день - пятьдесят первый день после Пасхи, или первый понедельник после Троицы.

Духов день (день Святого Духа, Земля-Именниница) - православный праздник, отмечаемый в первый понедельник после Троицы. В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью ""ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы"", в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

В этот день церковь прославляет Святого Духа - по христианским представлениям, "подателя жизни", поддерживающего Вселенную в ее существовании; в его лице Бог, как считают верующие, "изливает благодать на чад своих". Этот праздник был установлен с целью утвердить божественную сущность Святого Духа и единство его с двумя другими ипостасями Святой Троицы - Богом-Отцом и Богом-Сыном.

Незадолго до Своих крестных страданий, Иисус Христос, разговаривая со своими учениками, обещал им, что после Своего ухода Он пришлет им Утешителя. "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Ин. 14. 15). На греческом языке слово "утешитель" означает того, кто помогает тебе, находясь рядом с тобой, бок о бок, это верный защитник в час беды. Так что же за Утешителя обещает прислать Господь? "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14.26) - объяснил Иисус.
И действительно, уже после Воскресения Христа, через десять дней после Его вознесения на небо, в день празднования ветхозаветной Пятидесятницы и произошло сошествие Святого Духа.

"При наступлении дня Пятидесятницы все они (то есть апостолы, другие ученики Христа и Богородица - М. Г.) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" (Деян. 2. 1-4). Паломники, приехавшие в Иерусалим со всех концов Римской империи для празднования Пятидесятницы, были потрясены не только необычным явлением, шумом "как бы от несущегося сильного ветра", но и тем, что эти простые на вид люди - ученики Христа - вдруг заговорили на разных наречиях. И некоторые из очевидцев этих необычных событий, насмехаясь, стали говорить про апостолов: "они напились сладкого вина" (Деян. 2. 13). И тогда апостол Петр "возвысил голос свой и возгласил", что это Господь излил от Духа Своего на всякую плоть. Проповедь Петра была настолько убедительной, - ведь Петр говорил, исполнившись Духа Святого, - что множество народа в тот день покаялось и крестилось. Так началось распространение Церкви Христовой - сначала в Иерусалиме, потом в Иудее, а затем и по всему миру. И праздник Пятидесятницы, с момента сошествия Святого Духа стал уже Днем рождения Церкви Христовой.

Еще в Ветхом Завете людям было дано откровение о Боге, как о единстве трех Лиц, трех Ипостасей. Это произошло, когда Господь явился Аврааму в единстве трех "мужей", трех Ангелов у "дубравы в Мамре" (Быт. 18. 1-14). Но только в Новом Завете людям были открыты эти Три Ипостаси Бога. Сошествие Святого Духа явило миру всю полноту Бога, все Три Лица Троицы. Праздничная икона, которая в День Святого Духа выносится в центр храма, как раз и отображает событие сошествия Святого Духа на апостолов, сидящих в Сионской горнице.

По церковному Уставу, в течение пятидесяти дней после Пасхи, вплоть до Дня Сошествия Святого Духа, поклоны не кладутся. Но на Великой Вечерне Троицы, которая служится сразу после Божественной Литургии на Троицу, коленопреклоненно читаются три умилительные молитвы Василия Великого, в которых верующие исповедуют грехи перед Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашивают помилования; просят Господа Иисуса Христа даровать нам Святого Духа в просвещение и укрепление душ наших: и, наконец, в третьей коленопреклоненной молитве молятся об усопших.

Служба в честь Святого Духа начинается великой вечерней Троицына дня (Троица) и продолжается в Духов день. В понедельник по окончании божественной литургии из церкви выносят березки, украшавшие храм в течение Троицы. Верующие отламывают ветки от освященных деревьев, несут их домой и ставят к иконам. С Духова дня по церковному календарю начинается неделя всех Святых (Всесвятская неделя).

В Духов день к божницам подвешивали деревянное изображение голубя - символа Святого Духа. Русские люди верили, что вечером в Троицу Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах. Согласно народным представлениям, он обладал созидающей силой. Особое почитание этого праздника у русских связано с представлениями о земле. Крестьяне считали, что в этот день земля - именинница, "все травы и цветы радуются", поэтому ее категорически запрещали трогать: пахать, боронить, сажать овощи, рыть, втыкать колья. В ряде мест в Духов день совершали обходы полей с крестным ходом. В Вятской губ. существовал обычай кормить землю во время так называемого "бабьего" праздника, участницами которого были замужние женщины, в основном пожилые. Собравшись вместе, они уходили в поле, где расстелив на земле скатерти и разложив на них кушанья, устраивали трапезу. Временами трапеза прерывалась: женщины с песнями разносили по полю кусочки принесенных блюд. Самая старшая из них совершала ритуальное действие - "кормила земельку". Положив кусочки еды под верхний слой почвы, который аккуратно приподнимали, или на землю и присыпав сверху землей же, она говорила: "Земля-именинница, дай нам урожай". Повсеместно было распространено поверье, что в Духов день, перед восходом солнца, Мать-Сыра-Земля открывает свои тайны. Желающие узнать их, помолясь Святому Духу, ходили "слушать клады", припадая к земле ухом. По преданию, земные и подземные тайны открываются только истинным праведникам, благочестивым людям. Представления, связанные с землей, отмечающей в этот день именины, отражались и на бытовом уровне. Крестьяне Вятской губ. считали, что в этот праздник по земле босиком ходить надо, есть и пить так же желательно на земле.

По народному календарю, Духов день входил в цикл троицко-семицких праздников (см. Семик, Троицкая суббота, Троица), являясь его завершающим этапом.
В народе этот праздник считался тяжелым днем; он относился к опасному периоду времени, когда в человеческое пространство наиболее активно вторгаются потусторонние силы. В ряде районов России Духов день открывал русальную неделю; здесь были распространены поверья, согласно которым, с этого дня по земле начинают гулять русалки, которым приписывали свойства нечистой силы. В Царевском у. Астраханской губ. Духов день считался наиболее опасным, т. к. это был последний день, когда русалки могли свободно разгуливать в человеческом пространстве; в этот день их выпроваживали из деревень. Поэтому крестьяне считали небезопасным в одиночестве посещать леса - русалка может защекотать, и купаться - русалка может утопить. В некоторых местах поминали заложных покойников, т.е. умерших не своей смертью; по народным представлениям, они также имели отношение к нечистой силе. В Костромской губ. в Духов день колдуны начинали делать пережины - магическим способом переправлять урожай в свои амбары.

Духов день, как последний день празднования Семика-Троицы, рассматривался как время очищения человеческой души от праздного разгула и жилого пространства от нечисти. Считали, например, что этого дня "как огня, страшится бродячая по земле нечисть", так как "во время церковной службы… сходит с неба священный огонь, который испепеляет злых духов". Пожилые женщины в этот день изготавливали травяной порошок, с помощью которого "изгоняли бесов", т.е. лечили различные болезни. В Калужской губ. на следующий день после троицких гуляний и игрищ полагалось сходить на святой колодец, бросить мелочь в воду, помолиться и умыться святой водой, чтобы отмолить и смыть с себя то греховное и нечистое, с которым соприкоснулись накануне; святую воду брали домой, а у колодца оставляли поминальную еду.

По народным приметам только после Духова дня прекращаются заморозки; их не бывает до самой осени. "Не верь теплу до Духова дня!", "Придет Свят-Духов день - будет на дворе, как на печке", "Свят-Дух весь белый свет согреет!".

В понедельник после Троицы православная церковь отмечает Духов день. В нынешнем году дата праздника припадает на 17 июня. Католической церковью он отмечается днем ранее, следовательно, совпадает с празднованием Троицы.

Духов день несет особенное значение для православных. В праздник также чтут определенные традиции, придерживаются обрядов, верят в приметы.

В Духов день даже в современное время чтут необычные традиции

В Новом Завете сказано, что на 50-й день от Пасхи на учеников Господа сошел Святой Дух, наделил их способностями говорить на разных языках, исцелять, пророчествовать. Такие дары они получили, чтобы рассказывать о христианстве по всему миру, нести Слово Божье.

У праздника языческие корни, потому некоторые его традиции совершенно не связаны с христианством. Например, некоторые считают, что в Духов день отмечаются именины земли, беременной урожаем, потому в праздник запрещаются земельные работы. В такой день нужно отдыхать и молиться.

В Духов день существуют необычные традиции. К примеру, вечером группа женщин выходит в поле и «кормит» землю. На ней раскладывали еду, чтобы был богатый урожай. Женщины также водили хороводы, пели, привлекая удачу. На рассвете начинали прислушиваться к земле, освящали колодцы, березовые ветки.

В Духов день есть множество интересных примет

В народе говорят:

  1. после дождливого Духова дня будет теплая погода, появится много грибов в лесу;
  2. в эти дни сватаются, на Покров – играют свадьбы, чтобы брачная жизнь была счастливой.

Большинство женщин мечтают о детях, и чтобы забеременеть, не только прислушиваются к рекомендациям врачей, но и соблюдают некоторые традиции, обычаи в праздники, полагаются на помощь высших сил. Например, в троицкие дни пьют отвар из чабреца, кладут освященные в храме троицкие букеты у кроватей. Девушки пекут пироги, булочки, раздают беднякам, молятся в церквях.

Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь - вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками…

День Святого Духа, Духов день – 28 мая в 2018 году – православный христианский праздник в честь Святого Духа, который празднуют на пятьдесят первый день после Пасхи. Духов день празднуется в память о Святом Духе, сошедшем на учеников Христовых, чтобы они могли проповедовать всем о Сыне Божьем, о Его страдании за нас о воскресении мертвых. Именно с этого момента на земле началось установления Церкви Христовой, поэтому Духов день так важен для христиан. Святой Дух един и не разделим с Богом Отцом и Богом Сыном, Духов день посвящен искренней и всеобъемлющей вере в Господа.

“Надо же – в такую рань и уже так пьяны” – услышали апостолы в день Пятидесятницы от иерусалимской толпы. В тот день они действительно вели себя странно.

Как будто позабыв родной арамейский язык, они издавали какие-то странные звуки, которые можно было бы принять за иноплеменные языки, но всем в Иерусалиме было известно, что ученики Иисуса весьма далеки от книжности и учености. В их глазах и жестах, словах и интонациях слышалась необычная сила и решимость (а в Иерусалиме все помнили, что именно этих качеств и не проявили спутники Иисуса в ночь Его ареста).

На их лицах была такая неудержимая веселость (но жители святого Града хорошо помнили этих людей потерянными и рыдающими – еще и двух месяцев не прошло, как убили их учителя, а вместе с Ним все их надежды). И совсем не вязалась эта их внезапная радость с теми скорбными воспоминаниями… Нет, конечно, так повлиять на этих, в общем, вполне благочестивых и сдержанных людей могло только чрезмерное усердие в заливании вином своего горя…

Но, как нередко бывает, умудренная житейским опытом толпа оказалась неправа. Вино любого качества и количества не может проникнуть в ту глубину человеческого сердца, откуда исходила апостольская радость в день Пятидесятницы. Человек, созданный Духом Творца по образу Создателя, непостижим и сложен. И в каждом есть такие потайные кельи, куда даже он сам не может проникнуть.

Есть в человеческой душе такие потайные струны, извлечь из которых звук не может ни сам человек, ни что-либо иное, прикасающееся к ним из обыденного нашего мира. Те струны, которые изначала вложил в нас Бог, чтобы зазвучали они в полную и радостную силу при нашем возвращении в Отчий дом. Иногда доносящийся с нашей горней отчизны ветерок заставляет их слегка откликаться – и тогда рождаются стихи Пушкина и музыка Рахманинова…

Тогда даже в душе человека, который зачем-то пробует самого себя убедить, что души у него в общем-то и нет и быть не может, – рождается радостное ощущение, что мир не сводится к хаотическому сцеплению мертвых атомов. И со временем это ощущение крепнет, перерастает в “постоянное чувство, что наши здешние дни это только карманные деньги, гроши, звякающие в темноте, а где-то есть капитал”, с коего можно уже при жизни “получить проценты в виде снов, слез счастья, далеких гор” (Владимир Набоков).

Но происшедшее с апостолами в тот День, было больше, чем обыкновенное чудо. Впервые этих струн коснулось не эхо и не ослабевший ветерок, но рука самого Художника Мироздания. От начала в каждом человеке есть горница, о которой сказано Христом: “Мы придем к нему и обитель у него сотворим”. И вот теперь, после того, как Сын Божий вырвал человека из под власти смерти, после того, как Кровь Христа очистила его от скверны, Троица входит внутрь человека: человек стал жилищем Духа.

Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь – вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь Своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета – вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не “рабами”, но “братьями” – и однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес – и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свою могилу. Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью.

Отныне – один и тот же Дух живет в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами – Тело Христово… Теперь не извне, не как ученики или наблюдатели. Они знают тайну Сына Божия. Теперь – это их собственная тайна, точнее, теперь – это уже таинство их собственной жизни.

Теперь они могут исполнять завет Любви не потому, что им так наказали, не из послушания или из страха. Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнца и светила. Христос оставил после себя не нравственные прописи и не сборник писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на небеса.

Он Дух Свой оставил в мире человеков, Он оставил – Церковь. Ту Церковь, тайну бытия которой замечательно раскрыл русский славянофил и богослов прошлого века Алексей Хомяков, увидевший в Церкви единство людей, свободно приемлющих Божественную благодать.

Итак, сегодня – наш День Рождения.

В этот День апостолы говорили из той глубины сердца, что тоскует о Слове и жаждет Духа в каждом человеке. Поэтому их слова были понятны всякому, в ком жила эта жажда, независимо от того, на каком наречии он обычно изъяснялся.И поэтому такие слова были непонятны тем, кто привык жить на поверхности. Чудо Пятидесятницы не имеет отношения к лингвистике. Апостолы говорили не на еврейском или греческом языке, не на татарском и не на русском. Они говорили просто – на человеческом языке.

Вот на этом языке и приходится нам учиться говорить всю нашу жизнь. И грамматической ошибкой здесь является грех, холодность и отчужденность. Здесь легко запутаться в спряжениях и согласованиях. Как сопрягаются, например, наши правды и единственная Истина? “Я затосковал в своих маленьких правдах и захотел Истины”, – так однажды сказал о себе один вполне преуспевающий молодой журналист, друг Марины Цветаевой и наследник громкого аристократического имени. Он ушел на Афон и вместо титула “князя Шаховского” приобрел имя “монаха Иоанна”. Он верно разобрался в грамматике бытия.

А только что мы были свидетелями и участниками как будто незаметной, но тем более опасной ошибки.

За десять дней до Троицы праздновалось Вознесение Господне. И это был 40 день убийства монахов Оптиной пустыни. Я думаю, в этом году не произошло и не произойдет события, которое вызвало бы больший отклик в народной совести России. Люди, приезжающие в Оптину, уже просят прежде всего показать дорогу не к могиле преподобного старца Амвросия, а к свежим холмикам новомучеников.

Но в этот, сороковой день, когда по традиции Церкви творится самая значимая память об усопших, в Оптиной пустыни было пусто, греховно пусто… Было несколько сот обычных паломников. Было несколько человек, приехавших в Оптину специально, чтобы принять крещение (а это – признак истинно святой кончины убиенных: их смерть стала для других людей призывом ко вхождению в Церковь). Приехал Борис Костенко, бывший и на Пасху в Оптиной, и, снявший светлый и человечный фильм о происшедшем.

Но не было ни одного приезжего монаха, епископа, священника, семинариста (были, правда, студенты недавно созданного Российского Православного Университета)… Так же как не было завсегдатаев “патриотических” митингов, участников гневных пресс-конференций о “разгуле сатанизма”. Тех, кто громче всех демонстрировал свое возмущение убийством, требовательнее всех призывал к ответу и намекал на то, что при нынешнем “режиме” иначе и быть не может.

Они использовали смерть монахов как козырь в своем политическом пасьянсе – но так и не приехали к их могилам…

Это и есть та ошибка, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы. Боль человека и веру Церкви не стоит использовать как пособие в слишком земных играх… Когда Авраама Линкольна пригласили помолиться о том, чтобы Бог взял сторону северян в гражданской войне, Линкольн ответил: Гораздо более важно, чтобы северяне молили Бога о возможности всегда быть на стороне Бога”.

Помолимся же и мы сегодня, чтобы Россия стала на сторону Бога – Распятого ради нас и Воскресшего.

Ошибки же в духовном правописании мы делаем и видим слишком часто. Например, когда духовные дары желаем поставить на обслугу наших житейских интересов. Когда заходим в храм, чтобы испросить экзаменационную оценку повыше, пенсию побольше, болезней чуть-чуть поменьше. Любое молитвенное прошение – благо. Но Дух-то не может сойти на зачетную ведомость или пенсионную книжку. Он может войти только в сердце. Вот это сердце и просит Творец у человека: “Сыне, дай Мне твое сердце!”. Это не от ревности или суровости Бога. Просто у Него есть только один Дар, который Он может подарить нам: Самого Себя. Сможем ли мы вместить?

А если, вспомнив о Боге, мы попросим: да, конечно, Ты нам нужен, и, когда я попробую полюбить Тебя, но сейчас мне очень срочно нужно во-о-от это – мы сделаем ошибку. Ту ошибку, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы.

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью »ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он – источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, »кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: »Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит». Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин.15,26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.

Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф.7,17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, »любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галат.5,22-23).

Приметы на Троицу и Духов день

С Троицей и Днем Святого Духа в народе связаны многие суеверия, часть из которых зиждется на языческих представлениях о празднике начала лета, часть касается наблюдений за природой и связана с урожаем:

  • Если на Троицу пройдет дождь – будет хороший урожай, а если жаркая погода - быть засухе;
  • Сорванная после дождя на Троицу трава приносит счастье;
  • Какая погода случится на Духов день – такая и продержится еще шесть недель;
  • Лето и осень будет теплыми, если в Духов день пройдет дождь;
  • Помолвка в семиковую неделю сулит молодоженам счастье. Свадьбу в таком случае следует играть на Покров;
  • Скатерть, которой покрывали стол на Троицу, нужно сохранить: если покрыть ей стол при сватании жениха, то брак будет крепким, а деньги в семье не переведутся;
  • Сохранить стоит и праздничный каравай: если съесть сухари на свадьбе, то семья не будет знать ни разлада, ни измен;
  • Если утром на Духов день бросить в колодец монетку, а затем умыться колодезной водой, то здоровье навсегда останется крепким;
  • Для избавления от нечистых сил во дворе нужно поставить укрытый белой скатертью стол с хлебом и солью: злые силы отведают угощение и больше не будут беспокоить домочадцев;
  • Добрая примета также – пройтись босиком рано утром по мокрой от росы траве.

Что нельзя делать в Духов день?

Народная молва связывает с Днем Святого Духа разнообразные запреты:

  1. Нельзя возделывать землю: в этот день она празднует, по славянским представлениям, день рождения, поэтому считается, что копать или рыхлить почву – значит ее портить;
  2. Нельзя подметать – иначе вместе с сором можно вынести из дома и радость;
  3. Бегать также значит навредить себе – это значит избегать судьбы;
  4. Запрещается жениться в этот день;
  5. Нельзя работать по дому: шить, вязать, ремонтировать;
  6. Нельзя заглядывать в воду («можно проглядеть судьбу»).

Нужно отметить, что, несмотря на запрет домашней работы, заниматься приготовлением пищи все же позволяется. Можно также окроплять себя водой, но купаться нельзя . Неделю после Троицы не стоит ходить на речку – поскольку там будет резвиться нечисть: русалки и лешие.

Ходят ли на кладбище в Духов день?

Согласно точке зрения официальной церкви, для походов на кладбище в православии есть специально отведенные для этого родительские субботы. В крупные церковные праздники посещать кладбище не рекомендуется. Обыкновенно православные ходят на кладбище в Троицкую родительскую субботу, которая отмечается непосредственно перед Троицей. Троица – день для живых, поэтому печаль и горе лучше не поминать.

Посещать кладбище на следующий за Троицей Духов день, тем не менее, не воспрещается: более того, поминать усопших в это день можно и нужно, если покоятся они на чужой земле. Нужно при этом иметь в виду, что поскольку копать землю в этот день не полагается, и ухаживать за могилами нужно очень осторожно или перенести эти работы на другое время. В Духов день души покойных приходят на землю и находят пристанище березовых ветвях, которые хозяева дома предусмотрительно воткнули в наличники окон или поставили на божницу.

И в Духов день, и в Троицкую субботу позволено поминать добрым словом даже покончивших собой.

Можно ли стирать в Духов день?

Запрет работать в православные праздники церковь объясняет тем, что красные дни календаря верующий должен посвятить себя:

  • Почитанию великих библейских событий;
  • Посещению церкви;
  • Изучению Слова Божьего.

В эти дни человек должен отложить все дела. Неповиновение этому правилу считается грехом.

Стирать в День Святого Духа, равно как и на Троицу, строжайше запрещено . С точки зрения народных поверий, этот запрет объяснялся выходом к рекам леших, русалок и прочей нечисти, где раньше и стирали вещи. Кроме того, считалось, что уборка и, в частности, стирка, смоет из дома счастье. Все это, однако, относится к области суеверий и полуязыческих поверий; православная церковь никаких определенных разъяснений на этот счет не дает.

Сегодня это суеверие распространяется даже на стиральные машины.

Один из центральных праздников в православном христианстве – День Святого Духа, передает сайт. Что нельзя делать в этот день, во многом определяется народными предрассудками, никак не связанными с христианской верой. Гораздо важнее то, что делать нужно – помнить о великой вере, объединившей всех христиан в этот знаменательный день.

Видео о приметах в День Святого Духа

В этом видео святой отец Алексей расскажет о том, что не нужно делать в День Святого Духа, а также прочтет молитву и скажет поздравление:

Традиции и обычаи в Духов деньКажется, что такой день должен начинаться со служения в храме или молитвы. Однако, согласно древнему поверью, на Духов день многие старались слушать землю. Для этого еще до восхода Солнца выходили на улицу, прикладывали ухо к земле и прислушивались. Такой обряд проводили в надежде, что таким образом им откроются великие тайны. Но в то же самое время каждый тогда искренне верил, что такое может случиться только с избранными.Как мы уже упоминали, в этот день отправлялись в лес вместе со священником, чтобы окропить святой водой березу. Однако этот обряд проводили и над колодцем. Наши предки искренне верили, что таким образом они спасают его от пересыхания, а также этот окропление колодца помогает сохранить воду чистой и свежей.

Если в праздник Святой Троицы женщины не успевали собрать лечебных трав, то в Духов день они исправляли это. Ведь, согласно поверьям, в этот праздник все травы не теряют своей особой силы, и способны также вылечить, как травы, собранные на Троицу.

Так как Духов день - крепко связан с язычеством, то даже после принятие христианства наш народ пытался задобрить злых духов. Для этого женщины выходили в лес, к реке и развешивали везде старую детскую одежду. При этом считалось, что если встретить русалку, то в таком случае есть огромный шанс обрести богатство и достаток, однако есть и риск и заполучить на свою голову беду и несчастье. Ведь вместе с тем существовало поверье, что русалки могут защекотать до смерти, или же увлечь с собой в хороводе. Особенно опасаться следовало девушкам и детям, поэтому на Русальей неделе их в лес не пускали.

Также повсеместно в этот день было принято кормить землю. Для этого женщины выходили в поле, стелили покрывало и устраивали трапезу. Если этот обряд совершить, то, по мнению наших предков, весь год будет хороший и богатый урожай. А часть еды либо разносили по разным частям поля, либо старались закопать немного еды, приговаривая: «Земля-именинница, дай нам урожай».

Колодец, который был освящен постоянно посещали в течение дня. Умывались, оставляли поминальную еду, бросали монету и молились. Таким образом, в древности на Руси пытались смыть с себя все грехи и очиститься.

После храма, многие торопились на кладбище, чтобы украсить ветками березы могилы. Там также устраивали трапезу. Однако всю оставшуюся еду домой не забирали, а оставляли на кладбище.

Праздник завершался символическим погребением Костромы, на роль которого чаще всего брали молодую девушку. Её облачали в белую одежду, а затем укладывали на доски, после чего несли девушку к реке и проводили обряд «пробуждения». Затем все вместе купались и устраивали гуляние. Этот обряд символизировал то, что Кострома после смерти воскресает и дарует плодородие и хороший урожай.

Приметы и поверья на Духов день

Наши предки верили, что ни в коем случае в этот день нельзя было смотреть на свое отражение в воде. Это может привести к тому, что девушка или парень могли потерять свою настоящую любовь. Если этот праздник был дождливым, то, по приметам, последующие шесть недель тоже будут такими же.

В этот день, отправляясь набрать воды, всегда говорили «пошла по воду». Если же сказать «пошла за водой», то можно легко утонуть.

Также верили, что русалки и русалы, которых в этот день можно встретить, это люди, которые умерли раньше своего времени или же покончили жизнь самоубийством.

На Духов день все умершие собираются у берез или же восседают на их ветках. Возможно по этой причине символом этого праздника назначили березу.

Так как наши предки считали, что у земли в этот день именины, то работать, шить, сеять, копать запрещалось.

А чтобы уберечься от злых духов, в древности в этот день носили пахнущие растения, такие как полынь, чеснок или лук.

Какая погода будет на Духов день, такая же ожидается и на все лето.

А вот гроза и молния в этот день - хороший знак, ведь таким образом земля прогоняет злых духов, ведь издревле считается, что именно огнем можно от них избавиться.

Несмотря на то, что русалка - воплощение злого духа, которого нужно опасаться и боятся, все же с ней связана и хорошая примета. так, в старину верили, что где ступить нога русалки, там будет богатый урожай пшеницы и ржи.

Также раньше говорили: «Не доверяй теплу до самого Духова дня.»

А вот бегать в этот день нежелательно было - можно убежать от своей судьбы. А вот, чтобы приблизить встречу с счастьем, на Духов день нужно было пройтись утром босиком по росе.

Гадания в Духов день

Гадание с венками в этот день были также актуальными. Поэтому девушки не упускали возможности погадать на реке. Для этого они пускали венок по реке:

  • если он утонул, то быть беде и девушка вскоре сильно заболеет;
  • если пристал к берегу, то в этом году она выйдет замуж;
  • если венок уплыл далеко, то девушка скоро встретит крепкую и долгую любовь.

Также девушки пытались узнать с помощью гаданий о том, с какой стороны ей ждать любимого. Для этого они кружились в этот день, кто в какую сторону упадет, оттуда и ждать свою судьбу. Или же разбрасывали обломки старого плуга - в какую сторону упадет, с той и ждать ей любимого.

Также незамужние молодые девушки за несколько дней до праздников завивали березу, а уже на Троицу или Духов день приходили развивать. Если за это время ветви завяли, то скоро девушка заболеет или её ждет беда, если же ветки свежие, то девушку ждет удача, радость и везение в этом году.

МОЛИТВА СВЯТОМУ ДУХУ

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

АКАФИСТ НА СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА

Кондак 1

Возбранный Параклите, Царю неба и земли, Животворящий, Спасительный и Всесвятый Душе, выну от Отца исходяяй и в Сыне почиваяй, сошествием же в виде огненных языков Апостолы просветивый, снизойди и ныне с горних высот на ны недостойныя рабы Твоя, и породи нас к новой благодатной жизни, да воспоем Тебе: Прииди, Утешитель Благий, вселися в ны, и спаси души наша.

Икос 1

Ангелов Творец и Господь Сил с небесе сошед и плотское восприем естество наше, прииде на землю, да спасет Крестом и Воскресением Своим падший древле род человечь, и паки восшед на небо, седе одесную Бога и Отца, да совознесет и обожит естество наше, и да созиждет на земли Царство правды и мира о Дусе Святе, егоже..

АКАФИСТ СВЯТОМУ ДУХУ

Кондак 1

Приидите, вернии, Духа Святаго прославим сошествие, Иже от Отеческих недр на апостолов излився яко водами, боговедением покры землю, и живоносныя благодати богоусыновления, и горния славы сподобляет чисте притекающих к Нему, освящает же и обожает зовущих:

Прииди, Утешителю Душе Святый, и вселися в ны.

Икос 1

Ангели на небеси светлыми хорами Духу Святому несмолкаемо славу поют, яко источнику жизни и свету невещественному, божественными молниями мир просвещающему. С ними же и мы прославляем Тя, Душе непостижимый, за вся явныя и тайныя милости Твоя, и смиренно просим блаженнаго осенения Твоего:

Прииди, свете истинный и радосте духовная; прииди, росоносный облаче и красото неизреченная.

КАНОН СВЯТОМУ ДУХУ

Творение преподобного Феофана.

Песнь 1

Ирмос: Горькия работы избавлься Израиль, непроходимое пройде, яко сушу, врага зря потопляема, песнь, яко Благодетелю, поет Богу, чудодеющему мышцею высокою, яко прославися.

Божественный Душе Святый, Иже всем разделяяй дарования и вся творяй волею, вдохни ми светоносное Твое дарование, яко да славлю Тя, Отцу и Сыну совокупляема.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Иже небесным силам святостнаго дохновения Твоего благодать даяй, Утешителю, моего смысла, яко Благ, скверну исчистив, святости Твоея покажи исполнена.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Источниче жизни веруемый и струя естественныя благости, Душе

Духов день идет следом за Троицей. Во всех церквях проводятся службы. Ведь именно в этот день была произнесена Нагорная проповедь Спасителя, с которой и началось становление церкви. Несмотря на важность этого праздника, не все чтят его должным образом...

Духов день: что это такое

На Духов день вспоминаются события, которые стали началом становления церкви. Считается, что именно в это день Иисусом была произнесена Нагорная проповедь, а на его апостолов сошел Святой Дух.

Данный праздник отмечается ежегодно на следующий день после Троицы.

Приметы на Духов день: что нельзя делать

Правоверных людей интересует, что нельзя делать в Духов день после Троицы, ведь далеко не всем известны все традиции и обычаи этого дня. Работать в этот день категорически запрещается. Особенно важно отказаться от уборки дома, стирки и шитья. Также ограничения установлены и на работу с землей. Считается, что на Духов день запрещается даже трогать землю. Поэтому рекомендуется отказаться от копки земли, пересаживания или посадки растений. Однако можно прогуляться по земле босыми ногами. В этот день земля наполняет силой и энергией.

К тому же существует запрет на купания в водоемах. Начиная с Духова дня и на протяжении недели, купание в водоемах запрещается. Считается, что в этот период водоемами заправляют русалки . Человека, который посмеет нарушить запрет, русалки утащат на дно. Поэтому целую неделю люди предпочитают не испытывать судьбу, и даже в самые жаркие дни не подходят близко к водоемам.

Раньше в качестве оберега от русалок возле водоемов развешивали старую одежду. Однако официальная церковь является противником подобных обрядов. Поэтому лучше отказать от купания в водоеме, но суеверными обрядами заниматься также не стоит.

Духов день: обычаи и традиции

Также в Духов день необходимо собрать всю зелень, которая была освящена на Троицу, и высушить ее. Многие люди используют эту траву для различных целебных заговоров и ритуалов. Однако церковь является противником подобных суеверий. Поэтому чтобы вылечить заболевание, необязательно читать заговоры. Достаточно собранной на Духов день травы и молитвы. Также для ускорения выздоровление, рекомендуется окуривание больного этими целебными травами.

В этот день принято всей семье собираться за столом. В Духов день на столе обязательно должны быть красивые караваи, блины и пироги с различными начинками. В этот день необязательно собираться дома. Это отличный повод выбраться всем вместе на природу.

Праздничная служба начинается еще на Троицу. После проведения богослужения из церкви выносит ветки, которые украшали храм по случаю праздника. Их относят домой, и ставят в том углу, где расположены иконы.

Рассмотрев, что такое Духов день. Обычаи, чего нельзя делать и основные традиции, следует упомянуть и про приметы. Необходимо обратить внимание на погоду. Ведь именно такая же погода будет еще полтора месяца. Считается, что лето начинается именно в этот день.

Приметы и поверья на Духов день

Наши предки верили, что ни в коем случае в этот день нельзя было смотреть на свое отражение в воде. Это может привести к тому, что девушка или парень могли потерять свою настоящую любовь.

Если этот праздник был дождливым, то, по приметам, последующие шесть недель тоже будут такими же.

В этот день, отправляясь набрать воды, всегда говорили «пошла по воду». Если же сказать «пошла за водой», то можно легко утонуть.

Также верили, что русалки и русалы, которых в этот день можно встретить, это люди, которые умерли раньше своего времени или же покончили жизнь самоубийством.

На Духов день все умершие собираются у берез или же восседают на их ветках. Возможно по этой причине символом этого праздника назначили березу.

Так как наши предки считали, что у земли в этот день именины, то работать, шить, сеять, копать запрещалось.

А чтобы уберечься от злых духов, в древности в этот день носили пахнущие растения, такие как полынь, чеснок или лук.

Какая погода будет на Духов день, такая же ожидается и на все лето.

А вот гроза и молния в этот день — хороший знак, ведь таким образом земля прогоняет злых духов, ведь издревле считается, что именно огнем можно от них избавиться.

Несмотря на то, что русалка — воплощение злого духа, которого нужно опасаться и боятся, все же с ней связана и хорошая примета. так, в старину верили, что где ступить нога русалки, там будет богатый урожай пшеницы и ржи.

Также раньше говорили: «Не доверяй теплу до самого Духова дня.»

А вот бегать в этот день нежелательно было — можно убежать от своей судьбы. А вот, чтобы приблизить встречу с счастьем, на Духов день нужно было пройтись утром босиком по росе.

Гадания в Духов день

Гадание с венками в этот день были также актуальными. Поэтому девушки не упускали возможности погадать на реке. Для этого они пускали венок по реке:

  • если он утонул, то быть беде и девушка вскоре сильно заболеет;
  • если пристал к берегу, то в этом году она выйдет замуж;
  • если венок уплыл далеко, то девушка скоро встретит крепкую и долгую любовь.

Также девушки пытались узнать с помощью гаданий о том, с какой стороны ей ждать любимого. Для этого они кружились в этот день, кто в какую сторону упадет, оттуда и ждать свою судьбу. Или же разбрасывали обломки старого плуга — в какую сторону упадет, с той и ждать ей любимого.

Также незамужние молодые девушки за несколько дней до праздников завивали березу, а уже на Троицу или Духов день приходили развивать. Если за это время ветви завяли, то скоро девушка заболеет или её ждет беда, если же ветки свежие, то девушку ждет удача, радость и везение в этом году.

Духов день, как его еще называют День Святого Духа - это изначально праздник сугубо христианский. Он отмечается и в православии и в католицизме, правда, во втором случае, он совпадает с Днем Троицы. Однако, в этом празднике присутствует очень много славянских традиций. Поэтому в некоторых источниках можно увидеть пометку, что Духов день - народно-христианский праздник.

Как бы там ни было, на данный момент мы имеем то, что имеем: смесь христианства и язычества. Это не редкость, подобное уже происходило и в празднествах на Пасху, и в период Зимних святок .

В рамках этой статьи мы рассмотрим историю праздника, его традиции. Узнаем число, когда отмечают Духов день в 2020 году и некоторые приметы, связанные с ним. А также, обратим внимание на то, почему этот день называют Днем рождения Церкви.

Духов день 2020: число

В православии этот праздник отмечают всегда в понедельник (51-ый день после Пасхи). Но чтобы не отсчитывать 51 день, можно сориентироваться по празднику Троицы - Духов день (День Святого Духа) следующий после Троицы.

История праздника

Католики называют этот праздник - Праздник Сошествия Святого Духа, что очень точно отражает его суть. Вообще, строго говоря, разделять Троицу и Духов день не принято, оба праздника - единое целое.

Чтобы узнать корни праздника, достаточно вспомнить Новый Завет. Там хорошо описывается вся эта история. После своего Вознесения Господь пообещал своим ученикам, что он еще вернется на землю, а пока пришлет к ним Утешителя - Святого Духа. Никто, конечно, тогда не понял, что это означает.

Слова Господа так и оставались загадкой, пока не наступил 10-ый после Вознесения день, во время которого апостолы и Дева Мария находились в Сионской горнице.

Вдруг раздался сильный шум, как будто началась буря, а в воздухе засветились языки пламени, которые никому не причиняли вреда. Эти огни метались по воздуху над головами присутствующих, а потом опускались на них.

В этот момент и Богоматерь и ученики Христа ощутили удивительную силу: на них снизошел дар, они начали говорить на языках, которых прежде не знали. Считается, что таким умением их наделили для того, чтобы те могли проповедовать Слово Божие по всему миру.

Но это была только часть даров Святого Духа. Как гласит Новый Завет, ученики Христа чувствовали, что отныне в них присутствует частичка самого Господа. И им хватит сил и стремлений, чтобы нести учение Христа людям. Именно тогда, в день иудейского праздника первой жатвы, в Сионской горнице, образовалась светлая Церковь.

Именно поэтому, праздник Троицы, а вместе с ним и Духов день считаются Днем рождения Церкви.

Традиции и обряды

Но большинство традиций и обрядов, проводимых на Духов день - языческие, или же таковые больше, чем на половину. Связано это с тем, что церковный праздник попадает на время сакральных славянских гуляний, связанных с поминовением усопших и плодородием.

С Дня Духа начинается, так называемая Русальная неделя или Зеленые святки . Даже Троицкое дерево - береза, которую, кстати, в праздник Пятидесятницы можно увидеть в церкви, священное дерево Русальной недели.

Важно: у Духова дня нет никаких языческих корней. Это христианский праздник, все языческое, что в нем есть - результат наложения одних праздников на другие. Не более.

Вернемся к традициям и ритуалам. Часть из них описаны в статье про Зеленые святки, мы не будем повторяться.


    По древним славянским поверьям в этот день были именины у земли, поэтому ей в Духов день уделялось особое внимание. Налагался запрет на все сельскохозяйственные работы: нельзя было «ранить» землю, ведь она «беременна» будущим урожаем. По другой версии, в этот день Святой Дух сходил на землю, и оплодотворял ее новым урожаем. Но, в любом случае, работать в поле было нельзя.

    А еще издревле существовал обычай «слушать» землю. Для этого нужно было выйти на улицу до утренней зари и приложить ухо к земле. Считалось, что так могут открыться сокровенные тайны.

    Налагался запрет не только на работы связанные с земледелием, но, вообще, на любую работу по дому. Однако, это не славянская традиция, а христианская: в любой крупный христианский праздник работать по хозяйству нельзя.

    Обычай совершать крестный ход вокруг поля - смешанная традиция. Но, как бы там ни было, крестьяне приглашали священника и совершали это святое действо. Считалось, что такой обряд даст земле силы на богатый урожай.

    В Духов день святили колодцы, чтобы те не пересыхали летом.

    Нужно было рано утром открывать настежь двери и окна, чтобы впустить Святой Дух в дом.

    Гроза и молния - хороший знак. Славяне полагали, что таким образом сама земля отгоняет злых духов.

    В этот праздник можно было смыть с себя грехи. Но только не в открытом водоеме, поэтому для ритуала использовали колодезную воду. Тот, кто хотел избавиться от грехов сначала кидал монетку в колодец, потом читал молитву, а затем омывался. Еще такой обряд помогает сохранить здоровье и красоту.

    Ходили в лес святить березу. Как уже говорилось выше, береза - священное для славян дерево, особенно в период Зеленых святок. Почитание этого дерева сохранилось и по сей день: ветви березы несут в церковь, освещают, а потом кладут у икон. Такие веточки должны защищать от зла.

    Еще одним распространенным обычаем было нести веточки березы на кладбище. Это связано с обычаем вспоминать умерших предков. Славяне верили, что в это время духи приходят в мир живых, и сидят они именно на березовых ветвях.

    Женщины на Троицу собирали различные целебные травы, считалось, что такие травы обладают особой магической силой. Однако, если по какой-то причине, им это не удавалось сделать на Троицу, то всегда можно было продолжить на Духов день.

    Очень много запретов связано с водой, это тоже из-за славянских верований Русальной недели. Например, молодые люди не рисковали смотреть на свое отражение в воде. Это могло привести к потере в любви.

    Девушки, отправляясь за водой, никогда не говорили «пошла за водой». Правильно было сказать «пошла по воду». Если что-то напутать и неправильно сформулировать фразу, то можно было утонуть.

    Зеленые святки - магическое время. Время, когда среди живых разгуливает много духов, и они не всегда дружелюбные, отсюда и обычай «оберегать» себя пахнущими растениями, например, чесноком или полынью.

    Для того, чтобы ускорить приход счастья и благополучия в жизнь, нужно было ранним утром пройтись босыми ногами по росной траве.

    Русалка - это недобрый дух, и встреча с ней редко оборачивалась чем-то хорошим. Но несмотря на все это, славяне верили, что там, где прошла русалка будет богатый урожай зерновых (ржи и пшеницы).

    Считалось, что лето наступает именно с этого праздника. Есть даже поговорки:

Не доверяй теплу до самого Духова дня.
Доколе Духов день придет, народ теплу веры не ймет!
На дворе, что на печи станет, когда Свят-духа день настанет.

    Конечно в этот день не обойтись без домашних посиделок в кругу родственников. Однако, не всегда праздничный стол накрывался дома, даже наоборот, предпочтительней было всей семьей выбраться на природу. Это, кстати, до сих пор широко практикуется, правда, переросло в некоторое алкогольное мракобесие. Раньше на таком праздничном столе обязательно присутствовали караваи, пироги и блины, а сейчас шашлык и пиво.

Приметы на Духов день

  1. Поставленные в воду веточки березы за три дня до дня Святого Духа остаются свежими – конец лета принесет обильные дожди.
  2. Все знают, что на Троицу бывает дождь. Всегда, хотя бы маленький дождичек. Но если дождь пойдет на Духов день, то это знаменует теплое и грибное лето.
  3. Если молодые помолвятся в этот день, а поженятся на Покров, то их совместная жизнь будет долгой и счастливой.
  4. Какая будет погода во время этого светлого праздника, такое будет и лето (или следующие полтора летних месяца).
  5. Если, выходя из церкви, подавать милостыню, то финансовое благосостояние улучшится. А еще такой ритуал оберегает от сглаза и болезней.
  6. Несмотря на то, что у этого праздника очень много славянских элементов, Церковь согласна далеко не со всеми. И это мягко говоря.

    P. S. Если вы хотите приобщиться к славянским или христианским верованиям, и принести в дом или церковь веточки березы, то, пожалуйста, не надо губить и ломать молодые деревца. Поберегите природу.