Николай Виссарионович Некрасов родился 1 февраля 1879 г. в семье священника. После окончания Петербургского института инженеров путей сообщения (1902 г.) был приглашен штатным преподавателем черчения в Томский технологический институт. Вскоре Некрасова послали за границу, где он в течение двух лет изучал экономические дисциплины и подготовил диссертацию. По возвращении в Россию был избран советом института и.д. (исполняющим должность. - Примеч. автора) экстраординарного профессора по кафедре статики сооружений и мостов. Однако преподавательская деятельность продолжалась недолго. В 1907 г. Н.В. Некрасов стал депутатом Государственной думы 3-го созыва от Томской губернии, вошел в состав комиссий путей сообщения и финансовую. Некрасова увлекла политическая деятельность. Он активный деятель партии кадетов, в 1907 - 1917 гг. член ее Центрального комитета (ЦК), лидер левого крыла партии, с 1910 г. входит в руководящее ядро масонских организаций (вместе с А.И. Коноваловым, М.И. Терещенко, А.Ф. Керенским и И.Н. Ефремовым).

В годы первой мировой войны Н.В. Некрасов принимает активное участие в деятельности Всероссийского союза городов, вместе с князьями П.Д. Долгоруковым и В.А. Оболенским организует санитарные отряды для действующей армии, входит в оргкомитет Сибирского общества подачи помощи больным и раненым воинам и пострадавшим от войны. В условиях политического кризиса лета 1915 г. буржуазия стала формировать список будущего правительства. В двух вариантах списка Н.В. Некрасов упоминался в качестве министра путей сообщения. Он участвовал в организации Прогрессивного блока в Государственной думе, призывая использовать в борьбе с правительством вначале лишь парламентские методы, был готов идти на сотрудничество с социалистическим партиями. Некрасов так сформулировал требования левой части партии кадетов перед ее ЦК: "Единение демократических элементов страны, тесная связь партии с национальными группами и активные приемы деятельности в стране и Государственной думе". Летом 1915 г. он, однако, вышел (временно) из состава ЦК партии кадетов, заявив, что "пассивное отношение ЦК к событиям, возведенный в культ нейтралитет в отношении правительственной политики и полное преклонение перед западными образцами без учета степени их соответствия нашим условиям" полностью противоречат его убеждениям.

Естественно, что политические оппоненты Некрасова характеризовали его не лучшим образом. Так, А.В. Тыркова, видный деятель партии кадетов, говорила: "Он жаден к почету и неразборчив в средствах", а В.А. Оболенский писал в своих мемуарах: "Под личиной его внешнего добродушия и даже некоторой слащавости чувствовался внутренний холодок и двоедушие алчного карьериста, каковым, как мне кажется, он и был".

В 1916 г. Некрасов становится сторонником более радикальной тактики борьбы и одним из активных заговорщиков, цель которых - устранение Николая II. На этом пути он входит во временный союз с лидером октябристов А.И. Гучковым, некоторыми генералами. Всеобщее недовольство положением дел в стране оказало мощное давление на депутатов Думы, и 6 ноября 1916 г. они избрали Н.В. Некрасова товарищем председателя Государственной думы 4-го созыва.

Во время Февральской революции 1917 г. на частном совещании членов Государственной думы Некрасов заявил: "По-моему, было бы правильно передать эту власть какому-либо пользующемуся большим доверием человеку вместе с несколькими представителями Государственной думы". Таким человеком он считал начальника Главного артиллерийского управления Военного министерства генерала А.А. Маниковского. Некрасов высказался за установление в стране военной диктатуры. Эти планы показались собравшимся "неудобными", и его предложение даже не было поставлено на голосование. Вместе с тем у лидеров Думы не было сомнений в том, что именно Некрасов должен занять кресло министра путей сообщения во Временном правительстве первого состава, и 5 марта 1917 г. он впервые появился в здании министерства на Фонтанке, 117. В своем приказе о вступлении в должность Некрасов потребовал от всех должностных лиц исполнения своих обязанностей, продолжения работы "в полном объеме и без всякого нарушения порядка в делопроизводстве". Впредь до особых распоряжений министр просил соблюдать установившийся порядок движения бумаг, дни и часы личных докладов начальников управлений у министра.

Некоторые чиновники МПС не были довольны назначением нового министра. Инженер Ю.В. Ломоносов, например, так прокомментировал это событие: "Профессор статики сооружений без трудов. Знакомый с путями сообщения по студенческим запискам и по Думе... Разве его можно сравнить с Кригером? Да и почему же из той же Думы не взять Бубликова, Добровольского (оба известные специалисты железнодорожного дела. - Примеч. автора)! Или из нашей среды Воскресенского, Шмита (управляющий Московско-Казанской дорогой и начальник Юго-Западных дорог. - Примеч. автора).

Новый министр путей сообщения встретился с представителями печати и сказал: "Моя задача - сделать логические выводы из совершившегося переворота (так еще долго называли Февральскую революцию ее непосредственные участники. - Примеч. автора)... В этом отношении в первую голову я ставлю широкую демократизацию ведомств, связанную с децентрализацией его функций по управлению". Особенно большое значение Некрасов придавал участию служащих в органах управления, разрабатывающих вопросы их быта и правового положения. Начальникам и управляющим дорог он отправил телеграмму, в которой подчеркивалось: "Будет решен вопрос о представительстве служащих и рабочих в управлениях дорог". Министр говорил и о предстоящей реорганизации министерства, о необходимости поставить дело частного железнодорожного строительства на прочную хозяйственно-экономическую почву, высказался за привлечение иностранного капитала для строительства железных дорог. Некрасов пообещал для улучшения условий перевозок снять часть вагонов с фронта, ибо они там "часто заменяют жилые дома и различные склады", привлечь к ремонту подвижного состава частные заводы и предприятия морского ведомства, снять часть заказов военного ведомства с железнодорожных мастерских.

Н.В. Некрасов принял ряд решений в духе революционного времени. С вагонов были удалены изображения двуглавых орлов с коронами и другими символами монархии, для пломбирования вагонов вместо матрицы с изображением старого государственного герба стали употреблять клеймо с изображением топора и якоря. Прокатилась волна переименований. Например, станция Романов Мурманской железной дороги была переименована в станцию Мурманск. Первое техническое железнодорожное училище имени императора Александра II в Ельце, Сибирское техническое железнодорожное училище имени императора Николая II в Красноярске и Ташкентское техническое железнодорожное училище имени наследника цесаревича Алексея Николаевича стали именоваться просто: Елецкое, Красноярское и Ташкентское. На страницах железнодорожной печати обсуждали переименование некоторых железных дорог.

В марте министр путей сообщения совершил свою первую поездку по железным дорогам. Характерным для нее стали многочисленные митинги, на которых он конкретизировал некоторые положения своей программы. Так, в Москве он резко отозвался о прежней власти: "В старом правительстве так тесно переплелись бездарность, глупость, трусость и измена, что неизвестно, где начинается одно и кончается другое". Особенно досталось прежнему руководству Министерства путей сообщения. "Рухловское железнодорожное благополучие, - говорил революционный министр, - имеет свои плоды - показные доходы, которые сторицей должны вернуться назад, в возмещение убытков на железнодорожной службе из-за полицейской политики проклятого режима". Некрасов заявил о поддержке требований рабочих и служащих об улучшении их экономического положения, призвал их к самоорганизации, считая, что своим энтузиазмом, сознательной работой они смогут вывести Россию на правильный путь.

На одном из митингов Некрасов говорил о порядках в самом министерстве: "Граждане, вы хорошо знаете положение железнодорожного дела, и я думал, что знаю его. Но когда я пришел в министерство и начал знакомиться с истинным положением дел, я должен был сказать, что ничего не знаю. Я ничего не знал о той изумительной путанице, о том отсутствии плана, о той постоянной грызне отдельных ведомств между собой, которые раскрылись передо мной. Я должен сказать прямо и откровенно: железнодорожное хозяйство в России доведено, можно сказать, до полного расстройства". Он подчеркнул необходимость повышения заработной платы: "Временное правительство хорошо знает, что спасение страны в широких экономических мероприятиях, и если придется напечатать лишние рубли, чтобы помочь железнодорожным служащим, то это будет сделано". Некрасов выразил уверенность в подписке на "Заем свободы", ибо "вся страна сумеет различить, когда у нее просит деньги свободная, народная власть или старая самодержавная власть".

При Некрасове в ведомстве путей сообщения было подготовлено представление "О назначении комиссаров на железные дороги". Комиссары, не пользуясь распорядительной властью, должны были, как предполагалось в этом документе, следить за состоянием станций и остановочных пунктов, наличием достаточного количества складских помещений, правильным их заполнением и освобождением, за содержанием и ремонтом путей, подвижного состава, оборотом вагонов, за организацией охраны на железной дороге и т.п. Этот документ был буквально пронизан недоверием к существующей администрации, и можно было предположить неизбежные конфликты. Временное правительство утвердило данное представление министерства. Вскоре в Министерстве путей сообщения был разработан еще один документ под названием "О порядке назначения на должности по частным железным дорогам". Документ был подписан Некрасовым и передан Временному правительству, где следы его затерялись. Суть документа в том, что министерство получало дополнительные права для вмешательства в кадровые вопросы. В целях улучшения профессионального состава служащих частных железных дорог авторы проекта считали целесообразным "назначение служащих поставить в большую зависимость от Министерства путей сообщения".

В апреле 1917 г. в Петрограде прошла Всероссийская конференция железнодорожников, учредившая Всероссийский железнодорожный союз, который поставил своей целью защиту и борьбу за политические, правовые, профессиональные и экономические интересы своих членов. На конференции выступил Н.В.Некрасов и приветствовал начавшуюся самоорганизацию тружеников путей сообщения. Спустя месяц он издал ставший мгновенно знаменитым циркуляр № 6321, в котором с учетом решений конференции указывалось, что министерство и подведомственные ему учреждения "должны и будут строго согласовывать свою работу со взглядами и пожеланиями объединенных железнодорожных тружеников, чутко прислушиваясь ко всем заявлениям, идущим от союза и через союз". Всероссийскому железнодорожному союзу, в лице его комитетов в центре и на местах, отныне "должно принадлежать право самого широкого контроля и наблюдения за всеми отраслями железнодорожного хозяйства и вообще за деятельностью железных дорог". Некрасов отметил, что нравственная ответственность за состояние дел на железных дорогах лежит на всех, а ответственность юридическая продолжает в полной мере оставаться на железнодорожной администрации. Союз (его комитеты) имел право заявить вышестоящим начальствующим лицам о своем несогласии с теми или иными административными распоряжениями вплоть до обращения в исполком своей организации и в Министерство путей сообщения, а если и они не сумеют выработать компромиссное решение, - то апеллировать к Временному правительству, которое принимает окончательное решение. Данный циркуляр был враждебно встречен значительной частью администрации железных дорог. Совет частных железных дорог обратился к Временному правительству с протестом, подчеркнув недемократический характер подготовки и принятия данного документа, входящего в противоречие с действующим законодательством и, в частности, с уставами частных железнодорожных обществ. Проведение в жизнь идей циркуляра, по мнению Совета частных железных дорог, "угрожает в ближайшем будущем новым расстройством транспорта". Критика же министром прежних порядков "доказывает лишь недостаточное знакомство министра путей сообщения с историей русского железнодорожного дела". Совет считал, что министр путей сообщения фактически вводит не имеющие примера в мировой практике принципы коллективного управления в дело громадной государственной важности. В ответ Некрасов лишь подтвердил, что циркуляр является временной мерой и будет действовать до Учредительного собрания, на котором должен решиться вопрос о государственном строительстве в области железнодорожного дела.

Весной и летом 1917 г. Министерство путей сообщения сделало следующие шаги к регулированию перевозок. В июле были введены Правила постепенности отправления по железным дорогам грузов малой скорости, Положение о центральном и порайонных комитетах по регулированию перевозок по железным дорогам. Реорганизованный Центральный комитет по железнодорожным перевозкам обсуждал вопросы распределения подвижного состава, определял преимущества в отправлении грузов какого-либо определенного направления или назначения, распределял эти грузы по степени их важности и срочности доставки, составлял общие планы перевозок грузов в соответствии с перевозочной способностью дорог. Однако состояние железнодорожного транспорта ухудшалось с каждым днем. Сократился среднесуточный пробег поездов, падала производительность труда, ухудшилось состояние подвижного состава, не выдерживались сроки его ремонта.

Некрасов принимал самое активное участие в общественной жизни страны. В дни июльского кризиса покинул ряды партии кадетов, вышел из правительства, стал одним из основателей Российской радикально-демократической партии. Затем вновь вошел в состав правительства в качестве заместителя министра-председателя и министра финансов. Выступая на Государственном совещании в Москве с докладом о финансовом положении страны, был вынужден признать, что "ни один период российской истории, ни одно царское правительство не было столь расточительно... ни одно не было столь щедро в своих расходах, как правительство революционной России". В первые часы корниловского мятежа Некрасов пообещал Керенскому свою полную поддержку, и с его участием была составлена телеграмма железнодорожникам, призывавшая их не исполнять распоряжений генерала. Вместе с тем для предотвращения кровопролития в столице он поддержал мнение министров А.С. Зарудного и М.И. Терещенко об отставке А.Ф. Керенского, за что сам был немедленно отправлен в отставку.

В начале сентября Некрасова назначают генерал-губернатором в Финляндию. В своей деятельности он обещал руководствоваться двумя принципами: лояльность и законный порядок, а также соблюдение конституции Финляндии, - но и настаивал на лояльном отношении ответственных финляндских кругов к российской государственности.

После Октябрьской революции перешел на службу в советские учреждения. Работал управляющим московской конторы "Синкредсоюза", статистиком в Наркомпроде. С 1919 г. под чужой фамилией жил и работал в Казани, где был арестован. В заключении по делу Некрасова следователь Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) записал: "На основании всего материала по делу прихожу к убеждению в политической и общей целесообразности полного прекращения дела Голгофского-Некрасова, легализации бывшего министра путей сообщения Некрасова, освобождения его и использования его на хозяйственной работе". 24 мая 1921 г. Ф.Э. Дзержинский распорядился дело Некрасова прекратить.

Тогда же состоялась встреча Некрасова с В.И. Лениным. Некрасов вспоминал: "Когда доставили меня в Кремль, я, несмотря на опыт, струхнул... Владимир Ильич встал со стула, пожал руку и пригласил сесть... спросил: "Где бы желали Вы работать?" Не задумываясь, я ответил, что хотел бы работать в кооперации. - "Вот, вот и мы предварительно обсуждали с товарищами и решили рекомендовать Вас в Центросоюз". В 1921 - 1930 гг. Некрасов был членом правления Центросоюза РСФСР и СССР, преподавал в Московском университете и Московском институте потребкооперации. В ноябре 1930 г. его арестовали, но в марте 1933 г. досрочно освободили, В дальнейшем Некрасов работал на строительстве канала Москва - Волга служащим и в 1937 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Однако в 1939 г. Некрасов был вновь арестован и после краткого следствия приговорен к расстрелу. Реабилитирован в 1990 г.

Статус во время работы на строительстве канала:
заключённый
руководство
расстрелян

Николай Виссарионович Некрасов родился в Томске в семье священика. Закончил Петербурский институт путей сообщения, затем провел три года в большой заграничной командировке. Возвращение на родину совпало со временем первой русской революцией. В 1906 году он возвращается в родной Томск, где получил кафедру в университете по статике сооружений и мостов. Перед молодым профессором открывалась блестящая научная карьера. Но интерес к общественной работе и политике взял верх. Он вступает в Томскую организацию кадетской партии и в конце 1907 года проходит по кадетскому списку в 3–ю Государственную Думу. Переехав в Петербург, он все свое внимание и время отдает политической деятельности. В 1912 году Некрасов вновь избирается от Томской губернии в 4–ю Государственную Думу. Он становится членом ЦК кадетской партии, играет все более заметную роль в руководстве кадетской фракции в Думе. Затем он становится заместителем председателя 4 Государственной Думы. После февральской революции становится министром Временного правительства, затем генерал – губернатором Финляндии. В советское время Н В. Некрасов был начальником планово- экономического управления, членом правления Центросоюза СССР. Профессором Горного института. Трижды он арестовывался ВЧК–ОГПУ–НКВД СССР: первый раз 1921 году, после разговора с председателем Совнаркома В. И. Лениным, Некрасов из политического заключенного становится ответственным работником Центрасоюза. 3 декабря 1930 года Николай Виссарионович снова арестовывают чекисты. Формулировка по тем временам самая модная «вредительство». В апреле 1931 года Некрасов выступает свидетелем по так называемому делу «Союзного бюро ЦК РСДРП (меньшевиков)». Вынужденное участие в процессе заканчивается для него десятью годами лагерей. «Враг народа» Некрасов прибывает на строительство Беломоро – Балтийского канала имени Сталина. ББК был нужен мостостроитель Некрасов. Открылся один канал, пришел черед другому. Николай Виссарионович Некрасов работает в управлении МВС. Он поселился в Дмитрове, специально для него построили дом, дали прислугу из заключенных, выделили автомобиль, а на выходные дни зек Некрасов отправлялся в Москву к семье. Здесь на строительстве канала Москва – Волга Николая Виссарионовича Некрасова досрочно освободили и назначили начальником работ Завидовского района Москваволгострой. А когда по каналу Москва – Волга пошли первые суда, он снова оказался в Кремле, где ему «за выдающиеся успехи в деле строительства канала Москва – Волга» вручили орден «Трудового Красного Знамени».

13 июня 1939 года начальника работ Калязинского района Волгостроя Н. В, Некрасова арестовали, а 14 апреля 1940 года приговорили к расстрелу.

По Управлению Дмитлага ОГПУ

Некрасова Николая Виссарионовича, вр. И. о. Начальника ПРО в Х- е и ХI– е отделениям в город Москву с 20 по 21 марта с. г.

Начальник Управления Радецкий.

См. Федоров Н. А. «Была ли тачка у министра» Дмитров. Спас. 1977 . Стр. 32-39.

Старцев В. «Страницы минувшего»М. Молодая гвардия 1984 г.

Дата рождения:
Место рождения:

город Санкт-Петербург

Дата смерти:
Место смерти:

город Москва

Учёное звание:

профессор

Альма-матер:

Институт инженеров путей сообщения

Некрасов Николай Виссарионович (20 октября/1 ноября 1879 г., г. С.-Петербург - 7 мая 1940 г., г. Москва) - русский политический деятель, и. д. экстраординарного профессора по кафедре строительной механики («Мосты») .

Биография

Родился в семье священника. Окончил Институт инженеров путей сообщения (1902 г.). С 1 августа 1902 г. - штатный преподаватель математики, механики и черчения инженерно-строительного отделения .

Совет института командировал его с 15 мая по сентябрь 1903 г. с научной целью на Российские строительные предприятия, а с 1 сентября 1903 г. – за границу для подготовки к профессорской деятельности.

Предоставленную зарубежную командировку Некрасов использовал успешно: ознакомился с постановкой преподавания строительного дела в ряде европейских вузов, осмотрел крупнейшие строительные предприятия, объекты и сооружения, подготовил работу «К теории ферм с жесткими соединениями в узлах. Опыт сравнительного анализа методов расчета». Работа получила положительный отзыв профессора Санкт-Петербургского политехнического института Б. Л. Кирпичева. Собрание инженерно-строительного отделения и Совет Томского технологического института, рассматривая кандидатуру Некрасова на должность и. д. экстраординарного профессора, пришли к заключению, что «за время преподавательской деятельности он выказал себя как серьезный и умный преподаватель. Работа и отчет о командировке за границу говорят о том, что время командировки использовал рационально и вполне овладел предметом, для изучения которого был командирован. Некрасов вполне заслуживает того, чтобы ему была представлена самостоятельная кафедра по предмету, по которому он готовился».

С 1 июля 1906 г. - и. д. экстраординарного профессора по кафедре строительной механики (специальность «Мосты»). Читал курсы лекций «Статика сооружений», «Мосты», руководил проектированием по строительному искусству (мостовые устои), строительной механике, статике сооружений.

В 1906-1908 гг. был секретарём инженерно-строительного отделения. Подготовил два конспективных курса: «Статика сооружений», «Статические неопределяемые системы». Представил диссертацию «К теории ферм с жесткими соединениями в узлах. Опыт сравнительного анализа методов расчета» (1907 г.). Характеризовался коллегами как «серьёзный и умный преподаватель».

С 1907 г. - член III Государственной думы от Томской губернии, входил во фракцию кадетов.

С 1912 г. - член IV Государственной думы от Томской губернии, в 1916-1917 гг. - товарищ её председателя.

Во время Февральской революции 1917 г. - член Временного комитета Государственной думы.

30 ноября 1930 г. арестован коллегией ОГПУ, приговорен к 10 годам заключения по делу т. н. ЦК РСДРП (М.).

Находясь в заключении, участвовал в строительстве Беломоро-Балтийского канала, где показал свои знания и опыт инженера-строителя, тем самым оказав большую помощь руководству стройки. В марте 1933 г. с завершением строительства канала был досрочно освобожден, после чего работал в качестве служащего на строительстве канала «Москва-Волга».

13 июня 1939 г. был вновь арестован, по приговору Военной Коллегии Верховного суда СССР расстрелян.

Похоронен в г. Москве на Донском кладбище.

Политическая деятельность

Николай Виссарионович Некрасов, депутат от Томской губернии во время выступления на заседании III Государственной думы. 1912 год

С началом Первой русской революции активно включился в общественную жизнь города и страны. В 1905 году он принял участие в организации группы академического союза (союз профессоров) в Томске, а затем, приехав в Ялту, вступил в ряды местного отдела конституционно-демократической партии и участвовал как в организации, так и в повседневной работе этого отдела. Являлся делегатом 1-го учредительного съезда партии кадетов от Таврической губернии состоявшегося 12-18 октября 1905 года, где был руководителем Ялтинского отделения партии.

5 декабря 1907 году был избран депутатом III Государственной думы от Томской губернии, уволился из института и переехал в Санкт-Петербург. В Думе работал в комиссии путей сообщения и по финансам. Кроме того, Н. В. Некрасов был членом Сибирской парламентской группы, принимая активное участие в разработке законопроектов касающихся Сибири, прежде всего, введение земства.

Помимо этого, он был членом думской масонской организации «Роза», куда входили представители различных политических партий - В. А. Виноградов, Ф. Ф. Кокошкин, А. И. Шингарев, Н. С. Чхеидзе, И. Н. Ефремов, А. И. Коновалов, А. Ф. Керенский и т.д. Деятели думской масонской ложи ставили перед собой цель – «заботиться о сглаживании разного рода конфликтов и противоречий между различными фракциями в Государственной думе и обеспечивать их совместные выступления».

С 1910 года входил в «масонскую пятерку» (вместе с А. И. Коноваловым, М. И. Терещенко, А. Ф. Керенским, И. Н. Ефремовым).

С 1909 по 1917 гг. являлся членом Центрального комитета (ЦК) партии кадетов, лидером её левого крыла.

20 октября 1912 года на томском губернском избирательном собрании был избран депутатом в IV Государственную думу. В Думе выступал с обоснованием строительства железнодорожных веток Тюмень-Омск, Екатеринбург-Курган. С ноября по июнь 1914 года подписал 16 депутатских запросов направленных в различные правительственные инстанции. Среди них - о незаконных действиях охранного отделения по отношению к членам социал-демократической фракции II Думы; о незаконных действиях полиции и администрации предприятий по отношению к рабочим во время стачек и т.д.

С конца 1915 года выступал в пользу активного сотрудничества с социалистическими партиями. Его требования: «единение демократических элементов страны, тесная связь партии с национальными группами демократии и активные приемы деятельности в стране и Государственной думе».

В годы 1-й Мировой войны являлся член комитета Сибирского общества подачи помощи больным и раненным воинам и пострадавшим от войны, член Особого совещания по обороне государства.

6 ноября 1916 года избран товарищем председателя IV Государственной думы М. В. Родзянко. Вместе с А. И. Гучковым участвовал в подготовке заговора с целью смещения Николая II, был сторонником решительных действий.

Во время Февральской революции 1917 г. поначалу сторонник военной диктатуры: член Временного Комитета Государственной Думы. В ночь на 3 марта составил проект декрета об объявлении России республикой. Милюков писал: «Я тогда имел основание считать Н. В. Некрасова попросту предателем» (Старцев В. Н., Внутренняя политика Временного правительства, Л., 1980, с. 119). Со 2 марта по 2 июля Некрасов - министр путей сообщения. В своих первых выступлениях перед железнодорожниками заявил, что «переустройство государственной жизни должно покоиться на воле народа», «пусть железнодорожный мир организуется так, как он этого хочет и понимает»; стремился развеять слухи об имеющихся разногласиях между Временным правительством и Советом РСД: «Никто никому никаких решений не навязывает». Выступая 24 марта в отделе путей сообщения Земгора, заявил об удовлетворении требований рабочих и служащих о повышении зарплаты: «Организация народных масс - это первое наше депо, и когда это будет сделано, тогда никакие эксцессы никому не будут страшны» («Вестник Южных Железных Дорог», 1919 г., №14/15, с. 20).

Со 2 марта по 2 июля 1917 года - министр путей сообщения Временного правительства. В марте - апреле на заседаниях ЦК и 7-м съезде партии кадетов выступал самым активным сторонником создания межпартийной правительственной коалиции.

На 8-м съезде кадетов 9 мая резко критиковал Милюкова за его негативное отношение к правительственной коалиции с социалистами, за внешнеполитический курс, призывал партию отказаться от принципа поддержки правительства «постольку - поскольку», считал первой задачей правительства ускорение созыва Учредительного Собрания.

Николай Виссарионович Некрасов среди профессоров Томского технологического института

Сибирская группа членов IV Государственной думы (Снимок Н. Н. Ольшанского). Сидят (слева): А. С. Суханов, В. Н. Пепеляев, В. И. Дзюбинский, Н. К. Волков, Н. В. Некрасов, С. В. Востротин, М. С. Рысев. Стоят: В. М. Вершинин, А. И. Русанов, И. Н. Маньков, И. М. Гамов, А. А. Дубов, А. И. Рыслев, С. А. Таскин.

27 мая издал правительственный циркуляр о совместной деятельности железно-дорожной администрации с профсоюзом железнодорожников: последнему предоставлялось право общественного контроля и наблюдения за работой железнодорожников и дачи указаний ответственным лицам. В конце июня в составе делегации правительства (А. Ф. Керенский, М. И. Терещенко, И. Г. Церетели) участвовал в переговорах с украинской Центральной Радой и подготовке проекта декларации, послужившего одной из причин правительственного кризиса.

В июне 1917 года принимал участие в деятельности Первого Всероссийского съезда Советов РСД. Работал, совместно с А. Керенским и М. Терещенко в комиссии по проверке информации о связях В. И. Ленина с Германией.

В период Июльского кризиса вышел из партии кадетов и вступил в Российскую радикально-демократическую партию. 8 июля занял пост заместителя министра-председателя Временного правительства. 21 июля вслед за Керенским подал в отставку: в новом коалиционном правительстве с 24 июля на постах заместителя министра-председателя и министр финансов.

12 августа выступил на Государственном совещании с докладом о финансовом положении страны, на котором заявил: «Для спасения родины нам нужны все эти три элемента - и порядок, и жертвы, и оборона». В первые часы выступления генерала Л. Г. Корнилова Н. В. Некрасов пообещал Керенскому свою полную поддержку. С его участием была составлена телеграмма железнодорожникам, призывавшая их не исполнять распоряжения генерала.

Для предотвращения вооруженного столкновения поддержал мнение министров А. С. Зарудного и Терещенко об отставке Керенского, за что был немедленно удален из состава правительства и 5 сентября 1917 года был назначен генерал-губернатором Финляндии.

В своей деятельности на посту генерал-губернатора обещал руководствоваться двумя лозунгами: лояльность и законный порядок. 17 октября на заседании Временного правительства выступил с докладом о положении в Финляндии. На посту генерал-губернатора Финляндии пробыл до 25 октября 1917 года (18 июля 1917 г. Финляндия становится независимой республикой).

После октябрьской революции принимал участие в работе подпольного Временного правительства, был управляющим московской конторы «Синкредсоюза», статистиком в Наркомпроде. В начале 1918 г., сменив фамилию на Голгофский, уехал в Уфу, работал в системе кооперации.

В 1919 году переехал в Казань. В марте 1921 года арестован, отправлен в Москву и в мае, после встречи с В. И. Лениным в Кремле, освобожден.

В 1921 - 1930 годах являлся членом правления Центросоюза РСФСР и СССР, преподавал в Московском университете, в Институте потребкооперации.

Труды

К вопросу о расчете мостов системы Рёзеля//Изв. ТТИ. Т.2, 1903 г.

К теории ферм с жесткими соединениями в узлах. Опыт сравнительного анализа методов расчета//Изв.ТТИ. Т.7, 1907 г.

Статика сооружений: Консперативный курс. Статически неопределяемые системы (литографическое изд-во ТТИ) – Томск, 1908 г.

Источники

1. Гагарин А. В. «Профессора Томского политехнического университета». Биографический справочник. Т. 1. Томск: Изд-во научно-технической литературы, 2000 г.-300 стр.

НИКОЛАЙ ВИССАРИОНОВИЧ - российский политический и государственный деятель.

Из се-мьи свя-щен-ни-ка. Окон-чил Санкт-Пе-тербургский институт пу-тей со-об-ще-ния (1902 год). За-тем пре-по-да-вал на инженерно-стро-ительном от-деле-нии Том-ско-го тех-но-ло-гического института, в 1903-1905 годах ста-жи-ро-вал-ся в Гер-ма-нии и Швей-ца-рии для под-го-тов-ки к про-фес-сор-ско-му зва-нию (спе-циа-ли-зи-ро-вал-ся в об-лас-ти мос-то-строе-ния). С 1906 года исполняющий обязанности экс-т-ра-ор-ди-нар-но-го профессора Том-ско-го тех-но-ло-гического института, сек-ре-тарь инженерер-стро-ительные от-де-ле-ния института (1906-1908 годы).

В 1904 года сбли-зил-ся с дея-те-ля-ми Сою-за ос-во-бо-ж-де-ния, по дан-ным за-гра-нич-ной аген-ту-ры Деп-та по-ли-ции, под-дер-жи-вал свя-зи с эсе-ра-ми. По воз-вра-ще-нии в Рос-сию был од-ним из ор-га-ни-за-то-ров груп-пы Ака-де-ми-че-ско-го сою-за в Том-ске. Позд-нее примк-нул к ка-де-там (Кон-сти-ту-ци-он-но-де-мо-кра-тической пар-тии; КДП), де-ле-гат 3-го съез-да пар-тии ка-де-тов (апрель/май 1906 года). Осе-нью 1906 года воз-гла-вил Том-ский гу-берн-ский комитет КДП, с 1909 года член ЦК пар-тии, при-сое-ди-нил-ся к его ле-во-му кры-лу. Депутат Государственной ду-мы 3-го (1907-1912 годы) и 4-го (1912-1917 годы) со-зы-вов, один из ру-ко-во-ди-те-лей, с 1912 года то-ва-рищ председателя фрак-ции КДП, при-зы-вал к со-труд-ни-че-ст-ву с ле-вы-ми фрак-ция-ми Ду-мы (в ча-ст-но-сти, с тру-до-ви-ка-ми).

Сто-рон-ник по-все-ме-ст-но-го раз-ви-тия ме-ст-но-го са-мо-управ-ле-ния, под-дер-жи-вал идеи си-бир-ско-го об-ла-ст-ни-че-ст-ва, до-би-вал-ся вве-де-ния в крае земств, тре-бо-вал ог-ра-дить ко-рен-ных жи-те-лей Си-би-ри (ино-род-цев) от «хищ-ни-че-ской экс-плуа-та-ции», пре-дос-та-вить им пра-во уст-раи-вать свою жизнь в со-от-вет-ст-вии с народными тра-ди-ция-ми. В 1908 году примк-нул к ма-со-нам , вхо-дил в ло-жу «Ро-зы» (т. н. дум-ское, или «по-ли-ти-че-ское», ма-сон-ст-во), сек-ре-тарь Верх-не-го со-ве-та «Вели-кий Вос-ток на-ро-дов Рос-сии» (1908-1912 годы, 1915 год), председатель ма-сон-ско-го «кон-вен-та» (съез-да) ле-том 1912 года в Мо-ск-ве. В начале 1914 года в про-ти-во-вес пред-ло-жен-ной П. Н. Ми-лю-ко-вым так-ти-ке «изо-ля-ции пра-ви-тель-ст-ва» Некрасов до-ка-зы-вал не-об-хо-ди-мость бо-лее ре-ши-тель-но-го дав-ле-ния на не-го.

С начала Первой ми-ро-вой вой-ны уча-ст-во-вал в дея-тель-но-сти Сою-за го-ро-дов, Си-бир-ско-го общества по-да-чи по-мо-щи боль-ным и ра-не-ным вои-нам и по-стра-дав-шим от вой-ны, Осо-бо-го со-ве-ща-ния по обо-ро-не госу-дар-ст-ва, был чле-ном Зем-го-ра. В ию-не 1915 года вы-шел из со-ста-ва ЦК КДП. Вид-ный дея-тель «Про-грес-сив-но-го бло-ка», в 1915 году рас-смат-ри-вал-ся оп-по-зи-ци-ей в ка-че-ст-ве кан-ди-да-та на пост министра пу-тей со-об-ще-ния. В феврале 1916 года вновь из-бран членом ЦК КДП. С но-ября 1916 года то-ва-рищ председателя Государственной ду-мы. По вер-сии ря-да ис-сле-до-ва-те-лей, вме-сте с А. И. Гуч-ко-вым уча-ст-во-вал в под-го-тов-ке за-го-во-ра с це-лью сме-ще-ния императора Ни-ко-лая II .

В хо-де Февральской ре-во-лю-ции 1917 года во-шёл в со-став Временного комитета Государственной ду-мы, под-го-то-вил про-ект ак-та об от-ка-зе великого князя Ми-хаи-ла Алек-сан-д-ро-ви-ча при-нять власть по-сле от-ре-че-ния от пре-сто-ла Ни-ко-лая II, а так-же пред-ло-же-ние о вве-де-нии в Рос-сии рес-пуб-ли-кан-ской фор-мы прав-ле-ния. Ми-нистр пу-тей со-об-ще-ния Вре-мен-но-го пра-ви-тель-ст-ва , пы-тал-ся на-ла-дить де-ло-вое со-труд-ни-че-ст-во с проф-сою-за-ми же-лез-но-до-рож-ни-ков, по-сле ап-рель-ско-го кри-зи-са Временного пра-ви-тель-ст-ва от-стаи-вал не-об-хо-ди-мость соз-да-ния коа-лиционного пра-ви-тель-ст-ва с уча-сти-ем уме-рен-ных со-циа-ли-стов и ско-рей-ше-го со-зы-ва Уч-ре-дительного со-б-ра-ния.

Уча-ст-во-вал в ра-бо-те 1-го Все-российского съез-да со-ве-тов ра-бо-чих и сол-да-тс-ких де-пу-та-тов, 2-го Об-ще-ка-зачь-е-го съез-да (оба - июнь 1917 года, Пет-ро-град), в пе-ре-го-во-рах с Украинской центральной ра-дой об ав-то-ном-ном ста-ту-се Ук-раи-ны и при-зна-нии Ге-не-раль-но-го сек-ре-та-риа-та ор-га-ном Врем. пра-ви-тель-ст-ва в крае. Во вре-мя июль-ско-го кри-зи-са Врем. пра-ви-тель-ст-ва де-мон-ст-ра-тив-но вы-шел из КДП и всту-пил в Рос. ра-ди-кально-де-мо-кра-тич. пар-тию. Зам. мин.- пред. Временного пра-ви-тель-ст-ва , с 25 ию-ля (7 августа) - заместитель министра-председателя и министр фи-нан-сов, один из бли-жай-ших со-труд-ни-ков А. Ф. Ке-рен-ско-го. Во вре-мя Кор-ни-ло-ва вы-сту-п-ле-ния 1917 года вы-ска-зал-ся за от-став-ку Ке-рен-ско-го ра-ди пре-дот-вра-ще-ния воо-руженного кон-флик-та, 31.08(13.09).1917 года уво-лен с по-ста ми-ни-ст-ра и в на-ча-ле сен-тяб-ря на-зна-чен генерал-гу-бер-на-то-ром Великого княжества Фин-лянд-ско-го.

По-сле Октябрьской ре-во-лю-ции 1917 года уча-ст-во-вал в дея-тель-но-сти под-поль-но-го Временного пра-ви-тель-ст-ва. С мар-та 1918 года управ-ляю-щий московской кон-то-рой Сою-за Си-бир-ских кре-дит-ных сою-зов, за-тем под чу-жим име-нем ра-бо-тал в коо-пе-ра-тив-ных уч-ре-ж-де-ни-ях Ка-за-ни. В 1921 году аре-сто-ван по до-но-су, дос-тав-лен в Мо-ск-ву, вско-ре ос-во-бо-ж-дён, ра-бо-тал в Цен-тро-сою-зе, пре-по-да-вал в 1-м МГУ, Институте народного хо-зяй-ст-ва и Московском институте по-треб-ко-опе-ра-ции.

Один из ре-дак-то-ров 3-го то-ма («Фи-нан-сы и от-чётность») «Тор-го-вой эн-цик-ло-пе-дии» (1924 год), ав-тор мо-но-гра-фии «Коо-пе-ра-тив-ная тор-гов-ля» (ч. 1-3, 1926-1928 годы). В 1930 году аре-сто-ван по т. н. де-лу Со-юз-но-го бю-ро ЦК РСДРП (мень-ше-ви-ков), в 1931 году при-го-во-рён к 10 го-дам ла-ге-рей. Ра-бо-тал на строи-тель-ст-ве Бе-ло-мор-ско-Балтийского ка-на-ла и ка-на-ла Мо-ск-ва - Вол-га, в 1933 году дос-роч-но ос-во-бо-ж-дён, в 1934 году на-гра-ж-дён ор-де-ном Тру-до-во-го Крас-но-го Зна-ме-ни. С 1937 года ра-бо-тал на Вол-го-строе. В 1939 году вновь аре-сто-ван. Во-енной кол-ле-ги-ей Вер-хов-но-го су-да СССР при-го-во-рён к выс-шей ме-ре на-ка-за-ния. Рас-стре-лян. Реа-би-ли-ти-ро-ван в 1991 году.

Н.В.Некрассов (1879-1940) сын протоиерея, окончил гимназию (с отличием), затем Петербургский институт инженеров путей сообщения (1902). В 1903 – 1905 находился от МПС на стажировке в Германии: знакомился с крупнейшими строительными предприятиями, объектами и сооружениями, изучал с систему преподавания строительного дела в выс­ших учебных заведениях, собирал материал для диссертации.

С 1 августа 1902 года – штат­ный преподаватель матема­тики, механики и черчения ин­женерно-строительного отделе­ния Томского технологического института. С 1 июля 1906 г. и.о. экстраординарного профессора по кафедре строительной меха­ники (специальность «Мосты»). Читал курсы лекций «Статика сооружений», «Мосты», руково­дил проектированием по строи­тельному искусству (мостовые устои), строительной механике, статике сооружений.

Томский технологический институт, 1902 г.

В 1906 – 1908 гг. был секретарём инженерно-строительного отделения. Подготовил два конспективных курса: «Статика сооружений», «Статические неопределяемые сис­темы». Представил диссертацию «К теории ферм с жесткими соединениями в узлах. Опыт сравнительного анализа методов расчета» (1907). Характеризовался коллегами как «серьёз­ный и умный преподаватель». Ещё с 1905 г. он активно включился в политическую жизнь России, принял участие в организации группы академического союза (союз профес­соров) в Томске. Недолго жил в Ялте, где вступил в Конституционно-демократическую партию (Партию народной свободы), возглавлял её Ялтинское отделение, представлял Тав­рическую губернию на 1-м учредительном съезде кадетской партии. В эти неспокой­ные годы Первой революции оставил препо­давательскую деятельность до лучших вре­мен. В 1909 – 1915гг. он член Центрального комитета (ЦК) партии кадетов, лидер её ле­вого крыла, сторонник активного сотрудниче­ства с социалистическими партиями. Однако вскоре вышел из состава ЦК, так как более умеренное большинство не соглашалось с его идеями. С 1907 г. он– член III Государственной думы от Томской губернии, входил во фрак­цию кадетов. Считался одним из наиболее ак­тивных депутатов, выступил с думской три­буны более 100 раз. В основном занимался проблемами строительства, путей сообщения и финансов. Некрасов был докладчиком фи­нансовой комиссии по железнодорожным и воднопутейским вопросам. Выступал с обос­нованием строительства железнодорожных линий Тюмень-Омск, Екатеринбург-Курган. Инициатор выработки плана сибирского железнодорожного строительства при участии местных общественных сил. Входил в состав Сибирской парламентской группы, принимая активное участие в разработке законопроектов, касающихся Сибири.

Николай Виссарионович один из видных деятелей российского политического масонства, член Верховного совета Великого Востока народов России, до конвента 1912 г., а затем в 1915 г. и первой половине 1916 г. Н.Некрасов секретарь Верховного совета.

Руководящее ядро масонской организации Великого Востока (в центре Н.В. Некрасов)

В этом качестве тесно сотрудничал с А. Ф. Керенским, вместе с ним входил в неформальную «масонскую пятёрку» политических деятелей. Её членами были также А. И. Коновалов, М. И. Терещенко, И. Н. Ефремов, ставшие позднее министрами Временного правительства.

С 1912 г. – член IV Государственной думы от Томской губернии, в 1916– 1917гг. – товарищ её председателя. После начала Первой мировой войны возглавлял санитарный отряд. Входил в состав Особого совещания по обороне государства. Вместе с А. И. Гучковым участвовал в подготовке заговора с целью смещения Николая II, где был сторонником решительных действий.

Во время Февральской революции 1917 г. Некрасов являлся членом Временного комитета Государственной думы. В ночь на 3 марта составил законопроект об объявлении монархической России - Руссской республикой (это вызвало резкое недовольство лидера кадетов П. Н. Милюкова, который считал возможной для России конституционную монархию). Тогда же составил «примерный текст» отречения Михаила Романова от престола (неизвестно воспользовался ли тот этой «шпаргалкой» или нет, но отрекся от престола в тот же день -3 марта).

2 марта 1917г. Н.В. Некрасов назначается министром путей сооб­щения Временного правительства и исполняет эти обязанности до 2 июля того же года. Был одновременно товарищем Председателя Государственной думы. Сумел быстро завоевать популярность среди левых сил, издал циркуляр о праве профсоюза железнодорожников на общественный контроль и наблю­дение над деятельностью путейского ведомства. Удовлетворил требования рабочих и служащих о повышении за­работной платы.

В июле 1917 г. он стал одним из лиде­ров небольшой Российской радикально-демократической партии. С 24.07.17 по 24.09.17 являлся министром финансов и одновременно товарищем Председателя второго временного правительства. Во время выступления генерала Л. Г. Корнилова – Некрасов выступил против него, но при этом был сторонником отставки Керенского с целью предотвращения вооружённого столкновения. В этом случае Некрасов как заместитель ми­нистра-председателя стал бы ис­полняющим обязанности главы прави­тельства. Однако Керенский тогда удержался на посту премьера, и Не­красов был выведен из состава прави­тельства и удалён из Петрограда в связи с назначением генерал-губернатором Финляндии (с 5 сентября 1917г.).

После прихода к власти большевиков Некрасов был управляющим московской конторы «Синкредсоюза», статистиком в Наркомпроде. В начале 1918 года, сменив фамилию на Голгофский, уехал в Уфу, работал в системе кооперации. В 1919 г. переехал в Казань. В марте 1921 г. был опознан как бывший министр Временного правительства, арестован, отправлен в Москву и в мае, после встречи с В. И. Лениным в Кремле, освобождён. В 1921– 1930 гг. его назначили членом правления Центросоюза РСФСР и СССР, преподавал в Московском университете, в Институте потребкооперации.

30 ноября 1930 г. арестован коллегией ОГПУ, приговорён к 10 годам заключения по делу т.н. «контрреволюционной организации» Союз­ного бюро ЦК РСДРП меньшевиков. Находясь в заключении, руководил Особым конструк­торским бюро (т.н. «шарашкой») по проекти­рованию Беломорско-Балтийского канала. Это ОКБ располагалось посзади ОГПУ в Москве. Там находился большой магазин, а на пятом этаже размещалось особое конструкторское бюро... В ОКБ со всей страны были собраны гидрологи, гидротехники, ирригаторы, мелио­раторы для проектирования канала. Работали весь день напролет и только немного времени отводилось прогулке.

Из воспоминаний О.В. Вяземского инженера-путейца (тоже арестованного в ту пору): «...нас ввели на самый верх, в огромный зал с паркетным полом, где легко размещалось 120 человек. Половина зала дортуар, койки с пружинными матрацами, а половина со столами. Нам объясняют, что мы попали в Особое конструкторское бюро – ОКБ. Староста – старик-профессор созвал вновь прибывших и произнес им речь, в которой изложил техническую задачу. На стене висела карта с пометкой будущего водного пути. Старостой этим оказался бывший профессор Томского технологического института Николай Виссарионович Некрасов. Было ему тогда лет, этак, под шестьдесят. Впоследствии он строил не только Беломорско-Балтийский, но и канал им Москвы.».

В 1932 г. в бараке для зэков в ИТЛ при Медвежьей горе Н.В. Некрасова видел Д.С.Лихачев (сам репрессированный, в последствии – академик). В марте 1933 года с завершением строительства канала Некрасов был досрочно освобождён, после чего работал на строительстве канала Москва – Волга в качестве сотрудника управления строительством и начальника Завидовского района строительства. Зоны располагались, по существу, на окраинах Москвы. В Дмитрове на северной и южной окраинах также действовали две зоны, функционировал лагпункт, обслуживающий железнодорожную станцию. Часть специалистов жила в частном секторе, а для крупного ученого Н.В. Некрасова - уже – вольнонаемного Дмитлага, построили дом, выделили хозобслугу и автомашину с личным шофером. В 1938 г. за досрочный пуск канала им. Москвы Некрасов был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1939 г. он занимал должность начальника работ в Калязинском районе в Волжском ИТЛ НКВД (Волгостроя), занимался строительством гидроузлов.

Моск.обл., г. Дмитров, ул. Пушкина дом № 45., где жил инженер Н.В.Некрасов

13 июня 1939 г. был вторично арестован. 14 апреля 1940 г. осуждён Военной коллегией Верховного Суда СССР по обвинению во вредительстве на строительстве канала Москва-Волга и организации контрреволюционной террористической группы с целью убийства руководителей ВКП(б) и советского правительства. 7 мая 1940 г. его расстреляли.. Похоронён этот талантливый деятель нашей страны в Москве на Донском кладбище. Реабилитирован 12 марта 1991 года Прокуратурой СССР.

Русская республика была провозглашена Временным правительством 1 сентября 1917 г. Этот акт не востребован всей дальнейшей истории Российского государства и остался лишь на бумаге.

Undoubtedly, there are some points you perhaps think about drugs. Let"s discuss about how you can make sure that medications you order online are sure. You can purchase preparation to treat acute treatment of the symptoms of osteoarthritis or trigeminal neuralgia. Some services offer to their customers Viagra. If you"re concerned about sexual disease, you perhaps already know about levitra 20mg . Maybe every man knows at least something about levitra 10mg . Matters, like , are linked sundry types of health problems. Notwithstanding erectile dysfunction is more common among older men, that doesn"t slightly you merely have to live with. Several medicines may add to sex drive difficulties, so its essential to cooperate with your health care purveyor so that the prescription can be tailored to your needs. Causes of sexual dysfunction include injury to the penis. Chronic disease, certain remedies, and a condition called Peyronie"s disease can also cause sexual dysfunction. Do not give Viagra or any drug to anyone under 18 years old without prescription.