История обретения Валаамского образа Пресвятой Богородицы во многом напоминаетсказание о Державной иконе. Летом 1896 года в Валаамский монастырь приехала одна благочестивая женщина, Наталья Андреевна Андреева, происходившая из крестьянок Тверской губернии, которая страдала сильной болезнью ног. В Успенском храме она обратилась к монахам с вопросом о том, где находится висевшая прежде в этом храме наколонне с левой стороны икона Божией Матери, на которой Царица Небесная изображенаво весь рост с Младенцем на руках. На этот вопрос ей не смог ответить даже ризничий о.Пафнутий, который решил, что икону, скорее всего, отправили в Петербург в Валаамскую часовню. Две недели пребывания на острове болящая продолжала искать образ Божией Матери, обошла все храмы монастыря, но так и не найдя, вернулась в Петербург.

Иконы не было и в Валаамской часовне. Еще в 1878 году Наталья Андреевна сильно простудилась, и развившаяся болезнь причиняла ей страшные страдания, продолжавшиеся около десяти лет. В 1887 году какой-то внутренний голос сказал Наталье: «Поезжай на Валаам, выздоровеешь!». Ночью, накануне поездки больной было видение женщины в одеянии из малинового бархата с ребеночком на руках, окруженной чудным сиянием, Которая ободрилаее словами: «Не плачь, Спаситель и Я на пути к тебе!». Наталья Андреевна спросила:«Матушка, какая Вы красивая, да хорошая! Разве Вы на Валааме живете?». «Да, там и живу,- был ответ, - ты Меня увидишь на Валааме». Укрепленная чудесным видением Божией Матери, болящая Наталья с радостной душой на другой день отправилась в святое паломничество. Первый приезд Натальи Андреевны совпал с праздником обретения мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских . Перед самым отъездом она зашла в Успенскую церковь и в иконе на левой колонне храма узнала ту самую женщину, которая явилась ей во сне накануне отъезда из Кексгольма (Приозерска). В тот самый момент, когда Наталья Андреевна увидела икону Божией Матери, раздался свисток на отходившем пароходе, и ей не удалось даже приложиться к высоко висевшему образу, тем более отслужить молебен. Вернувшись в Петербург, больная почувствовала значительное облегчение в ногах, так что смогла ходить без палки.
В свой третий приезд на святой остров в 1897 году Наталья Андреевна со слезами горячо молилась перед мощами Валаамских чудотворцев об обретении иконы Божией Матери, и в первую ночь ей был благодатный сон, который она рассказала после молебна у раки преподобных служившему о. Пафнутию. Наталье Андреевне приснилось, что она ходит внутри монастыря около упраздненной церкви святого Николая Чудотворца с молитвой Царице Небесной о том, чтобы увидеть Ее, и вдруг слышит голос: «Я здесь, здесь, скоро разыщешь!». В это же время к ней подходит старичок в голубой камилавке с седой бородой (преподобный Сергий Валаамский) и отворяет дверь церкви со словами: «Вот она!». Тогда женщина увидела внутренность церкви и в углу, между церковной утварью и старыми образами, до половины завернутый в рогожку холст, образ Божией Матери, в котором она сразу узнала разыскиваемую ею икону. В течение трех дней после этого Наталья Андреевна готовилась к святому причастию и накануне этого дня увидела еще один благодатный сон о том, что икона найдена о. Пафнутием. Причастившись на ранней литургии, Наталья Андреевна увидела после службы, что народ из гостиницы бежит в церковь. Оказалось, что отыскали давно забытую икону Божией Матери и принесли в нижний собор. «Эта ли икона?» - спросил болящую отец Пафнутий. «Эта самая!» - в волнении ответила Наталья Андреевна. Образ о. Пафнутий, как было указано в сновидении, действительно нашел в кладовой, располагавшейся в упраздненной церкви святого Николая Чудотворца. Наталья Андреевна тут же попросила о. Пафнутия отслужить водосвятный молебен перед чудесно обретенною иконою Божией Матери, пред которой была зажжена неугасимая лампада. После молебна перед явившимся образом больная женщина получила полное телесное исцеление. Все случившееся с Натальей Андреевной было подробно записано валаамскими монахами, составившими рассказ под названием «Сказание об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемый «Местная Валаамская». После обретения также было выяснено, что эту икону написал валаамский инок-живописец о. Алипий в 1878 г., то есть в том самом году, когда Наталья Андреевна получила сильную простуду, послужившую к прославлению образа.
Судьба Валаамской иконы после революции схожа с историей Коневского образа. До 1940 года она оставалась на Валааме , отошедшем после 1917 года к Финляндии, но после присоединения Ладоги к Советскому Союзу икона валаамскими иноками была увезена в Финляндию, где валаамцы во главе с игуменом Харитоном основали монастырь, названный ими «Новый Валаам». Главной святыней этого монастыря по сей день остается Валаамский образ Божией Матери, который пребывает в Преображенском соборе обители.
В конце XX века Святейшим Патриархом Алексием II было установлено празднование иконы Божией Матери «Валаамская» в первое воскресенье после дня памяти святых преподобных Сергия и Германа , Валаамских чудотворцев, и после дня памяти святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Акафист

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, благодарственное приносим пение о даровании чудныя Ея иконы Валаамския. Ты же, Всемилостивая Царице, яко имущая державу непобедимую и милосердие неизреченное, от всяких зол и бед свободи страну нашу православную, да зовем Ти:

Икос 1

Ангелов Царица и всея твари Владычица преславным прославлением иконы Твоея святыя всю страну Российскую благодатию озарила еси. Темже вернии людие с любовию припадающе к дивному образу Твоему Валаамскому, приносят похвалы сия:
Радуйся, спасения нашего Главизно.
Pадуйся, Мати Господа Вышняго.
Радуйся, Церкве непоколебимый Столпе.
Pадуйся, Царствия Нерушимая Стена.
Радуйся, страну Российскую в жребий и достояние Себе избравшая.
Pадуйся, иконы Твоя чудотворныя, яко звезды в ней умножившая.
Радуйся, земли Русския Царице и Владычице.
Pадуйся, яко Тобою Русь православная хранится.
Радуйся, всю вселенную лучами Твоея благодати озаряющая.
Pадуйся, светом радости души наша просвещающая.
Радуйся, непобедимая Воеводо царей и воинов православных.
Pадуйся, врагов наших видимых и невидимых побеждающая.
Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.

Кондак 2

Ведый благодать и славу места сего, благослови Господь Матерь Свою даровати Покров Ея над островом Валаамом, яко над северным Афоном, да вси спасающиися на нем от лет древних и до ныне взывают непрестанно Спасителю и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум имеюще божественный, преподобнии отцы наши Сергий и Герман приидоша в земли севера воеже Господу невозбранно послужите и достигше острова Валаама, обитель иноческую тамо устроиша. Ты же, Пресвятая Дево, яко Игумения святых обителей православных, сохрани всех подвизающихся зде, единем сердцем и едиными усты воспевающих Ти:
Радуйся, от младенчества Богу посвященная.
Pадуйся, в храме Иерусалимстем воспитанная.
Радуйся, яко житие Твое при храме прообразом жития монашескаго явися.
Pадуйся, иноков чадолюбивая Мати.
Радуйся, остров Валаам, яко место явления благодати Твоея освятившая.
Pадуйся, землю Карельскую благоуханием святости исполнившая.
Радуйся, обитель Валаамскую, яко северный Афон, прославившая.
Pадуйся, храмы и скиты ея славою чудес Твоих осиявшая.
Радуйся, преподобных Сергиа и Германа в молитву с Собою приемшая.
Pадуйся, милостию Своею на острове Валааме дивный сад духовный насадившая.
Радуйся, святыя обители Валаамския Всечестная Игумения.
Pадуйся, Наставнице иноков на путь небесныя жизни.
Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.

Среди почитаемых образов Богоматери есть особые иконы, которые явили себя страждущим или паломникам. Одна из таких - Валаамская икона, перед которой молятся об укреплении веры и исцелении.

Валаамская икона помогает верующим усмирить гнев, отказаться от негативных мыслей и поступков и исцелиться от недугов . Образ Богоматери намолен тысячами паломников и помогает всем страждущим.

История Валаамской иконы

Чудесное обретение иконы произошло благодаря паломнице Наталье Андреевне. Женщина простудилась, и у нее начала развиваться ревматическая болезнь. Все попытки вылечить недуг были тщетными, и христианка молила Господа даровать ей исцеление. Внутренний голос подсказал ей отправиться на святую Валаамскую землю, а перед отъездом к Наталье Андреевне явилась сама Богородица и сказала, что больная найдет утешение после трудного путешествия.

Прибыв на остров Валаам, женщина зашла в Успенскую церковь, где и обнаружила икону Богоматери с младенцем на руках. Дева Мария выглядела в точности как во сне. Наталья Андреевна поставила свечу перед иконой, а по приезде домой обнаружила, что болезнь отступает. Следующая поездка на Валаам состоялась спустя много лет, и паломница была опечалена тем фактом, что икона Богоматери была утеряна. Спустя годы ей приснится еще один вещий сон, в котором она узнала, что икона будет вновь обретена. Чудесное возвращение лика Богоматери состоялось в 1897 году, 11 сентября, на радость всем верующим.

Описание иконы

На иконе Богородица изображается в ярком алом мафории. Она написана в полный рост, стоящей босиком на облаке. На руках у нее Младенец, облаченный в белые одежды. Правой рукой он благословляет верующих, а в левой сжимает державу с крестом — символ власти.

В каких храмах находится Валаамская икона Богоматери

Списки с чудотворной иконы можно найти во многих храмах и церквях по всей России:

  • остров Валаам, Спасо-Преображенский монастырь;
  • Москва, церковь имени Сергия и Германа Валаамских;
  • Санкт-Петербург, церковь Иконы Казанской Божией Матери;
  • Карелия, поселок Красная Горка, церковь Николая Чудотворца;
  • Волжский, мужской монастырь имени Сергия и Германа Валаамских;
  • село Чингис Новосибирской области, Петропавловская церковь;
  • Ярославль, Спасская церковь;
  • деревня Костино Московской области, Тихвинская церковь;
  • поселок Верхнебаканский Новороссийского района, церковь Живоначальной Троицы.

В чем помогает икона Божией Матери

Перед святым ликом преклоняются с разными просьбами:

  • избавить от тоски и уныния;
  • помочь укрепиться в вере и противостоять негативу ;
  • исцелить от душевных и физических недугов;
  • защитить от опасностей, связанных с тяжелой работой.

Защиты и покровительства у Богоматери просят беременные женщины, мечтающие произвести на свет здоровых детей.

Молитва перед святым ликом Богоматери

«Царица Небесная, к Тебе обращаюсь с молитвой смиренной. Утоли мои печали и помоги справиться с унынием. Отведи от меня беды и несчастья, не дай сгореть от недугов душевных и телесных. Защити, Мати Богородица, от любого зла и даруй сил для борьбы со злом и лихом. Аминь».

Дата почитания иконы

Почитание Валаамской иконы Богоматери совершается ежегодно 12 июля (29 июня по старому стилю). Также почитают икону 11 июля (28 июня по старому стилю), в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских. На торжественном богослужении священники возносят молитвы Царице Небесной и просят у нее покровительства и защиты.

Список с прекрасной Валаамской иконы можно приобрести для домашнего иконостаса и молиться перед ним Богоматери . Будьте честны и без утайки рассказывайте все, что вас тревожит. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Валаамская икона Божьей Матери - местнопочитаемый образ. Но слава о её чудесах распространилась далеко за пределами России.

История обретения

Обретение Валаамского образа Богородицы связано с чудесными событиями, произошедшими в конце XIX столетия. В 1878 году монах-иконописец Спасо-Преображенского мужского монастыря написал уникальный ростовой образ Божьей Матери. В столице Российской империи в этом же году тяжело заболела крестьянка, живущая в богадельне. Звали её Наталья Андреевна Андреева. В течение 10 лет женщина мучилась от сильных болей в конечностях.

Икона Пресвятой Богородицы «Валаамская»

В 1887 году она решила поехать в Валаамский монастырь, чтобы попросить помощи у мощей основателей обители - святых преподобных Сергия и Германа Валаамских. Путь предстоял сложный, и женщина сомневалась в своих силах. Но перед отъездом она увидела сон, в котором в сиянии стояла женщина с ребёнком на руках. Она сказала, что поможет женщине, если та приедет в её дом на острове Валаам.

На стене Успенского собора Наталья увидела образ Богородицы, в котором узнала обещавшую ей исцеление женщину. Приложившись к образу, крестьянка покинула обитель. После этого женщина стала чувствовать себя значительно лучше.

Решив вознести благодарность за своё исцеление, праведница приехала на Валаам в 1896. Но иконы ей в обители найти не оказалось. Не было её и в столичных владениях обители. Через год крестьянка вернулась на остров в день поминовения её основателей. В ночном видении она снова увидела Богородицу, которая указала ей на место нахождения чудотворного образа. Через три дня реликвию нашли в указанном Небесной Заступницей месте.

Перед ней был отслужен молебен с водоосвящением, после которого Наталья Андреева полностью избавилась от недуга.

Судьба образа в XX веке

В начале XX века валаамские монахи сделали несколько списков с чудотворного образа. Выполненная в 1900 году копия хранилась в часовне, расположенной на подворье Валаамского монастыря на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. В начале 30-х годов почитаемый список перенесли в церковь Смоленской иконы Божьей Матери. Здесь она находилась до перенесения в Валаамский монастырь, состоявшейся в 1996 году. Чудотворный образ поместили в церкви преподобных Сергия и Германа. По молитве перед ним произошло множество чудес, зафиксированных в хрониках монастыря.

В 1914 году обитель посетил Великий князь Николай Николаевич. Специально для него в монастырской мастерской выполнили список иконы Валаамской Божьей Матери и копию сказания о её обретении. Существуют сведения, что эти реликвии сегодня хранятся у потомков дома Романовых.

Подлинник Валаамской иконы, находившийся в одноимённом монастыре с 1917 по 1940 год. В это время Ладога являлась частью Финляндии. В начале 40-х годов монашеская братия, опасаясь преследования со стороны советской власти, переселились в Финляндию. Здесь они основали монастырь Новый Валаам, где в настоящее время находится икона, написанная монахом Алипием.

Русская православная церковь установила день празднования Валаамской иконы 14 июля. Православные прихожане в Финляндии празднуют день особого почитания образа 20 августа.

Иконография

Автором иконы является монах-иконописец Алипий, который ещё до принятия пострига был успешным живописцем. Этим многие исследователи объясняют органичное сочетание в Валаамском образе традиций академической живописи конца XIX столетия и лучших образцов афонских иконописцев.

Богородица, облаченная в синий хитон и красный мафорий, изображена в полный рост. Богомладенец сидит на левой руке Богоматери, полностью скрытой под мафорием. Правая рука Девы покоится на груди младенца. Он облачен в светлый хитон. Правой рукой младенец Иисус благословляет зрителей, а в левой длани держит державу. Под босыми ногами Богородицы изображено облако.

Интересно: иконография Валаамского образа схожа с двумя образами Богородицы, которые называются «Панагия» (Всесвятая) и «Никопея» (Победительница).

Значение иконы

Икона Валаамской Божьей Матери - один из самых значимых для Российского государства святынь. Её считают заступницей русских воинов и всех русских земель. Местные монахи рассказывали о видениях, произошедших в начале XX века. В них Богородица молила Спасителя не оставлять без заступничества Россию.

Валаамская икона Божией Матери

Символичным считается явление Валаамской иконы Божьей Матери в одноимённом монастыре, называемым одним из её приделов на земле. Выход Ладоги из состава российских земель после Революции 1917 года также видится знаком, посланным Небесной Заступницей русским людям. Она показала, что в стране, попирающей традиции христианства, разрушающей храмы и уничтожающей святыни, нет места её дому.

Интересно знать: сегодня в монастыре на острове Валаам перед образом Богоматери ежедневно молятся о защите православных людей во всём мире и укреплении их веры в Силу Господа.

В чём помогает

К иконе Валаамской Божьей Матери приходят много людей, чтобы попросить у неё помощи и защиты. Она помогает:

  • вернуть физическое здоровье;
  • избавиться от различных зависимостей;
  • укрепить душевное здоровье;
  • преодолеть искушения и укрепить веру;
  • в зачатии, беременности и удачных родах;
  • обрести семейное счастье и взаимопонимание;
  • принимать важные решения и достигать поставленных целей.

Кроме этого, у Валаамской Богородицы просят защиты для воинов, исполняющих свой долг.

Как молиться перед иконой

Тропарь и кондак иконе Валаамской Божьей Матери были написаны финским архиепископом Павлом и Валентиной Пеннонен.

Чётких правил для чтения молитвы не существует. Но всё же следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Необязательно знать специальные слова молитвы. Главное, чтобы слова были искренними и шли от души.
  2. Молитву возносят перед образом Богородицы, находящимся в церкви или личной домашней иконой.
  3. Перед началом молитвы зажигают свечу или лампаду.
  4. Молящегося человека не должны отвлекать посторонние мысли и мирские заботы.
  5. В завершении молитвенного обращения следует поблагодарить Богородицу и Спасителя.
Валаамская икона Божьей Матери и её списки являются одними из самых почитаемых православных икон. Её чудотворная сила и удивительная история привлекают в Валаамскую обитель и Ново-Валаамский монастырь множество паломников.

Валаамская чудотворная икона Божией Матери

История Валаамской иконы Божьей Матери относительно молода. Она напрямую связана с Валаамским монастырем, где в 1878 году была написана местным иноком-иконописцем Алипием. После написания икона по какой-то причине была забыта и около двадцати лет пролежала в монастырской кладовой. Вспомнили о ней благодаря женщине по имени Наталья Андреева, которой во сне явилась Божья Матерь и повелела ехать на Валаам, где пообещала встречу с собой. Андреева выполнила указание Богородицы и отправилась в паломничество на остров, где благодаря ее подсказкам и была обретена русская православная Валаамская икона Божьей Матери, а сама Андреева после обретения исцелилась от мучившего ее много лет ревматизма.

Образ отличается тем, что на ней Богородица изображена в полный рост (иногда можно встретить и поясное изображение), а Младенец Христос держит в левой руке державу, увенчанную крестом. В настоящее время икона Валаамской Божьей Матери находится в Финляндии в Преображенском соборе Ново-Валаамского монастыря и является его главной святыней.

Почитание Валаамской иконы Божьей Матери

Остались воспоминания, свидетельствующие о том, что перед православной Валаамской иконой любил молиться великий князь Николай Николаевич. Образ Божьей Матери настолько пришелся ему по душе, что он пожертвовал монастырю 1000 руб., которые он приказал положить в банк. Проценты с этих денег должны были идти на поддержание неугасимой лампады, которая постоянно горела перед иконой Божьей Матери Валаамская. Для Николая Александровича была заказана точная копия иконы, отправленная впоследствии в Санкт-Петербург. Образ Богородицы явил миру множество чудес. Одно из последних произошло в 1996 году, когда после молитвы перед Валаамской иконой Божьей Матери был исцелен мальчик, сын греческого священника Илии, который просил братию Валаамского монастыря молиться о здравии больного ребенка. Празднование в честь иконы происходит 14 июля.

Святая икона Божьей Матери Валаамская – скорая помощница от болезней

К образу приходят просить утешения в скорбях и исцеления от болезней. Традиционно Богородице возносят молитвы и матери о счастье своих дочерей. Если Вы хотите купить Валаамскую икону Божьей Матери, то сделать это проще всего в интернет-магазине, специализирующемся на продаже православных товаров. Икона может быть как в бюджетном исполнении, так и в дорогом – написанная на дереве ценных пород, с золотой отделкой и орнаментом. Вышитые бисером или крестиком также очень красивы. Такую ее можно купить как готовой, так и вышить самостоятельно.

При взгляде на икону, называемую «Местная Валаамская», убеждаешься в скупости ее выразительных средств: нет ни одной лишней детали; заметен только вызолоченный фон и, вместо обычного позема, облако. Даже привычные для того времени двуцветная красно-голубая опушь и пестрый орнамент на полях практически отсутствуют, если не считать мелко продавленных по левкасу узоров.

И это понятно, ибо икона написана монахом.

Монастырская аскетическая практика подвигала изографа – иеромонаха Алипия (Константинова) – к поиску аскетического языка живописи.

Тем не менее, вкусы XIX столетия диктовали академическую манеру исполнения, доходившую до натурализма.

Одно приходило в противоречие с другим. «Живоподобный» стиль оборачивался апорией. Иконописцу хотелось Богородицу представить в мистическом плане (отсюда под ногами у Нее облако – символ прикровения и одновременно откровения Божества), но выражал он свою идею на языке мирской живописи, т. е. категории трансцендентного пытался пояснить категориями имманентного.

Не стоит здесь говорить об особом «валаамском стиле», присвоенном данной иконе. Подобная мысль произвольна и ни на чем не основана. В конце XIX в. таких (стилистически) икон – несчетное множество. И писались они по всей России. Разница состояла лишь в мастерстве изографов. Но оно еще не есть стиль; речь можно вести только об отличии манер. Будет беда, если в иконописи появится «плюрализм» стилей, ибо икона – неотъемлемая часть богослужения, выражающая его образно. Новый стиль – это новое мировоззрение. И оно не могло быть «особым», «валаамским» у иеромонаха Алипия. Л. А. Успенский существенно заметил: «Стиль» иконы был достоянием всего христианского мира на протяжении тысячи лет его истории, как на Востоке, так и на Западе: другого «стиля» не было. Сам этот “стиль” и чистота его обуславливается православием, более или менее целостным усвоением откровения. И язык этот естественно подвержен изменениям, но изменениям внутри иконного “стиля”, как мы видим это на протяжении почти двухтысячелетней его истории”.

Возражать со ссылкой на чудотворность образа – бессмысленно. Сегодня мироточат иконы типографского производства. Не по заслугам же типографии! Чудо творит не икона… Чудо – тайна Божия. Церковь учит, что оно творится благодатью через икону для спасения человека. “Бог может творить чудеса и помимо икон, так же как Он и “недостойными действует”, как творит чудеса и силами природы…

Основа всей жизни Церкви – несомненно, решающее и все для нее определяющее чудо: воплощение Бога и обожение человека. Это именно чудо и есть норма жизни Церкви, закрепленная в ее каноне, которая и противопоставляется настоящему состоянию мира, - писал все тот же Л.А.Успенский. - «Церковь живет не тем, что преходяще и индивидуально, а тем, что неизменно. Не потому ли чудеса никогда не были для нее критерием ни в одной из областей ее жизни, и жизнь эта никогда по ним не равнялась? И не случайно то, что соборные постановления предписывают писать иконы, основываясь не на чудотворных образах (потому что чудотворение иконы есть внешнее и временное, а не постоянное ее проявление), а так, как писали древние иконописцы, то есть по иконописному канону. Это, подчеркиваем, относится к православному каноническому образу, то есть к полноценному выражению «тайн домостроительства Божия о спасении людей».

Что же касается «живописного стиля», то как может стать церковным образ, не выражающий учения Церкви, образ, который не несет в себе «раскрытия жизни во Христе», и как же, в силу своего чудотворения, он становится приемлемым для выражения «христианских тайн в Православии» и становится на один уровень с образом, который их выражает? Такой образ, если, конечно, по своему иконографическому сюжету он не содержит противоречия православному вероучению, то есть не еретичествует, может послужить основанием к появлению нового типа канонической иконы (при условии, конечно, подлинности чуда), то есть быть воцерковлен».

Хочется верить, что наша позиция не воспринимается как призыв к «расцерковлению» образа Валаамской Божией Матери. Речь идет прежде всего о проблемах современного иконописания.

Само собой разумеется, мы далеки также и от «обвинений» о. Алипия. Во-первых, анализ призван быть объективным: в задачу исследователя входит констатация факта и выявление причин, его породивших, а не критика. Во-вторых, у Валаамского изографа практически отсутствовал выбор. Это у светского художника всегда есть возможность, в случае несогласия со вкусами и запросами эпохи, стать одиноким императором своих взглядов и брести по миру под дырявым зонтиком жизненных обстоятельств. Иконописец же плывет на корабле, именуемом «Церковь», и, как член команды, подчиняется тем законам и правилам, которые утверждены на корабле. В-третьих, каждый человек является определенно детерминированным «продуктом» своей эпохи, неся в себе ее культурные ценности. История показывает, что при всей закрытости от мира, печать (дух) времени оставляет след и на обителях; во всяком случае, такое наследие веков без труда можно обнаружить во всех древних монастырях: пример – хотя бы барочная колокольня в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

И заслуга иеромонаха Алипия (Константинова), как раз и состоит в обращении к иконографическому опыту живописцев прошлых столетий (имя обязывало!), чтобы традицией попрать преходящее.

Под иконографическим опытом мы разумеем прототип, с которого писалась икона Валаамской Божией Матери.

На Валааме им сегодня считают византийский образ Никопеи. Сходство, конечно, есть. Но, во-первых, Никопея – икона поясного извода; во-вторых, существовал более древний образ, в полный рост и не менее похожий: из Никеи. Это мозаика в апсиде из церкви Успения.

История ее сложна и драматична. Произведение создавалось еще в доиконоборческую эпоху, по предположению В.Н.Лазарева, константинопольскими мастерами. Вверху над Богородицей находился сегмент мандорлы, от которого расходились три луча. Средний из них касался головы Божией Матери. «Несомненно, Мария держала в руках Младенца, иначе остается непонятной проходящая через лучи надпись (EG GASTROS PRO EWSFOROU EGEGENHKA SE), раскрывающая смысл композиции». Надпись носила догматический характер и напоминала о Непорочном Зачатии; тема же указывала на ее раннее возникновение.

Но вот в VIII веке грянул иконоборческий смерч, разрушительно сказавшийся и на никейской мозаике. Иконоборцы сбили изображение Богородицы и заменили его крестом. Однако, после победы иконопочитателей, мозаика была восстановлена. Свидетельством чего является ктиторская надпись вимы: (STHLOI NAUKRATIOS TAS QEIAS EIKONAS) [Навкратий утверждает Божественные иконы]. XX век оказался для мозаики последним. В результате греко-турецкой войны 1919-1922 гг. памятник утрачен безвозвратно. Но, к счастью, Русский Археологический институт в Константинополе успел сделать профессиональные черно-белые фотографии мозаичного убранства Успенской церкви.

В качестве варианта Никейского образа следует назвать другую мозаику: «Богоматерь между императором Иоанном II Комнином и императрицей Ириной.” (1118 г. Южная галерея собора Св. Софии в Константинополе). Здесь поза Богомладенца еще больше напоминает валаамскую икону: Христу осталось лишь согнуть в локте благословляющую десницу, а в шуйцу взять державу.

Итак, если образ Божией Матери из Никеи связан с победой Православия, то константинопольская мозаика – с императорской четой; причем в последнем случае связь с императорским домом – наглядная, а в “Никопее” – символическая (как палладиум). И, тем не менее, они соединены между собой любовью Иоанна Комнина к Никопее, извод которой известен с X века: именно Никопея украшала колесницу этого басилевса. Отсюда понятен выбор иконографии, идентичной данному памятнику, для софийской мозаики.

Итак, никейский образ утрачен полностью, Софийский – наполовину. Но и Никопея, после ее захвата в 1204 г. венецианским дожем Энрико Дандолло и помещением в соборе св. Марка, оставалась закрыта особой завесой и потому «неизвестной, в точности, со стороны своей композиции» (акад. Н.П. Кондаков). Истинный вид Никопеи известен лишь с 70-х годов XX века, после реставрации.

Отец Алипий окончил свой земной путь до греко-турецкой войны. Данное обстоятельство должно подталкивать исследователей к более активному изучению биографии нашего изографа.

Необходимо выяснить: был ли он в Константинополе (возможно, по пути на Афон)? Удалось ли ему посетить Софийский собор? Мозаики о. Алипий мог видеть вряд ли: основной их массив расчищен уже в XX веке. Значит, существовала какая-то икона Никопеи, помимо увезенной в Венецию. Ибо писали же русские изографы такой образ для пророческого чина в первой половине XVII в., правда, далеко не похожий на свой прототип из X столетия.

Если о. Алипий посещал Константинополь, то он имел возможность завернуть в Никею: следовало всего лишь переплыть узкое Мраморное море, чтобы увидеть город двух Вселенских Соборов. Рядом с Никеей, чуть севернее, находится и Халкидон. Кто из православных отказался бы их посетить?

Но не исключено, что наш изограф подвизался на Валааме безвыездно. Тогда он мог познакомиться с Никейским образом или Никопеей неизвестного списка по фото-, нет, скорей по литографии.

Пока ясно одно: Никопею какого-то древнего извода о. Алипий видел.

Эти византийские образы представляют нам Христа, утверждающим православное вероучение (потому в левой руке свиток); Валаамская икона показывает Христа Царем небес. И во всех случаях сквозным мотивом проходит тема Воплощения, тема Непорочного Зачатия, а значит тема целомудрия и чистоты. Что во все времена было актуально и звучало призывом к покаянию.

Удивляет промыслительное создание и Никейского образа, и Валаамского – для храмов Успения Божией Матери. Нет совпадений в христианстве! Мистика Жизни антиномически переплетена здесь с мистикой Успения.

И нет случайностей, думается, во времени написания иконы: 1878 год. Год победы России в русско-турецкой войне, освобождение православных болгар от османского ига. Образ Валаамской Божией Матери можно и нужно рассматривать в качестве иконического памятника, посвященного павшим на поле брани - и - живым, вернувшимся победителями. Чем объяснимо сопоставление мистики Жизни и Успения. Икона воспевает Торжество Православия – новую победу над иконоборцами, в данном случае – османами. Как тут не вспомнить связь с Никопеей! Ведь «Никопея» - в переводе с греческого «Победотворная». Держава в руке Царственного Богомладенца и символизирует это торжество, эту победу.

Не столь уж важно, обращался ли о. Алипий к Никейскому образу, связь с данным прототипом все равно очевидна и закономерна. Разрушение Успенского собора из г. Никеи руками тех же турок в 1922 г. на мистическом уровне выглядит ответным ударом.

С другой стороны, Валаамский образ есть таинственное востребование иконы для охранения и молитв против внутреннего врага: ровно через год после ее написания возникла в Петербурге «Народная воля». Повторимся: случайностей в христианстве нет. «Кто верит в случайность, тот не верит в Бога», – говорили на Руси. Простуда Натальи Андреевны Андреевой, первой получившей исцеление от Валаамской святыни, символически ни что иное, как «простуда» нации.

И в отличие от Натальи Андреевны, которая металась между Валаамом и Петербургом, полная веры в исцеление, Россия мыкается сегодня, полуверя в выздоровление.

Потому, в общих масштабах, мы только частично и выздоравливаем.

В.Н. Лазарев считает, что это произошло после 787 года, т.е. после VII Вселенского Собора. По мнению Андре Грабара, мозаике вернули прежний вид после 843 года, т.е. после второго иконоборческого периода, с Торжеством Православия

Эти темы богословски глубже выкристаллизуются в изводах типа «Знамение», «Влахернитисса», «Никопея».