Триангуляция


Сила в Вин Чун исходит из понимания теории триангуляции . Формы треугольника и пирамиды просты и легки для восприятия.

Теорию треугольников очень легко понять и применить, потому что наше тело устроено именно так. Стойка - прямая и прочная вследствие триангуляции (смотрите раздел о стойках); это, в свою очередь, поддерживает корпус, который дает твердую основу рукам, представляющим собой стороны треугольника.

Нам нужно сделать так, чтобы руки действовали наподобие клина.

Это направит атаки в одну сторону. (Рис. 2)

Рис. 2. Вид тела, представленный в геометрических формах поможет лучше понять принципы Вин Чун и ускорить процесс обучения


Затем мы можем направить этот клин в центр (смотрите раздел «Теория центральной линии») или нижний уровень защиты соперника.

При правильном выполнении триангуляция позволит нам использовать силу углов вместо того, чтобы перенапрягать мускулы.

Этот метод превосходен, поскольку позволяет рукам оставаться в расслабленном состоянии, меняя позиции быстро и свободно без всякого мускульного напряжения.


Нейтрализация силы


Тело должно действовать подобно вращающемуся цилиндру. Если к нему приложить силу, он будет крутиться в том же направлении, что и она.

Помните, что когда одна сторона цилиндра движется назад, другая идет в прямо противоположную сторону - вперед.

Когда силу применяют против практикующего Вин Чун, его тело и руки вертятся в том же направлении, что и атака. При повороте тела одна его сторона уходит от противника, другая же, напротив, приближается. Контратака проводится именно с помощью этого движения, к мощи атакующей руки добавляется вес тела. Рука, идущая назад, сдерживает атаку, обычно для этого используют короткий, резкий рывок (также с помощью поворота), что заставляет соперника потерять равновесие и убрать руки с линии встречного удара (смотрите раздел «Лоп сао»). Разворот также убирает ваш центр тяжести с линии атаки. Таким образом, можно рассеять силу соперника и нанести ответный удар.

Во время разворота позвоночник должен быть прямым, чтобы поворот был быстрым и четким. Работу ног при повороте составляют быстрые, короткие шаги: они особенно важны, если противник двигается очень быстро.

Тело должно двигаться четко вокруг точки контакта.

Направьте атаку соперника ниже первоначального уровня, силу применяйте, только чтобы контролировать его руку или сбить ее с курса.

Уйдите с линии атаки (выберите путь наименьшего сопротивления) и контратакуйте из нового центра.

Убедитесь, что во время разворота ваш вес приходится на пятки, а не на носки (это гасит скорость) и что бедра поворачиваются свободно.



Рис. 3. Разворот и атака из нового центра.

Поворот должен быть быстрым, прочным и уверенным. Вы должны научиться выполнять его под давлением


Во время поворота держите голову прямо, бедра должны быть расслаблены и выдвинуты немного вперед (см. стойки)

Если атака направлена не в центр, направление поворота ясно (убирайте атакованную сторону с линии атаки).

Если атака направлена в центр, поворот может быть осуществлен в любом направлении.

Направление движения может быть выбрано и под влиянием положения рук или ног.


Теория центральной линии


Поворот легче выполнить, когда вы поймете суть теории центральной линии. Эта линия (в наиболее простом понимании) представляет собой воображаемую прямую или плоскость, проведенную от вашего центра в направлении взгляда (обычно к сопернику/партнеру). Ее также можно назвать направлением вашего внимания или действия.

До начала боя обе руки - передняя, выдвинутая для защиты, и задняя, готовая к атаке (By Сао ), находятся на центральной линии (Рис. 4).




Рис. 4 (а, б). Центральная линия - воображаемая плоскость, которая движется одновременно с нами. Она помогает нам достичь триангуляции


Она используется, чтобы обнаружить или установить направление атаки противника и решить, в какую сторону необходимо развернуться и какое положение рук будет наиболее подходящим. Если центральная линия защищена правильно, соперник будет вынужден атаковать под неправильным утлом, другими словами, атака пройдет справа или слева от вашего центра. Это и определит ваш следующий маневр и правильную защитную стойку. В подобной ситуации единственно правильным решением для оппонента будет попытка заставить вас раскрыться, используя силу, которую вы вполне можете погасить с помощью поворота. Овладение центральной линией также дает вам возможность провести любую вашу атаку по кратчайшему пути.

Итак, наши движения должны оставаться спокойными и плавными, основанными на базовых принципах, даже при встрече с агрессивным противником. Если мы последуем правилам и четко защитим свою центральную линию, соперник прилет в замешательство и попытается перенаправить атаку, что даст нам необходимое время и требуемую информацию для проведения собственной. Такая система будет работать даже под давлением.

Когда в поединке встречаются соперники, силы которых равны, его исход зависит от того, кто из них вынудит другого допустить ошибку, либо, изменив направление атак или защиту, либо совершив настолько быстрое и четкое движение, что противник не успеет защититься до момента, когда будет уже слишком поздно.

Удар, нанесенный из стабильной стойки, может быть настолько силен, что его нельзя остановить без применения силы. Противник может быть намного сильнее, и подобная защита вас не спасет.

Становится ясным, что необходимо не только защищать центральную линию, но и атаковать противника ударами в центр (чуть ниже центральной линии). Это непросто, так как практически все уязвимые точки находятся ниже центра тела.

Когда мы бьем противника, то желаем, чтобы удар принес максимальный эффект. Мы хотим, чтобы вся наша сила достигла цели. И чтобы соперник испытал на себе всю тяжесть удара, мы не должны позволить ему свободно вертеться, гася и рассеивая силу. В этом и заключается смысл атаки центра.

Если удар направлен в центр тела, оно получает всю его энергию и откидывается назад, такой удар не теряет силы при развороте. Важно заметить, что линия атаки прочерчена от точки приложения силы к центру тела (или позвоночнику) соперника. Ее угол не совпадает с углом линии, проведенной через фронтальную плоскость, если только атака не направлена в тело точно по прямой (Рис. 5).



Рис. 5. Удары должны быть направлены в центр тела соперника, чтобы лишить его возможности развернуться. Это позволит ударам иметь максимальный эффект


В стиле Вин Чун прямой удар рукой легко достигает цели, если его направление совпадает с внутренней линией. Если такой удар осуществляется из-под руки партнера, он поразит центр под небольшим углом, зависящим от ширины плеч атакующего и направления линии атаки по отношению к центру тяжести. Мы должны быть уверены, что наша атака проникает в центр тяжести противника. Скользящие удары неэффективны. Примером этого может стать бильярд: когда игрок хочет, чтобы белый шар остановился после удара по цветному, удар должен быть нанесен под прямым углом (сейчас не обращаем внимания на обратный откат). Если удар нанесен под утлом, белый шар продолжит свое движение, не передав всю свою энергию цветному.



Рис. 6 (а, б). Объединяя три пройденных принципа, мы видим, что: во время разворота (или ухода) с линии атаки контратака идет либо по направлению новой центральной линии, либо ниже ее плоскости. Триангуляция помогает перенаправить атаку соперника, сохраняя устойчивое положение


Использование локтей


Мастера Вин Чун часто говорят о «силе локтя» и концентрации энергии в локтях. Этот метод поможет вам понять, как правильно использовать руки и не подвергать их лишнему напряжению.

Локти в Вин Чун используются в основном для защиты и перенаправления атак противника (см. Бонг сао, Фук сао и Тан сао ), а также для ударов, захватов и контроля над конечностями соперника (см. Синхронная атака и защита). При атаке тыльной стороной руки ладонь или кулак находятся в прямом положении, такой эффект достигается благодаря значительной силе локтя. Если ваша рука находится снаружи руки противника, локоть должен защищать центр, что приводит к направлению ладони или кулака вертикально вниз. Заметьте разницу между ударом ладони в конце первой, и началом третьей части Сю Лим Тао .


Эффективное использование энергии или силы


Мастера Вин Чун знамениты своей скоростью и способностью достигать огромной эффективности в ближнем бою. Суть этого искусства состоит в правильном использовании мускулов и сухожилий, применяя ровно столько силы, сколько нужно, чтобы достичь цели.

Если вы попросите кого-нибудь напрячь руку, он, скорее всего, напряжет все мышцы, бицепсы и трицепсы, чтобы сразу спало видно всю мускулатуру. Выглядит внушительно, но настоящей силы в этом абсолютно нет, порому что мышцы - антагонисты, одни сгибают руку, а другие разгибают. И здесь буден уместно задать вопрос: где же сила?

Когда человек отжимается, его бицепсы расслаблены, позволяя трицепсам и грудным мышцам работать в полную силу. Прямой удар в Вин Чун не использует силу бицепсов, исключая случаи, когда необходимо остановить руку, проникшую слишком далеко или быстро изменить положение тела. Любое лишнее напряжение в верхней части руки замедляет скорость удара и гасит его силу.

Положение локтя бьющей руки (вместе с плечом, запястьем и пальцами) и приложение энергии или напряжения в момент контакта так же помогает придать удару большую силу и четкость. После удара рука немедленно должна вернуться в расслабленное состояние.

Такое правильное и эффективное использование мускулов и связок изучается в формах стиля (см. Сю Лим Тао ) и используется в каждой технике и позиции.


Взрывная сила и короткий удар


Вин Чун известен своим легендарным коротким ударом. Как уже говорилось выше, руки должны быть расслаблены для того, чтобы быстро менять положение или направление. Поэтому жизненно важной становится способность обретать силу в любом положении, особенно в ближнем бою.

Регулярно тренируясь, несложно наработать короткий удар за сравнительно небольшое количество времени. Тем не менее, важно понимать, откуда исходит сила, необходимая для удара, чтобы использовать всю его мощь (см. также главу о стойках). Простой и систематический подход к занятиям поможет вам легко выработать правильные навыки.

Если вы сумеете добиться правильного напряжения мышц, группировки суставов и положения тела, то будете наносить удары с помощью веса всего тела, а не только силы и скорости руки, и они приобретут настоящую мощь.

Использование стойки для повышения силы удара даст максимальный эффект при минимуме усилий. Ваши ноги достаточно сильны, чтобы выдерживать вес тела и направлять его вперед, увеличивая силу вашего удара. Понимание связи между вашим основанием и ударом очень важно (см. главу о стойках).


Учитесь бить


1. Начните с наработки способности ускорять движение из расслабленного, изогнутого положения руки. Ладонь должна быть открыта, локоть опущен вниз. Не отклоняйтесь назад во время удара, и не двигайте тело (стойка должна быть стабильной). В конце движения должно следовать расслабление (Рис. 7).




Рис. 7 (а, б). Учитесь быстро и резко бить от локтя.

Вначале полностью расслабьте руку, затем в конце движения напрягите кулак.

Рука должна вернуться назад естественным образом


2. Затем научитесь напрягать кулак в конце движения, убедившись, что два нижних пальца также напряжены и движение идет от локтя. Пальцы «скручиваются», пока рука двигается вперед.

3. Заставьте тело двигаться за ударом. Этого можно достичь небольшим поворотом или с помощью маленького шага вперед из начальной стойки. Здесь очень может помочь боксерская груша, чтобы убедиться, что вы не теряете силы в суставах (запястье, локте и плече), а также не отклоняетесь от цели удара.

4. Работайте с партнером или грушей. При работе с партнером используйте подходящий протектор (можно использовать телефонный справочник или толстую книгу, примотав ее на грудь), чтобы не было ненужных синяков и ушибов. Дотроньтесь до него пальцами и начинайте отрабатывать удар. Вообразите, что никакого препятствия перед вами нет, и нанесите быстрый, расслабленный удар, как будто вы бьете по воздуху.

Представляйте свой удар сильным на всем его протяжении.

Кулак держите напряженным.


Полезные советы


Не толкайте партнера, хотя на первых порах это может помочь ухватить суть идеи.

Не бейте по поверхности протектора, удар должен быть проникающим.

Ваш удар должен пройти те же стадии, как если бы вы били по воздуху, это поможет, если вы работаете с опытным напарником.

Когда у вас начнет получаться, убедитесь, что тренировки проходят в безопасном месте, т. е. с согласия взрослых и вдали от стеклянных дверей и других опасных объектов (в идеале удар может отбросить человека на несколько метров).

После удара ваша рука и кулак должны немедленно вернуться в расслабленное состояние, чтобы быть готовыми ударить снова или выполнить любое другое движение.

Короткий удар ладонью применяется наряду с ударом кулака, но вы должны добиться того, чтобы ладонь двигалась от локтя.

Это можно отработать на груше. Сделав небольшой поворот, направьте свой вес в сторону цели. Одновременно с этим нанесите короткий, резкий удар, направленный чуть вверх. Не отклоняйтесь назад и не теряйте силы в суставах. Если у вас нет груши, вы можете использовать (только осторожно) крепкие стены или двери на петлях.

При правильном выполнении вы сможете почувствовать некоторую дрожь в теле.

Силу можно брать из большинства основных узлов человеческого тела - локтей, плеч, ног, коленей и даже пяток.


Простота


Другой аспект стиля Вин Чун, принесший ему столь большой успех, - это его простота: вместо того, чтобы разрабатывать огромное количество техник, адепты Вин Чун пытаются понять, как применить простые техники стиля к различным ситуациям.

Основные позиции приведены в третьей части первого комплексаСю Лим Тао (маленькая идея), которая относится к простым упражнениям для работы рук. Эти идеи получают дальнейшее развитие во второй технике - Чум Кю (поиск моста), где представлены повороты, шаги и удары ногами наряду с синхронным использованием обеих рук, ведущие к технике Лоп сао .

Чи сао позволяет нам подробно рассмотреть все возможные комбинации и техники движений. Подобный процесс обучения дает ученикам легкое понимание целей, к которым нужно стремиться.

Когда ученик достигает одной ступени, полученные навыки помогают ему свободно постигать следующую.

Наиболее часто встречаются следующие техники: Бонг сао, Тан сао и Фук сао .


Базовые формы

Бонг сао (руки-крылья)


Бонг сао - мягкая техника, в которой не должны быть напряжены предплечья (пальцы держите свободными). Мышцы плеча должны поддерживать локоть в правильном положении, верхняя часть руки расположена параллельно центральной линии, а локоть защищающей руки находится чуть выше локтя атакующей.



Рис. 8. Базовые положения Вин Чун: Бонг сао, Тан сао и Фук сао. Поворот сбивает атаку, устанавливая новый центр


Бонг сао работает как наружу (правый Бонг, левая рука), так и внутрь (правый Бонг, правая рука). Во втором случае нужно быть осторожным, чтобы не травмировать локоть.

Бонг сао может использоваться как связующий мостик. Применение его такое же, как во второй части второго комплекса (Чум Кю ). В нашем случае руку можно направить вперед для захвата руки соперника, пока защитник уходит с линии атаки. Пока рука ищет руку соперника, нужно сделать небольшой шаг в сторону. При контакте рука Бонг сао может перейти в Лоп сао или держать контроль рук соперника.

Эти вариации Бонг сао используют различные позиции и точки приложения сил, давая разные перспективы центральной линии, было бы полезно познакомиться с каждой из них.

Бонг сао начинается с поворота локтя внутрь и образования руками клина для защиты центра. После того, как практикующий поворотом нейтрализует силу нападавшего, агрессор вынужден изменить направление атаки или прекратить ее. Финальная стойка Бонг сао приводит нас в исходную позицию для Лоп сао или прямого удара из By сао (Рис. 9).



Рис. 9. Защита локтем в Боне сао. Здесь By сао позволяет перейти в Лоп сао или нанести удар


Тан сао (блок ладонями)

Тан сао - очень сильная форма, ее можно считать противоположностью Бонг сао (Рис. 10). Суть Тан сао - в движении рук вперед от локтя с поддержкой трицепсов и внутренних дельтовидных мышц, которая делает его очень сильным на всем протяжении. Бицепсы используются для поворота ладони внутрь и наружу. Тан сао - прекрасная позиция для перехода к техникам Лоп сао или Пак сао .

Тан сао блокирует атаки как внутрь (правый Тан, левая рука), так и наружу (правый Тан, правая рука).

Чрезмерная сила при выполнении Тан сао (через центр) сделает движение более слабым или заставит его перейти в другую форму вроде Бонг сао .




Рис. 10. Тан сао блокирует атаку как внутрь, так и наружу, в то время как свободная рука атакует центр


Заметьте, что рука защитника вначале находится внутри, а заканчивает свое движение снаружи руки соперника, при этом контакт и контроль не прерываются ни на миг. Эта последовательность движений может идти и в обратном порядке, когда Бонг сао, продолжаясь по спирали, переходит в Тан сао.


Фук сао (мост на руке)


Фук сао используется для внешнего контроля положения руки противника. Энергию снова нужно сконцентрировать в локте и верхней части предплечья. Рука не должна давить вниз или вперед.

Локоть снова используется для контроля над центральной линией.

Когда направление атаки выявлено, практикующий поворачивается в безопасную сторону, за локоть (Рис. 11).



Рис. 11. Фук сао используется для контроля руки противника снаружи


Если свободная рука остается активной, это движение способствует переходу в Лоп сао, Ют сао или Пак сао .

Фук сао также может «развиться» или перейти в другие положения рук - такие, как Юм сао (см. «Липкие руки») или Хьен сао (руки-кольца). Еще раз скажу, что во время этих переходов необходим постоянный контакт и контроль. Другие положения рук такие, как Гонг сао (Рис. 12), тоже могут использоваться для воздействия снаружи.



Рис. 12. Гонг сао тоже может быть использовано для отражения атаки с внешней линии


Вся защита в Вин Чун строится на этих положениях, и крайне необходимо обрести глубинное понимание их сути; то есть не только понять, как и когда их можно применять, но и осознать, как они могут переходить из одного в другое, когда использовать напряжение во время этих переходов и как повороты или работа ног может увеличить их эффект.

Четкое представление ситуаций, в которых могут быть применены эти положения, приводит к искусному и эффективному Вин Чун. Это может показаться сверхпростым, но на самом деле, чтобы полностью понять скрытые стороны этих трех форм и добиться мастерства в их применении, требуются годы и десятилетия.

Обратите внимание на то, что, когда рука не выполняет задания, она остается в положении By сао (рука-страж). By сао находится на центральной линии, закрывая горло, подбородок и нос в случаях, когда атака противника пробивает защиту. By сао также является позицией готовности, рука может при случае атаковать из центра или принять любое другое положение.

Практикующий Вин Чун пытается достичь положения максимальной силы и лучшего утла атаки каждым простым движением. Во время любой защиты, атаки, работы ног или перемены стойки должен присутствовать строгий контроль центральной линии, который лишает соперника преимуществ и заставляет его атаковать либо защищаться под плохим углом.

Во время тренировок каждое движение может быть рассмотрено отдельно, чтобы выбрать наилучший вариант. Затем отдельные движения могут быть слиты воедино в индивидуальный комплекс, где они плавно переходят друг в друга. Изучение правильного положения и направления действий может быть трудным: сначала нужно обрести четкое понимание стоек, положений рук и центральной линии, а затем закрепить его, практикуя Чи сао.

Другая сторона простоты стиля заключается в том, что основной целью Вин Чун является захват и удержание центра. Так что цели стиля и его общая идея довольно просты.


Контактные рефлексы


Благодаря проникающей системе стиля Вин Чун, построенной на быстроте реакции (см. также «Тренировки»), техника впечатывается глубоко в подсознание практикующего и становится рефлексивной (минуя процесс обдумывания). Это дает ученику возможность реагировать намного быстрее, чем при видимом рефлексе. Правильный рефлекс срабатывает моментально.

Контактные рефлексы также дают рассудку больше времени для выбора тактики боя и позволяют легко достичь высоких ступеней в искусстве. Не овладев ими, ученик будет вынужден постоянно удерживать в памяти всевозможные вариации атак и каждый раз делать выбор. Ему будет необходимо видеть и понимать смысл каждой атаки, выбирать нужную защиту и затем действовать по ситуации. При овладении контактными рефлексами этот процесс идет намного быстрее.

Теория и процесс автономных рефлексивных актов изучены еще не до конца. Считается, что подсознательные рефлексы (включая повседневные действия - такие, как ходьба, вождение автомобиля или езда на велосипеде), записаны либо в коре больших полушарий, либо в спинном мозге.

Исследование показало, что существует два уровня движений, записанных в теле: первый - для выбора конкретной программы действий, а второй - для осуществления и контроля хода ее выполнения.

Практикующий может заранее продумать последовательность движений (см. «Тренировки») и просто ждать сигнала к выполнению действия.

Упражнения и тренировки в Вин Чун развивают силу и чувствительность рук, позволяя им ощущать направление, силу и скорость атаки. Наши движения и положения рук являются прямым результатом действий противника, так что необходимо добиться того, чтобы защита полностью соответствовала нападению. И помните, что переход от одного движения к другому так же важен, как и конечная позиция.

Наши руки и тело должны действовать подобно амортизаторам.

Возможно, что движение соперника будет столь быстрым, что мы не успеем уйти, или, напротив, столь незначительным, что никакой реакции вообще не потребуется. В таком случае нам придется сдержать себя, пока мы не будем уверены в происходящем и не сможем действовать правильно.

Также возможно на некоторое время сохранить силу про запас перед тем, как направить ее в другое русло. Это можно уподобить натянутой тетиве или взведенной катапульте в момент, когда запущенный снаряд летит в цель. Тем не менее, нужно заметить, что более эффективным является мгновенное и четкое применение силы.

Подобная подвижность достигается регулярными тренировками в Вин Чун, а также практикой «липких рук» или Чи сао.


Синхронная атака и защита


Одновременность атаки и защиты означает не только то, что, защищаясь одной рукой, вы атакуете другой. Подобное явление - неотъемлемая часть стиля Вин Чун. Синхронная атака и защита также означает, что одна рука может одновременно выполнять и то, и другое действие.

Защищая центральную линию вместо того, чтобы гнаться за руками соперника, вы можете, используя только одну руку, сбить атаку оппонента и атаковать его центр. Часто это может произойти, когда вы блокируете руку противника локтем, оставляя ладонь и запястье свободными для осуществления атаки. Танбью сао в комплексе Чум Кю - вот превосходный пример подобного движения. Бонг сао также может переходить в короткий удар локтем, если вы просто уменьшите дистанцию и правильно используете силу.


Важность стойки и осанки


Основная стойка Вин Чун часто непонятна, потому что с первого взгляда она кажется слишком неуклюжей и неподвижной. Тем не менее, как и в случае с другими аспектами искусства, после четкого представления механики и теории понимания становится намного больше.

Понимание связи между основанием (ногами) и работой рук крайне важно для свободы движений и развития способности эффективно атаковать и защищаться. Конечно, оба этих явления немыслимы одно без другого, но нам нужно четко установить, что происходит, когда мы принимаем определенную стойку, какую выгоду наян в себе различные позиции и как быстро передвигаться из одной стойки в другую без остановок и замирания.

Боксеры бьют всем телом, добавляя к мощи ударной руки силу поворота корпуса и обретая лишнюю скорость за счет движения плеча.

Каратисты бьют от живота, используя силу поворота бедер. Мастера Вин Чун достигают огромной скорости, точности и силы путем правильной стойки и работы ног, не придавая особенного значения весу тела (кроме поддержания равновесия).

Мы уже обсуждали использование поворотов для нейтрализации силы атаки, а также правильное использование энергии и силы локтей, но эти умения бессмысленны без прочной и мобильной основы.

Любая стойка сильна в двух направлениях, поэтому очень важно понимать, как правильно ее достигать, и уметь плавно переходить из одной позиции в другую. Мы должны стоять так, чтобы задняя нога могла свободно двигаться вперед, а также достаточно прочно, чтобы выдержать атаку соперника без поворотов или уклонов. При этом передняя нога должна свободно выдерживать наш вес, чтобы стойка была ровной, а не перекошенной.

Правильно принятая, основная стойка Вин Чун достаточно стабильна, чтобы выдержать напор со стороны. Именно поэтому на ранних стадиях изучения Вин Чун особое значение придается триангуляции, свободе движений и поворотам. Во время атаки мы должны повернуться в ту сторону, откуда она исходит. Крайне важно в это время сохранять прочную стойку. Она должна быть стабильной и устойчивой.

Для практикующего Вин Чун шаги и повороты должны стать столь же естественными, как ходьба. Вы должны научиться менять стойки и наносить удары руками и ногами, постоянно сохраняя наиболее подходящую дистанцию (Брюс Ли был чемпионом Гонконга по ча-ча-ча), независимо от того, какие действия предпринимает противник.

Помните, что расстояние между вами и положение тела должно меняться, исходя из вашей стойки и положения рук. Практикуя Чум кю , технику деревянного манекена, и Чи сао , вы сможете понять суть работы ног.

Другим важным вопросом является положение ног: некоторые утверждают, что колени и носки должны быть чуть повернуты внутрь, другие говорят, что ноги должны располагаться параллельно. Разница в том, что при повернутых носках вы можете повернуться, используя только одну ногу и оставив вторую в неизменном положении. Возможно, что это придаст вашей стойке больше стабильности.

Если ваши ноги расположены параллельно, то для поворота необходимо их синхронное движение. Это придает повороту несколько другие ощущения. Практикуя упражнения, и особенно комплекс Чум Кю , вы со временем найдете лучшее для вас положение, а также поймете, в каких ситуациях лучше применять ту или иную форму.

При выполнении поворота вес тела должен приходиться на пятки (Рис. 13), этого можно достичь, чуть откинув голову и держа спину прямо (смотрите на противника как бы сверху вниз!). Колени должны двигаться вместе со ступнями. Это позволит избежать постороннего давления на коленный сустав и предотвратит возможные травмы, и вместе с этим защитит область паха.

Таз должен быть выдвинут чуть вперед, и сохранять такое положение на протяжении всего поворота (позволяя вам бить с использованием массы тела). Точка равновесия в обычной стойке расположена между ногами. Стойка должна быть пружинистой и мобильной, а не одеревеневшей и ограничивающей движения.




Рис. 13 (а, б). Сохраняйте равновесие и не отклоняйтесь назад, вес тела должен приходиться на пятки. Если вы будете опираться на носки, тело станет раскачиваться, делая невозможным точное движение.

Также ваша атака станет более слабой


Заметьте, что после поворота мы оказываемся в передней стойке, лицом к боковой стороне (это зависит от того, где мы проведем центральную линию). Выполняя поворот, как и любое другое движение в стиле, мы должны чувствовать силу противника. Любой поворот должен быть изменен или отменен под влиянием обстоятельств.

Начальное движение корпуса, насколько это, возможно, должно исходить от ног, коленей и бедер (и талии под углом больше 45 градусов), а не от спины или плеч, что может привести к потере триангуляции.

Перед началом атаки нужно распределить вес так, чтобы точка равновесия пришлась между ногами, это дает движению быстроту и легкость.

Сзадистоящая нога связывает нас с землей, позволяя двигаться вперед или назад, ускоряя или гася внешнюю силу или нажим соперника. Передняя страхует нас от рывков вперед и не позволяет опуститься рукам.

Ведущая нога играет роль тормоза, останавливая продвижение тела при движении вперед, и может быль использована как толчковая при движении назад или перемене направления действий. Сила любой атаки, как и защиты, в большой степени зависит от стабильной стойки.

Без нее мы лишены возможности ударить четко и сильно.

Мощь удара зависит от скорости, движения и массы тела и техники. Массу изменить невозможно. Скорость можно развить, правильно используя и тренируя мускулы. Но техника может быть улучшена только пониманием источника силы в стойке. Способность использовать массу тела исходит из поверхности, на которой мы стоим.

Чтобы лучше представить это, попробуйте сделать следующее маленькое упражнение.


Тест стойки


Находясь в обычной стойке, попросите партнера применить толчок против Тан сао и почувствуйте силу, скрытую в вашей стойке (Рис. 14).



Рис. 14. Динамика стойки. Толчки и рывки могут быть преодолены, если вы стоите правильно и прочно


Чуть изменив форму упражнения, вы можете проталкивать сжатую в кулак руку против давления партнера (Рис. 15). Это проверит стабильность и эффективность вашей стойки. Если ваш партнер внезапно отпустит руку, она вырвется вперед и нанесен удар. Левая нога страхует тело от чрезмерного движения вперед.

Сзадистоящая нога немного напряжена, эта упругость передается на впередистоящую и выходит через руку.



Рис. 15. Толчок против удара: проверьте свою устойчивость


Затем попросите напарника потянуть вас на себя, обхватив Тан сао или вашу шею. Не позволяйте себе упасть или развернуться.

Чувствуйте, как напряжение входит в вашу впередистоящую ногу.

Оттолкнитесь ногами назад, как при перетягивании каната. Если начнете опрокидываться, сделайте маленький шаг вперед и переставьте впередистоящую ногу, сдвигая сзадистоящую для обретения равновесия.





Рис. 16а, 16б, 16 в. Не ослабляйте стойку прогибами в талии


При движении ноги должны слегка пружинить и действовать, как амортизаторы, но вам необходимо оставаться на одной высоте, а не подпрыгивать вниз-вверх и не пытаться проникнуть за пределы защиты соперника, чтобы нанести удар. Вместо этого постарайтесь действовать, подобно клину (используя триангуляцию), направленному в центр тела противника, вынуждая его применить силу и раскрыться.


Работа ног


При переходе из прямой стойки в переднюю (Рис. 17) необходимо помнить, что толчок с опорной ноги поможет вам приблизиться к партнеру или усилить свою позицию без начального шага, не делая лишних движений. Это дает вам возможность изменить положение тела, не выдавая противнику своих намерений. Толчок с передней ноги также улучшит вашу технику ухода от атаки.




Рис. 17 (а, б). Толчок с сзадистоящей ноги позволяет нам шагнуть сразу, без предварительного движения


Круговой шаг в Бю Дзе также позволяет вам кружить вокруг соперника и сбивать его с толку ложными движениями. Такие маневры очень полезны, если вы желаете нанести четкий, сильный удар (используя, к примеру, Пак сао), но угол атаки либо дистанция не позволяют этого сделать.

Некоторые ученики отвергают традиционную работу ног и предпочитают делать боковые или круговые шаги вроде движений, используемых в стилях Багуа. Когда соперник атакует, защитник вместо поворота делает шаг вперед под утлом в 45 градусов, подобно теннисисту, принимающему подачу. Такой обход атаки рассеивает силу противника, как и поворот, дает возможность двигаться дальше и быстрее.

Такой боковой шаг также очень полезен, когда вы отражаете атаку «в лоб»: защитник уходит в сторону, одновременно нанося удар.

Помните, что боковые шаги дают большой простор движений из стороны в сторону, но они малоэффективны, если вы желаете настичь отступающего противника. Так происходит потому, что любая предпринятая вами атака искривит тело и успешной явно не будет (для атаки сделайте небольшой шаг вперед, переходя в переднюю стойку).


Удары ногами и подсечки


Хотя практикующий Вин Чун большую часть боя проводит на двух ногах, не отрывая их от земли, ему необходимо знать, когда и как нужно использовать удары. Перед нем, как изучать работу ног, нужно выработать основные стойки, шаги и повороты, достигнув правильного понимания равновесия и динамики ног и бедер.

В стиле Вин Чун удары ногами используются в Чам Киу и работе с деревянным манекеном. Иногда их называют «не имеющими тени». Эти удары выполняются четко и быстро, их основная цель - ступни, голени, колени (спереди, сзади и сбоку), бедра и пах.

Удары ногами в Вин Чун очень редко наносятся выше уровня живота. Причина их скорости и пластичности заключается в ном, что они работают по тому же принципу, что и руки, т. е. достигают цели напрямую, кратчайшим путем, без предварительной задержки или отвода назад. Во время выполнения прямого удара ногой бедра остаются развернутыми вперед практически под тем же углом, что и обычно.

Сила такого удара исходит из ускорения движения ноги и толчка от земли, таким образом, любая отдача возвращает вас в стойку. Если же вы бьете по нисходящей, то сильное столкновение может нарушить вашу стойку и заставить потерять равновесие.

Сила, с которой наносятся удары ногами в Вин Чун - та же самая, что и при нанесении коротких ударов руками, только в этом случае она гораздо больше; более того, при ударах ногами ее можно использовать полностью. Обычно прямой удар наносится из поворота, чаще всего это удар сверху или сбоку.

Нога идет по ному же направлению, что и в круговом шаге, только теперь она повернута наружу и натянута. Удар обретает крутящий момент и в то же время не влияет на положение рук, поскольку наносится через центр тяжести.

Иногда удары становятся результатом сложных маневров ног или рук, наподобие Лоп сао ; это сильно затрудняет их обнаружение (Рис. 18).



Рис. 18. Удар ногой из поворота или Лоп сао


Если нарушена стойка, то удар ногой может помочь исправить положение. Когда на вас нападают спереди, нанесите прямой удар по восходящей линии, при атаке с фланга лучше всего подойдет боковой удар. Удары сбоку также часто используются для освобождения от некоторых захватов (Рис. 19).



Рис. 19. Боковой удар ногой для освобождения от захвата


Главное, что вы должны помнить при ударах ногами, - это стабильность, равновесие и, что важнее всего, контроль противника перед атакой. Отсюда и поговорка: если хотите бить, как лошадь, стойте на трех ногах! (Одной - своей и двух - соперника.) Также мы должны четко представлять, куда бить: просто наносите удар в ближайшую цель или ту, что наиболее подходит для удара в данный момент и, как и при работе рук, будьте готовы изменить цель в зависимости от ситуации.

Обычно возможность для ударов по ногам дают резкие рывки вперед и назад, они также переносят вес противника на опорную ногу, что делает ее еще более легкой целью. Все же, если вы не уверены в ситуации, останьтесь твердо стоять, и контролируйте соперника руками.


Защита от ударов ногами


Предотвратить удары ногами или защититься от них можно по-разному; можно, например, сохранять близкую дистанцию и давить на противника. Многие бойцы и практикующие боевые искусства не могут эффективно бить с той боевой дистанции, которую предлагает стиль Вин Чун. Если соперник пытается уйти от сближения, просто следуйте за ним и продолжайте прессинг.

«Бейте бьющего» - вот еще одна фраза, которая приходит на ум.

Другими словами, если противник пытается ударить вас ногой с близкого расстояния, то, как только он оторвет ногу от земли (это можно отработать в Чи сао или Чи герк ), поднимите свою ведущую ногу, не давая сопернику возможности прижать ее к земле, и ударьте по его опорной (или бьющей) ноге, отбрасывая ее назад (Рис. 20, 21).



Рис. 20. Блок ногой против кругового удара



Рис. 21. Бейте бьющего, как только его нога оторвется от земли


Другие, не менее эффективные способы защиты - использование Гум сао или Гаун сао для контроля нижнего уровня.

Или простой рывок руки в подходящем направлении (чаще всего вниз) во время отрыва ноги соперника от земли. Это лишает противника равновесия, заставляя его инстинктивно вернуть ногу обратно, спасаясь от падения.

Если противник пытается подсечь вашу переднюю ногу, нужно вернуть ее в центр, так же, как и руку, и немедленно атаковать его опорную ногу. Часто в таких случаях можно использовать удар ногой одновременно с захватом, отвлечением внимания соперника, или (что наиболее эффективно) созданием в руках внеосевой силы, которую затем можно использовать по назначению.

Большинство этих умений изучается в Чи герк («липкие ноги») или даже в комбинации с Чи сао, но необходимо быть уверенным, что обучение ведется под тщательным наблюдением: сильные удары по таким уязвимым частям тела, как колени, могут быть очень опасными. Что касается Чи сао, то если вы будете постоянно отрабатывать удары ногами, практикуя эту технику, то есть риск недостаточной тренировки рук.


Расстояние


Выше мы говорили, что практикующий Вин Чун обретает огромное преимущество над своими соперниками, овладев способностью вести бой, исходя из позиции. Если вы обрели это умение, его невозможно потерять. Еще одно достоинство стиля заключается в том, что дистанция, на которой ведется поединок, часто слишком мала для исповедующих другие стили боевых искусств; такое положение дел заставляет соперника отходить, нам же остается преследовать его, все время, применяя прессинг. Но, тем не менее, не все поединки ведутся на столь удобном и выгодном для нас расстоянии.

В таких случаях нам необходимо войти в контакт с соперником, желательно без особого ущерба для себя. Здесь необходимо помнить, что наша главная цель при контакте с противником - обрести прочный центр, после чего в дело пойдут наши рефлексы и умение «липких рук».

Мы должны уйти (поворотом или шагом - это зависит от нападения) с линии атаки, но в то же время войти в контакт с противником, чтобы понять, какую тактику боя необходимо выбрать. Подходящим методом для обретения контакта является Мун сао (рука просящего).

Не попросив о чем-то, невозможно это получить. Встречайте атаку соперника с должным тщанием, перехватывайте атакующую руку мягко и плавно, как будто вы ловите теннисный мячик или хрупкое яйцо.

Установив контакт, мы можем понять, насколько спокоен или напряжен наш соперник, какова его примерная сила и скорость, и тем самым определить свою тактику ведения поединка. Проще всего сделать это, сместив угол защиты немного от центра; это направит атаку ниже предполагаемого уровня. При атаке уходите вправо или влево, используя боковой шаг.

Блокирующая рука устремляется в центр или иногда к плечу соперника. Что касается внутренней стороны, то вам придется прекратить движение верхней части руки или остановить поворот тела (Рис. 22).



Рис. 22. Ликвидация дистанции. Блокируйте атаку, войдите в контакт и ударьте в центр


Лучше следить за движением локтя, поскольку он движется медленнее, чем рука; это помогает лучше контролировать тело. Когда дистанция между соперниками ликвидируется, последующие движения будут теми же, что и в комплексе Чи сао.

Расстояние можно сократить, используя любое подходящее положение рук, т. е. Бонг сао, Тан сао, Гаун сао, Гум сао и т. д.

Научившись защищаться от разнообразных атак, вы вскоре поймете, какой метод больше подходит для данной ситуации, но вы должны будете найти свой собственный способ плавного и безопасного вхождения в контакт с соперником перед тем, как тренировать технику рук.

Не забывайте, ваша цель - обрести контакт, контроль и центр. Для достижения этой цели ваши ноги должны очень быстро двигаться и менять положение (хорошее равновесие). Думайте о теннисисте, который принимает подачу, или вспомните, как в школе играли в салки, это не имеет принципиального значения.

Доброго времени суток, Бойцы! Дюймовые удары представляют собой атакующие воздействие кулаком либо ладонью с очень небольшого расстояния. Это когда вы кончиками пальцев слегка касаетесь тела оппонента, а совершаете короткий удар: некое движение вперёд без какого-бы то ни было размаха.

Существует несколько способов поведения кисти в дюймовых ударах: через разрыв контакта с телом противника и способом «посадка». Первый вариант самый известный и в такой манере работал Брюс Ли, что легко видать из видеозаписей. Слегка касаясь кончиками пальцев груди противника, он затем сжимал ладонь в кулак и вкручивал таз вместе с корпусом, одной частью тела разгоняя другую по принципу «волны».


Дополнительно, он также слегка «подрабатывал» кистью рабочей руки к верхней стороне предплечья, что также усиливало удар. В результате чего в удар вкладывались дополнительная сила всех возможных мышц и сухожилий, через тело в руку сбрасывалась своего рода волна, что и отбрасывала статиста на несколько метров.

Существует и немного другой способ «работы», когда место удара несколько отличается от предварительного места контакта кончиков пальцев с телом противника по той причине, что контакт не разрывается.

«Дюймовые» удары » очень хороши в ситуациях последних мгновений перед началом боя, когда вы уже чётко чувствуете, что драка неизбежна. Очень эффективно проводить такие воздействия, маскируя их под испуг по типу: тянете к противнику руки со словами: «Э-э-э-эй, ты чего мужик?», и как только прикоснулись к нему, мощным движением обеих рук, отбрасывайте его от себя. Ну и просто отлично, если позади него будет к примеру, лужа:)

Существование в вин-чун таких оригинальных воздействий обусловлена в основном тем, что техника и тактика ведения поединка выстроена так, что каждая последующая атака вытекает из предыдущей, то есть, не через возврат в стойку, как в боксе или ещё где. В связи с этим, расстояние до противника постоянно сокращается от действия к действию, в результате чего и был сделан вывод о необходимости наличия нестандартных воздействий, что и привело к разработке таких специфических ударов, интерес к которым существует даже в наше время. Отсюда, кстати, и ответ, почему в вин-чун присутствуют удары локтями и коленями, правда, они не «дюймовые»:)

Такой удар, в силу своей очень короткой траектории, привыкли называть «дюймовым », но если уж быть точным, то не совсем, так как по сути, дюйм, как известно, равен примерно трём сантиметрам, тут же длина удара равняется где-то сантиметров 10-12, что тоже неплохо, и при удилении должного внимания принесёт такие же хорошие результаты. Да и есть мнение, что с опытом, это расстояние существенно уменьшится.

Кстати, в бою противник очень часто навязывает ближнюю схватку через захваты за руки в манере борцов, что практически аналогично «липким рукам»: остаётся только сверх тщательно проработать те ключевые моменты, которые ответственны за освобождение от захватов и выход на «финишную прямую» к проведению своей атаки.

Каждый знает о существовании в вин-чун упражнения по развитию чувствительности рук «чи-сао». Вот через его практику и следует вычислять то, как можно освободиться от захватов и проводить такие атаки. Только-только «вскрыли центральную» линию обороны или «заперли» руки противника, или каким-то способом оказались сбоку от него, проводим такой короткий удар, от которого физически невозможно защитится и «дело в шляпе»!

Существуют два самых распространённых способа усиления ударов – со вложением веса и работой ног, а также, некий гибрид из этих способов. Это амплитудная работа. В «дюймовом» же ударе используется принципиально иной способ «выдачи усилия», который основывается на умении работать скоординированно, подключая поочерёдно мышцы к работе, но не «встык», поскольку эффект будет небольшим, а «в нахлёст», максимально увеличивая их КПД. Разумеется, также необходима и сама сухожильно-мышечная прочность.

Дюймовый удар немыслим без качественной скоординированной работы мышц тела о чём, кстати, говорится в книге «Искусство пресечения боя». По словам Сенчукова, дюймовые удары есть просто очередной этап к искусству энергетических ударов и тут я поддерживаю это мнение. В течении огромного количества времени, повышая скоординированую работу мышц, человек постепенно уменьшает видимую работу, начиная прогонять эту волну вдоль тела без внешне видимой работы суставов и мышц, переходя на уровень внутренних ощущений. Но путь «от простого к сложному» ещё никто перепрыгнуть не смог, о чём, кстати, очень многие забывают, когда стараются сразу же освоить сложные практики, как в случае, например, когда сначала просто необходимо несколько лет потратить на изучение самой техники боя, чтобы научиться чувствовать движения тела противника.

Интересные дела. Практически все осознают, что чтобы стать профессионалом необходимо очень много поработать и вспотеть не один раз и, к примеру, человек и не помышляет, что приобретя тот же видеокурс «Учимся играть на синтезаторе», он станет профи за месяц, другой. А вот в искусстве боя почему-то всё наоборот: никто не хочет напрягаться, но все хотят быстрых результатов. Парадокс? Он самый. Хотя пользы от тренировок по рукопашке в разы больше, поскольку правильно выстроенные занятия отлично прорабатывают всё тело и способствуют активному долголетию.

Существуют качественные различия между усилием, порождаемым мышцами, и усилием, генерируемым сухожилиями. Огромная роль при такого рода ударах принадлежит сухожилиям. Вспомним того же Брюса Ли, который упёршись в какую-нибудь поверхность, имитировал сброс силы по полчаса кряду без перерывов! Кроме укрепления связок, нарабатывается и понимание того, какие мышцы необходимо расслаблять, поскольку они не участвуют в общем движении, а какие вкладывать, поскольку чувствуется, что сброс усилия в поверхность, становится сильнее. Также формируется умение правильно и оптимальным образом выстраивать структуру тела: так называемую «струну сброса»: очень хорошо начинает пониматься то, как вкладывать в струну мышцы, для усиления и разгона движения.

Так что, я считаю, что такие статические упражнения очень важны и они являются основными для постановки таких ударов. К тому же, их можно с успехом можно тренировать и одному. Также, хорошо бы ещё конечно иметь такой тренажер, такую опору, чтобы она чуть-чуть поддавалась под натиском (буквально на пару, тройку сантиметров, не более) в целях снижения компрессионного эффекта в суставах (третий закон Ньютона: действие равно противодействию, по другому, всегда имеет место отдача в тело). Также, меньше будет страдать и ударная форма, особенно, если она ещё не закалена.

В качестве такой опоры можно использовать ствол не очень толстого дерева, а также тяжелый мешок, только реально, очень тяжёлый. Только бить в него не с размаху, а как-бы отталкивая, прокачивая траекторию сброса и обращая внимание на то, как выстраивается структура тела и как сила сбрасывается в мешок. Хорошо бы наличие и тренажера, который показан на видео в (демонстрирует Джеки Чан): надо полагать, когда наработается такая мощь, когда вы сможете отбрасывать от себя вес в сто, сто пятьдесят кг, это очень будет неплохой результат: противник весит меньше и его просто снесёт от такого воздействия при условии, что вы больше толкаете, чем бьёте: в противном случае, поломанные рёбра тому гарантированы.

Кстати, один момент. Если вы внимательно просмотрите ролики, на которых демонстрируется такой удар, вы заметите, что боец сначала тщательно «устаканивается»: встает в позу, примеряется несколько раз, вдохи-выдохи и прочее. То есть, он привык бить именно с этой позиции и под таким углом и никак иначе. Поставь его по другому, и сила удара тут же рухнет куда-то вниз. Я считаю, что такая отработка техники совершенно недопустима. С самого начала необходимо разнообразие, хоть несколькими миллиметрами, но разница от предыдущей стойки, углов приложения усилия и прочего должна быть иной. Необходимо добиться, чтобы никакая предварительная настройка на удар совершенно бы не требовалась. Разумеется, что такой подход «в разы» увеличивает время освоения и отшвыривать противника на несколько метров вы в ближайшее время не сможете, но это не значит, что вреда противнику от ударов не будет.
Для того, чтобы проверить качество наработки «дюймового удара», было разработано несколько интересных тестов, типа:

Сбить лист с дерева ударом, нанесённым с трёх сантиметров.

Суметь расколоть, без замаха, кирпич, свободно стоящий на столе.

Проделать дырку в подвешенном листе бумаги.

С расстояния в один дюйм бить ногой по гире так, как будто это футбольный мяч. Это весьма интересное упражнение, исходя из которого, можно сделать вывод либо о существовании раньше отработки «дюймовых ударов» ногами, либо это и есть методика отработки, либо этот тест есть полный бред, неизвестно кем и с какой целью разработанный. Вот если не бить ногой по гире, а просто в среднем темпе отталкивать её, тогда можно поставить траекторию сброса ногой, что уже хорошо.

Разумеется, что было разработано и достаточное количество трюков, целью которых было «запудрить мозги» и «пустить пыль в глаза»: типа «Брюс Ли отдыхает»: я круче, да и народу больше в зал приходит:) Например, часто сначала поставят ассистента фронтально без всякой возможности тому стоять устойчиво: тот от толчка мизинцем падает, не говоря уж о более сильном воздействии!

Другим способом «доказать» крутизну своего удара, обычно является раскалывание жестко закрепленной вертикально стоящей доски либо кирпича. И хоть в данном случае многие начинают кричать, что «доска сдачи не даёт», лично я считаю, что проверка умения выстраивать структуру своего тела и резко сбрасывать импульс через ударную зону,не помешает.

Как и при наработке любой другой техники, возможны ошибки. Главными ошибками в данном случае является излишнее напряжение в мышцах тела, в частности, «зажимание» мышц спины и поясницы, а также дельтовидных, в результате чего сброс силы не является мощным и удар подсознательно начинают усиливать мышцами. Также, наблюдается перекашивание тела из-за сильном переносе веса тела с ноги на ногу, да и рука, проводящий удар, частенько полностью вытягивается, что недопустимо по многим причинам (об этом подробно тут ). Но, в любом случае, практика необходима и она «рулит», как говорится.

Совершенно необходим также и общефизический тренинг, который тренирует мышцы тела вообще и во многом предотвращает эффект порванных мышц и сухожилий тем, что подготавливает их к нагрузкам вообще. Также, укрепляются сами ударный формы, что тоже необходимо. А потому, лично у меня такая мысля, что если человек не хочет погружаться в дебри профессиональной рукопашки и боевого искусства, то та самая микросистема боя, которую он ищет, как оптимальный вариант между «максимум результатов при минимуме техники», является как раз система боя «Вин-чун». Если же человек дополнительно будет учитывать тот принцип, который изложен в , то и вообще… уникальная система получается!

Можно погрузиться в дебри описания, но лучше будет изложить несколько ключевых моментов, которые здорово помогут понять принцип «дюймовых ударов » и заложить основу для их нормального освоения.

Для того, чтобы наиболее эффективным образом проводить «удары с короткого расстояния», необходимо внимательно прочитать вот основы, в частности, иметь понятие о контакт-контроле, а также о прилипании, но это больше в общеобразовательных целях, скажем так, хотя навык «прилипания» способствует пониманию того, как правильно выстраивать структуру тела для того, чтобы ваши удары всегда были сильными.

Основным упражнением по наработке «дюймовых ударов», является статическая и полустатическая проработка тела, о чём уже говорилось выше. Многими оно воспринимается, как неприятное, но это всё от того, что мышцы не привыкли к такому нестандартному режимы работы. Совершенно необходимо сначала научится, через медленное сопротивление или же преодолевая какой-то вес, подключать мышцы тела, начиная с пальцев ног и далее, через всё тело. Такие тренировки — это достаточно долгое дело, но в этом и «зарыта собака» волнового импульса. Самое главное в этом мероприятии - не спешить, иначе можно не только прошляпить некоторые мышцы, которые можно было бы вложить в удар, но и сама волна таковой не будет по причине отсутствия в её траектории тех микродвижений, которые и делают эту траекторию «гладкой» для прохождения импульса.

Надеюсь, что не слишком заумно:)

Другой немаловажный момент - тренировка сброса силы под любым углом. Несмотря на более долгую и тщательную тренировку, воспитывает умение вкладываться в цель с любой стороны и практически под любым углом. Тренируется это дело с деревом либо закреплённым столбом. Кстати, удары тазом и плечами есть те же «дюймовые» удары, только сброс силы происходит не через конечность, а через тело.

Совершенно необязательно приобретать дорогие тренажеры для тренировок, хотя бытует мнение, что невозможно добиться хороших результатов без профессионального оборудования. Это далеко не так, просто многим требуется внешняя атрибутика, чтобы за версту было видать, что «…парень серьёзный:)» Боксерский мешок, столб или дерево, а также тренажер вида «вес на брусьях», который необходимо сместить: вот и всё спецоборудование для тренировок! Кстати, если выбирать между тренировок со столбом или со стволом дерева, следует выбрать второе. Тренировки с деревьями на природе вообще очень сильно отличаются от тренировок в помещении и в этом ключ к тем возможностям, которые не наработаешь в зале.

Встав поближе к столбу и упершись в него рукой, нужно попытаться сдвинуть его. Наблюдаем за работающими мышцами, выключаем из работы ненужные. Меняем точку сброса, варианты упора. Силу можно сбрасывать и через другие зоны тела, главное, чтобы зона, через которую идет сброс, была прикрыта мышцами. Резких движений лучше избегать – иначе многих важных моментов можно не заметить! Работа должна приносить кайф, ощущения в мышцах на уровне приятного и чуть – чуть болезненны, но не больше!

Имитируя на жёстко закреплённом столбе различные варианты траекторий сброса, различными сочетаниями конечностей и из различных положений, можно наработать именно рабочую силу, которая необходима для осуществелия дюймовых ударов, причем многие из них потом будут восприниматься как невозможные и противоречащие всем законам физики. Кроме того, подобная работа вырабатывает навык скоординированной работы мышц, что просто необходимо для усиления действий и проведения некоторых вариантов бросков, хоть речь сейчас не о них.

Для более комплексной проработки необходимо сочетать сброс силы и борьбу со стволом, так как при таком подходе сила и устойчивость развиваются гораздо лучше, как и осознанное понимание того, что делаешь. Любые элементы борьбы, которые только можно придумать: сдавливания, скручивание, выдирание его из земли, попытки согнуть в различные стороны, тряска в целом. Столб или дерево – это прочный объект и сила, развиваемая здесь, статического характера, а потому, для развития качеств динамики, можно дополнительно тренироваться с деревом молодым, который есть возможность немного сдвинуть, согнуть. Тогда, оно будет расти и крепнуть вместе уровнем мастерства занимающегося, в некотором роде, постоянно повышая требования к человеку.

Следует помнить, что параллельно с отработкой дюймовых ударов идёт и укрепление тех частей тела, через которые сбрасывается сила, а потому, надо форсировать. Набивка должна быть приятна. Если появилась боль, нужно массажем её снять.

Подобные физические упражнения, учат «думать телом», ведь ситуации каждый раз другие.

Фактически, тренируясь таким образом, мы, несмотря на более долгие сроки, получаем более обширный навык, чем тренировка стандартных «дюймовых» ударов, которые теперь будут являются всего лишь составной частью этого навыка. То есть, вы наработаете уникальное умение мощного неамплитудного сбрасывания силы через практически любую часть тела: противник будет отлетать от вас раз за разом несмотря на то, что вы внешне вроде бы и не двигаетесь. Это во-первых. Во-вторых, эти два навыка - сброса и прилипания дадут третий, результатирующий: навык нанесения мощных ударов с учётом всех перемещений противника: ваше тело будет выстраиваться автоматически, сводя «на нет» все попытки противника защитится уклонами или уходами туловищем. В-четвёртых, такая кропотливая физическая работа потихоньку перекинет мостик к энергопратикам, основой которой будет воспитанная память на мышечные ощущения, т.е, мысленно воспроизводя мышечные ощущения от прогоняемой волны, можно добиться тех же ощущений, но не совершая физической работы, а например, лёжа в кровати, а как мы помним, основой всех техник цигун является умение воспроизводить и работать с ощущениями.

В стиле Вин Чунь руки являются основным средством ведения поединка. Около 80% техник выполняются именно руками, что свойственно ведению поединка на ближней дистанции. Техника рук включает в себя как защитные, так и атакующие движения.

Удар является той основой на которой строится любая атака. Без хорошо поставленного, сильного удара выиграть поединок практически невозможно.

В стиле Вин Чунь насчитывается окаю десятка ударов рукой, однако на начальном этапе обучения изучаются только два. Это удар кулаком и удар основанием ладони.

Удар кулаком Ят Чи Куен (рис.26) яаляется наиболее часто применяемым атакующим действием в поединке.

Удары ладонью Ян Джун (рис.27) и Вун Джун (рис.28) используются реже, но имеют свое преимушество и используются для поражения внутренних органов.



Выполнение ударов изображено на рис. 27 а,б и 28 а,б.



Для нанесения удара Ят Чи Куен, примите фронтальную стойку (рис.29,29а).




Выведите кулак правой руки на центральную линию (рис.30,30а) и распрямляя ее в локтевом суставе нанесите удар вперед на уровне подбородка (рис.31,31а).






Удар Ят Чи Куен наносится основанием мизинца, безымянного и среднего пальцев. Кулак при этом все время остается на центральной линии. В конечной фазе удара рука полностью выпрямляется в локте. Во время удара мышцы руки должны быть расслаблены и лишь в конечной фазе максимально напрягаются на долю секунды. Благодаря этому удар приобретает силу и мощь.

Отработка удара Ят Чи Куен проводится в несколько этапов.

Первый этап предусматривает нанесение ударов в воздух. При этом нарабатывается правильная траектория движений. Сначала удары наносятся медленно полностью расслабленной рукой. В дальнейшем, скорость выполнения наращивается и доводится до реально боевой. Здесь следует уделять основное внимание акценту в конце движения.

Тренировка включает в себя упражнение, когда удары наносятся поочередно правой и левой рукой с паузой между ними.

Затем отрабатывается связка из двух ударов Ят Чи Куен следующие один за другим без паузы. Как только вы нанесли удар правой рукой (рис.32-35), отведите ее назад, одновременно нанося второй удар левой рукой (рис.36-38).




Поворачиваясь налево и принимая боковую фронтальную стойку, необходимо нанести удар правой рукой. При повороте направо удар наносится левой рукой.

И наконец удар Ят Чи Куен отрабатывается при передвижении приставным шагом в боевой передней позиции. Выполняя одиночные удары, их следует наносить в то время когда сзадистоящая нога подшагивает к впередистоящей.

Если отрабатывается связка из двух ударов, первый наносится в момент выполнения шага впередистоящей ногой, а второй удар наносится одновременно с подшагиванием сзадистоящей ноги.

Сила и пробивная мощь удара нарабатывается посредством тренировки на настенном мешке (рис.39).



Приняв фронтальную стойку, наносите поочередно удары кулаком по мешку, делая небольшие паузы. Затем, перейдите к сериям состоящим из двух-трех ударов. Выполнив упражнение, встряхните руки несколько раз.

Это делается для снятия напряжения с суставов руки. Нанося удары по мешку, не выпрямляйте руку полностью в локтевом суставе во избежании травмы.

Наносите удар как бы в глубь мешка, концентрируя внимание на точке расположенной в нескольких сантиметрах за его пределами.

Техника защиты в стиле Вин Чунь достаточно разнообразна и включает в себя около двух десятков движений, используемых для нейтрализации атак противника. Основной упор делается на отводящие и сбивающие приемы, которые довольно часто сопровождаются захватами конечностей оппонента.

I. Пак Сау (рис.40)



Данная техника представляет собой блокирующее действие открытой ладонью снаружи внутрь. Пак Сау является сбивающим блоком, при котором кисть движется в горизонтальной плоскости от центра тела к противоположному плечу, не выходя за его пределы в конечном положении. Это защитное движение используется для нейтрализации прямых атак в голову и верхнюю часть туловища. Выполнение Пак Сау изображено на рисунках 40а,40б.




II. Фук Сау (рис.41)



Данная техника представляет собой блокирующее действие внутренней частью предплечья снаружи внутрь, с последующим контролем руки противника посредством сгибания кисти. Фук Сау используется для нейтрализации прямых и боковых атак в голову и верхнюю часть туловища. Выполнение изображено на рисунках 41а,б.




III. Хуэн Сау (рис.42)



Данная техника представляет собой вращающее движение кистью изнутри наружу. Хуэн Сау используется для нейтрализации прямых атак в среднюю часть туловища, а также при освобождении от захватов за запястье. Выполнение Хуэн Сау изображено на рисунках 42а,б,в,г.




IV. Бон Сау (рис.43)



Данная техника представляет собой блокирующее движение внешней частью предплечья снаружи внутрь. Бон Сау является сбивающим блоком, при котором рука поднимается вверх и вращается вдоль продольной оси. Это защитное движение используется для нейтрализации прямых атак в голову, верхнюю и среднюю часть туловища.

V. Taн Сау (рис.44)



Данная техника представляет собой блокирующее движение внутренней реберной частью предплечья изнутри наружу Тан Сау является отводящим блоком, при котором предплечье вращается вдоль продольной оси, поворачивая кисть ладонью вверх.

Это защитное движение используется для нейтрализации прямых атак в голову и верхнюю часть туловиша. Выполнение Тан Сау изображено на рисунках 44а,б,в.



VI. Ган Сау (рис.45)



Данная техника представляет собой блокирующее движение внешней реберной частью предплечья изнутри наружу. Ган Сау является сбивающим, а в некоторых случаях стопорящим блоком, при котором рука опускается вниз, а предплечье вращается вдоль продольной оси, поворачивая кисть ладонью вниз. Это защитное движение используется для нейтрализации прямых и боковых атак в среднюю и нижнюю часть туловища.

VII. Джам Сау (рис.46)



Данная техника представляет собой блокирующее движение внешней реберной частью предплечья сверху вниз. Джам Сау является сбивающим блоком, при котором рука опускается вниз до уровня солнечного сплетения. Это защитное движение используется для нейтрализации прямых атак в среднюю часть туловища, а также для сковывания рук противника.

VIII. Биу Cay (puc.47)



Данная техника представляет собой блокирующее движение внешней реберной частью предплечья изнутри наружу. Биу Сау является сбивающим блоком, при котором рука выпрямляется в локтевом суставе, а предплечье вращается вдоль продольной оси, поворачивая кисть ладонью вниз. Это защитное движение используется для нейтрализации прямых атак в голову.

При выполнении защитных техник другая рука должна располагаться возле тела на центральной линии (рис.48).



Также следует помнить, что если одна рука защищает верхнюю часть тела, то другая рука в это время должна страховать нижнюю часть тела и наоборот (рис.49,50)




Изучив отдельно удары и защитные техники, следует перейти к освоению приемов одновременного использования обеих рук, что соответствует одному из принципов стиля Вин Чунь.

При этом одна рука выполняет атакующее действие, а вторая рука - защитное. Первый этап предусматривает отработку определенных связок движений при поворотах на месте во фронтальной стойке. Из исходного положения (рис.51) выполните правой рукой блок Тан Сау, а левой рукой одновременно нанесите прямой удар кулаком Ят Чи Куен, поворачиваясь направо (рис.52).




Вернитесь в исходное положение. Теперь повернитесь налево. При этом правая рука наносит прямой удар кулака, а левая - выполняет блокирующее движение Тан Сау (рис 53).



Вернитесь в исходное положение и повторите упражнение. В дальнейшем следует выполнять описанное выше движение без возвращения в исходное положение. Аналогично отрабатываются и другие комбинации. Ган Сау и удар кулаком (рис.54).



Пак Сау и удар кулаком (рис.55). Джам Caу и удар кулаком (рис.56).




В последствии упражнение изменяется путем отработки связок, в которых меняется уровень защиты с верхнего на нижний и наоборот. Выполнив блок Пак Сау и удар Ят Чи Куен (рис.57), необходимо продолжить с блоком Ган Сау и ударом кулаком (рис.58) или после Джам Сау и удара Ят Чи Куен (рис.59) следует выполнить Тан Сау и Удар кулаком (рис.60) и т.д. Варианты могут быть и другие, целесообразно практиковать все возможные сочетания. Это дает хорошую практику дли тренировки защиты от атак состоящих из двух-трех ударов.






Второй этап отработки одновременных действий заключается в выполнении всех описанных выше техник при перемещении приставным шагом в боевой позиции (рис.61). При этом связка удар-блок выполниется на один шаг.


Удар Вин Чунь - откройте для себя секреты, которые способны сразит противника на повал за секунды.

Представьте себе самый жесткий и сильный удар. А теперь представьте себе удары такие быстрые, что зрители могут увидеть только один, но на самом деле шесть ударов достигло цели (первый уже нанес существенный ущерб, следующие пять добили противника). Теперь представьте удар, в котором сила и скорость совмещены, способный отправить любого человека в нокаут. Техника? Вин Чунь.

Некоторые говорят, что секреты умерли со старыми китайскими мастерами. Но я вам скажу, что это не так. Секреты все еще существуют, если вы готовы смотреть. Если вы готовы к исследованиям, и вы готовы учиться самостоятельно.

Сначала я поделюсь ключевыми компонентами, чтобы улучшить удары Вин Чунь, и поделюсь с вами великими именами, которые доказали, что могучая сила, которую вы можете создать, с помощью удара Вин Чунь и скорости молниеносного удара.

Масса тела и Вин Чунь Куэн (кулак)

По существу, есть три способа генерации максимальной мощности с помощью удара Вин Чунь.

  1. Масса тела;
  2. Мускулы всего тела (в основном ноги и спина);
  3. Скелетная система (использование уставов и, их общее взаимодействие с телом).

Идеальный удар Вин Чунь должен использовать все три компонента, чтобы создать идеальный удар, заканчивающийся нокаутом. Хотя все компоненты очевидны, но я могу гарантировать, что подавляющее большинство не сможет оптимизировать удар Вин Чунь, не добавляя свой вес к удару. Почему? Они не используют “падающий шаг”.

Чтобы использовать каждый сантиметр вашего тела и каждую грамм вашего веса, вы должны использовать движение, которое приходит с передачей массы тела. Когда вы идете, вы используете вес тела, чтобы набирать обороты, и решающий ингредиент здесь

Линия передачи усилия Вин Чунь

Как труба с водой, протекающей через нее, ваш удар Вин Чунь не может позволить себе просачиваться по пути. Сила, с которой вы воздействуете, должна быть такой же или большей, чем у вас, созданной вашим весом тела, мышечными и скелетными системами, работающими вместе. Правильная линия передачи усилия проходит от пола до кулака обеспечивает максимальную эффективность с максимальными результатами, в отношении с вашими прямыми ударами или серией ударов.

С точки зрения удара Вин Чунь, важным моментом здесь является то, с какой силой вы взаимодействуете со своим противником. Вы должны достичь свои удары Вин Чунь таким образом, чтобы линия передачи усилия не была нарушена. Будь ваш кулак в горизонтальном или вертикальном положении, не имеет большого значения.

Поиск линии передачи усилия:

  1. Вытяните руки к стене. Ноги должны быть параллельно стены, и поставлены на ширину плеч. Тело с вытянутыми руками Г-образной формы. Открыв руку ладонями вверх, средний палец едва должен касаться стены;
  2. Вы должны упасть вперед, чтобы ваши ладони свернулись в кулак, коснувшись стены на высоте подбородка;
  3. Во время падения, Ваш кулак повернется на 90 градусов и коснется стены с помощью суставов пальца мизинца, естественно приземляющегося на стене, с естественным, удобным выравниванием запястья;
  4. Повторите это всегда, используя сначала каждую руку по-отдельности, потом одновременно обе руки;
  5. Вы заметите излом в запястье и прерыв в линии передачи усилия, которая проходит вдоль вашей руки.

Костяшка вашего мизинца, точка выхода вашей линии передачи усилия, однако, это очень слабая часть вашей руки. Переломы этого сустава настолько распространены, что их называют “переломом боксеров” в медицинском мире. По этой причине очень важно, чтобы вы распределяли усилия через три нижних сустава так, что вы могли наносить удары, не повредив свои руки. Так же для наработки ударов используйте .

Нокауты с помощью удар Вин Чунь

Если вы серьезно относитесь к своей защите, вам нужно развить момент силы Q своими кулаками. В школах кунг-фу мы считаем, что в течение 3 месяцев вы можете научиться и развивать момент силы Q в своем прямом ударе. Вин Чунь легче освоить и более эффективно использовать, чем любое восточное единоборство. Я рекомендую с него вам начать.

Изгиб суставов при нанесении удара Вин Чунь

Неважно, размер, пол, вес или возраст. У вас уже есть инструменты, необходимые для вашего развития. Все, что вам нужно - это желание учиться и правильно тренироваться.

Удар Вин Чунь быстрый и свирепый

Что делает его разрушительным и быстрым средством уничтожения нападавшего. Легендарный Джек Демпси, известный как “Манаса Маулер”, является одним из величайших боксеров в супертяжелом весе, которые использовали одни и те же теории и законы, чтобы остаться в книгах истории как человек, у которого был один из самых сильных ударов.

Брюс Ли, человек, ответственный за приведение кунг-фу и введение удара Вин Чунь на Запад. Снимая свои фильмы, операторы часто просили его замедлиться, потому что он был слишком быстрым для камер. Раньше при съемках фильмов использовали камеры с 24 кадрами, но они не могли уловить удары Брюс Ли. Поэтому использовали камеры с 30 кадрами. Это является свидетельством скорости, с которой он наносил удары Вин Чунь.

Изучите шаги Вин Чунь, чтобы взорваться в противника и сразить его без использования контратакующих действий.

Эти упражнения помогут вам в освоении техники ног Вин Чунь.


Удар ногой в сторону

Это упражнение не только научит вас бить ногой на короткой дистанции, но и поможет развивать координацию движений и силу бёдер.

Прелесть этого упражнения в том, что, чем дольше вы держите вашу ногу вытянутой в сторону, тем сильнее вы становитесь. При этом вам не нужно увеличивать вес груза (на тренажёре или на штанге), а возможность получения травмы уменьшается.

Для выполнения этого упражнения поставьте стул на свободное место спинкой к себе. Станьте боком к стулу на расстоянии примерно 15-30 см. Переместите свой вес на опорную ногу, поднимите колено бьющей ноги и выполните удар ногой в сторону над спинкой стула. Новички будут держать ногу от трёх до четырёх секунд. Если вы лучше развиты физически, то держите вашу ногу в течение 15 секунд. Вначале делайте два или три повторения для каждой ноги. Когда вы станете сильнее, увеличьте количество повторений и время выполнения упражнения.

Практическое применение: Противник наносит вам удар правым кулаком в голову. Примите боевую стойку. Блокируйте удар противника двумя скрещенными руками и, повернувшись к нему боком, нанесите удар ногой ему в живот.

Подъемы ног

Это упражнение улучшает ваше равновесие и укрепляет ваши бёдра и мышцы живота. Это упражнение трудное, но эффективное.

Встаньте на расстоянии около 60 см от стула. Поднимите одну ногу выше спинки стула (для удара ногой вперёд или удара ногой в сторону) и удерживайте это положение от двух до четырёх секунд, потом медленно опускайте вашу ногу до тех пор, пока лодыжка не опустится на спинку стула. Повторите всё упражнение. Делайте подряд по 2-3 повторения для каждой ноги.

Практическое применение: Противник наносит вам удар правым кулаком в голову. Примите боевую стойку. Блокируйте удар противника предплечьем левой руки, захватите бьющую руку своей левой рукой и нанесите удар ногой вперёд в голову противника, а потом завершите контратаку ударом ребром ладони по голове сбоку.

Тренировка опорной ноги

Это упражнение укрепляет ваши ноги и увеличит вашу скорость передвижения.

Для начала встаньте приблизительно в метре от стула. Положите одну ногу на спинку стула и присядьте так низко, как можете. Встаньте и повторите упражнение. Удерживать нижнее положение не нужно. Это должно быть похоже на глубокое приседание на одной ноге.

Выполняйте два подхода по 10 повторений для каждой ноги. Делайте это упражнение в положении для удара ногой вперёд и для удара ногой в сторону.

Практическое применение: Противник наносит вам удар правой ногой в живот. Примите боевую стойку. Сократите дистанцию и блокируйте его удар своей передней ногой, проведите удар ногой в сторону в живот противнику, верните ногу назад и нанесите крюк ногой в голову противнику.

Улучшение вращения бедра

Это упражнение укрепляет низ живота и бёдра и увеличивает гибкость бёдер. Оно улучшит вашу способность менять направление ударов ногами.

Встаньте рядом со стулом, со спинкой стула, касаясь его стороны своей ногой. Поднимите ваше колено, перенесите по дуге ногу через спинку стула и опустите её на пол немного позади вас. Когда вы делаете это, вы должны вращать ваше бедро по полукругу. Помните, вы используете стул, как препятствие. Чтобы перенести свою ногу через стул, убедитесь, что вы вращаете ваше бедро. Делайте два подхода по 10 повторений, а потом сделайте это упражнение другой ногой.

Практическое применение: Противник наносит вам удар правой ногой в живот. Примите боевую стойку. Блокируйте этот удар голенью с вращением бедра. Разгибая ногу, нанесите удар пяткой в голову противника.

Изменение направления удара ногой

Это упражнение научит вас изменять направление удара ногой под любым углом. Это упражнение является трудным испытанием для ваших коленей, бёдер и ягодиц.

Встаньте боком к сиденью стула на расстоянии около 30-40 см от него. Стойте прямо, ступни ног на ширине плеч. Нанесите удар ногой в сторону под сиденье, согните ногу и нанесите удар выше сидения, согните ногу и нанесите удар выше спинки, согните ногу и нанесите удар в сторону под сиденье. Выполняйте всё это упражнение, не опуская ногу вниз на пол, и задерживайте каждый удар в конечном положении на 2-4 секунды. По мере увеличения силы удерживайте каждое конечное положение, пока можете. Сделайте два подхода по 10 повторений для каждой ноги.

Увеличивайте время удержания, если вы готовы к этому. Если вы можете удерживать каждое конечное положение в течение 30 секунд, то делайте это.

Практическое применение: Противник наносит вам удар правой ногой дуговой удар по корпусу. Примите боевую стойку. Блокируйте этот удар передней ногой и без паузы нанесите удар ногой в сторону, направленный в грудь противнику.

"Крюк" ногой изнутри

Это упражнение укрепляет косые мышцы живота и мышцы внутренней части бёдер и позволяет выполнять "крюк" изнутри более эффективно.

Встаньте возле спинки стула лицом к ней на расстоянии примерно 10 сантиметров, ступни ног на ширине плеч, одна нога немного впереди. Шагните назад задней ногой и поставьте ступню под небольшим углом, представьте себе, что вы уходите с линии атаки противника.

Поднимите вашу заднюю ногу и по дуге изнутри наружу перенесите её через спинку стула и поставьте ступню плоско на сидение. Приложите давление к пятке, так чтобы стул встал на две задние ножки, и держите так около двух секунд. Мягко опустите стул вниз, и, разгибая ногу, нанесите удар ногой вперёд над стулом. Сделайте два подхода по 10 повторений для каждой ноги.

Практическое применение: Примите боевую стойку и нанесите противнику ложный удар кулаком в голову. Блокируя этот удар, противник раскрывается. В этот момент нанесите ему "крюк" изнутри. Потом захватите его правую руку и нанесите дуговой удар левой ногой.