Завод по сборке автомобилей Mercedes-Benz откроют в индустриальном парке «Есипово» в Московской области в среду, 3 апреля. Впервые о том, что автомобильный завод появится в Подмосковье, стало известно на Петербургском экономическом форуме в 2016 году, когда власти региона договорились с немецким концерном о строительстве производства. «360» отследил весь путь создания нового производства - от первоначальных договоренностей до подготовки к запуску конвейера.

Привлекательный регион

Соглашение с немецким автопроизводителем Mercedes власти Московской области подписали на Петербургском экономическом форуме в 2016 году. Как пояснил губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, власти сделают «все возможное и невозможное», чтобы автомобильное производство появилось на их территории. Заявку на специальный инвестиционный контракт правительство передало в Министерство промышленности и торговли для рассмотрения.

«Мы ведем работу. Я не могу все рассказать про Mercedes. Могу сказать и подтвердить, что подана заявка в Минпромторг РФ по заключению специального инвестиционного контракта, который позволит в случае его одобрения производить Mercedes на территории России, в частности, в Солнечногорском районе Подмосковья», - сказал губернатор.


Подготовленный документ гарантирует неизменность долговой нагрузки на весь период действия контракта, что позволяет бизнесу стабильно развиваться. Это был первый специальный инвестиционный проект на территории Подмосковья. Общее количество вложенных средств к 2026 году составит 20 миллиардов рублей.

Подмосковье было для Mercedes уже проверенной территорией. Через месяц после ПМЭФ немецкий автопроизводитель открыл на территории Московской области самый большой логистический центр, обеспечив рабочими местами 220 жителей. Общая сумма инвестиций в бюджет региона составила пять миллиардов рублей. Строительство склада в поселке Глазово в Дмитровском районе шло год.

После успешного запуска логистического центра в немецкой компании поняли, что лучше места для завода по производству своих автомобилей им не найти. В качестве основной площадки стали рассматривать индустриальный парк «Есипово» в Солнечногорском районе.

В декабре этого же года директор департамента оперативных стратегий Daimler AG Йоахим Фольман назвал Подмосковье наиболее привлекательным российским регионом для размещения производства автомобилей Mercedes. По его словам, для размещения производства рассматривали разные регионы. В том числе Калининград, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Набережные Челны, Тольятти, Калугу, Москву. Но после того, как представители холдинга пообщались с другими компаниями, они выбрали Московскую область.

По словам Фольмана, преимущества, которые предоставляло Подмосковье, давали куда больше, чем экономия на кадровых затратах в других регионах.


Источник фото: телеканал «360»

Предложение правительства Московской области действительно оказалось наиболее выгодным для инвестора: с 2019 по 2029 год для него ввели льготные налоговые ставки: налог на имущество 0%, земельный налог 0,1% и снижение налога на прибыль до 13,5%. Кроме того, правительство предусмотрело льготные ставки по аренде земли на время строительства предприятия и бесплатное подключение к сетям.

Для подъезда к индустриальному парку «Есипово» Московская область за счет бюджета построила четырехполосную автодорогу протяженностью 3,3 километра. А также за счет инвестиций реконструировала электрическую подстанцию «Поварово», к которой подключится будущий завод.

В феврале 2017 года специальный инвестиционный контракт подписали АО «Мерседес-Бенц Рус», правительство Московской области, муниципальное образование «сельское поселение Пешковское» Солнечногорского района, а также привлеченные лица: Daimler AG, ПАО «КамАЗ», ООО «Даймлер КамАЗ Рус» и ООО «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус».

Тогда же губернатор Московской области рассказал о будущем заводе на встрече с президентом России Владимиром Путиным. Андрей Воробьев сообщил, что концерн приступит к строительству уже летом на площадке индустриального парка «Есипово», который расположился между Химками и Солнечногорском.


Источник фото: телеканал «360»

«В первом полугодии 2019 года Mercedes планирует выпустить первые машины: четыре модели сейчас намечены, поэтому очень надеемся, что эта программа будет реализована», - заявил губернатор Московской области.

Первый камень и строительство

Церемония заложения первого камня на месте будущего завода прошла 20 июня 2017 года. Принять участие в мероприятии пригласили и губернатора Московской области Андрея Воробьева, о чем он написал на своей странице в Instagram.

Автостроительный концерн Daimler AG, АО «Мерседес-Бенц РУС» и ООО «Мерседес-Бенц мануфэкчуринг РУС» в приглашении поблагодарили руководителя региона за поддержку во время переговоров для строительства завода.

Кроме губернатора Московской области на церемонию заложения первого камня приехали, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, член правления подразделения Mercedes-Benz Cars Маркус Шефер и посол Федеративной Республики Германия в РФ Рюдигер фон Фриа.

«Когда я получил первое письмо от компании Mercedes с предложением о создании предприятия, то за помощью обратился к нашему президенту и получил одобрение с его стороны. Он посоветовал предоставить компании Mercedes особые условия, которые мы никогда не предоставляли инвесторам», - рассказал на церемонии Андрей Воробьев.


Источник фото: телеканал «360»

Он отметил, что уже дал поручение, чтобы рядом с заводом за Mercedes зарезервировали еще несколько участков земли, чтобы компания могла расширять свое производство и приводить своих партнеров.

Участники окунули руки в контейнер с краской и оставили отпечатки на память. Возведение завода в индустриальном парке «Есипово» началось.

Площадь здания нового предприятия составляет 95 тысяч квадратных метров. Там расположатся заводоуправление, административное здание, склад, логистический центр и другие службы. Всего производство раскинется на 102 тысячах квадратных метров.

Под открытым небом будет только площадка для автовозов, испытательный трек и стоянка для готовых к отправке автомобилей. Завод предусматривает производство полного цикла со всеми этапами - от изготовления кузовов и их окраски до сборки готовых деталей.

Объем выпуска составит 25 тысяч автомобилей год. Среди них седаны E-Класса, внедорожники GLE, GLC и GLS. Работа на заводе запланирована в две смены. По плану количество рабочих мест составит более тысячи.

Уже в феврале прошлого года в «Есипово» подвели электричество. Команду энергетикам включить свет в индустриальном парке губернатор Московской области Андрей Воробьев дал в эфире телеканала «360».

Тогда же он отметил, что строительство завода Mercedes идет с опережением графика.

Кадры решают

Для того, чтобы на заводе работали квалифицированные кадры завод Mercedes-Benz начал сотрудничество с колледжем «Подмосковье». Как рассказала директор учебного заведения Антонина Юдина, 80% выпускников смогут найти себе работу именно на производстве автомобилей в Московской области.

«Сотрудничество с брендом Mercedes началось с 2017 года. Министерство образования поставило для нас задачи готовить кадры для завода по сборке и выпуску автомобилей. Мы отправили своих коллег на стажировку на автомобильный завод в Штутгарт, прошли успешно обучение, закупили оборудование, доработали учебные планы. Все оборудование здесь соответствует требованиям наших немецких партнеров», - отметила Юдина.

В колледже обучают ребят профессиям слесарей, сварщиков, электриков, а также специалистов по окраске автомобилей.

О том, что ученики подмосковного колледжа пойдут работать на завод Mercedes губернатор Андрей Воробьев рассказал на встрече с президентом России Владимиром Путиным.


Источник фото: телеканал «360»

«Есть колледжи, которые мы адаптировали, полностью поставили оборудование, которое Mercedes нам предписал, и сейчас ребята уже там учатся, в колледжах, для того, чтобы потом пойти работать на Mercedes», - рассказал Андрей Воробьев.

Генеральный директор ООО «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус» Аксель Бензе заявил , что Московская область смогла предоставить развитую инфраструктуру, квалифицированных рабочих, а также помогла преодолеть бюрократические барьеры. Все это сделало Подмосковье комфортным регионом для инвесторов. Он особо отметил работу колледжа «Подмосковье».

«Нам удалось создать с колледжем программу, рассчитанную на несколько лет вперед. Мы планируем привлекать на работу людей, которых колледж выпускает по согласованным с нами программам», - подчеркнул Аксель Бензе.

Такое заявление он сделал на встрече «Подмосковная Масленица» в марте этого года. В ходе встречи губернатор Андрей Воробьев вручил награды победителям премии «Сильное Подмосковье - 2019». Приз в номинации «Иностранный инвестор года» получила компания «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус».

Пуск работы

Церемония открытия завода Mercedes на территории подмосковного индустриального парка «Есипово» пройдет в среду, 3 апреля. Губернатор Московской области Андрей Воробьев пригласил на его открытие президента России Владимира Путина еще в феврале во время рабочей встречи.

«Я получил письмо на ваше имя от Daimler, Mercedes. Вы в свое время поддержали этот проект, и наши немецкие коллеги очень быстро построили завод. В апреле хотят его открыть. Конечно такое событие, хотелось бы, чтобы вы присутствовали на нем», - обратился губернатор Подмосковья к главе государства.

Владимир Путин действительно намерен посетить открытие завода в парке «Есипово». Как сообщила пресс-служба Кремля , глава государства смотрит конвейерную линию, смонтированную по принципу «полностью гибкой сборки» с применением технологии, которая позволяет вести одновременное производство нескольких автомобильных платформ.

В церемонии открытия предприятия также примут участие ученики колледжа «Подмосковье», которых готовили для работе на этом предприятии.

Первым автомобилем, который сойдет с конвейера предприятия, станет Mercedes-Benz E-класса.

Завод по сборке автомобилей Mercedes-Benz начинает работу в индустриальном парке «Есипово». Инвестиции в строительство составили 19 млрд руб. Работать здесь будут почти 1500 сотрудников. Рассказываем о пути легендарного бренда в Подмосковье.

ШАГ ПЕРВЫЙ

Соглашение с немецким автопроизводителем Mercedes областные власти подписали на Петербургском экономическом форуме в 2016 году. Пока в Минпромторге РФ рассматривали заявку региона на заключение специального инвестиционного контракта, Mercedes открыл в Московской области самый большой логистический центр - плюс 220 рабочих мест для жителей региона. И окончательно убедился, что Подмосковье - надежный партнер. По словам директора департамента оперативных стратегий Daimler AG Йоахима Фольмана, Московская область предложила куда больше, чем экономия на кадровых затратах в других регионах.

ШАГ ВТОРОЙ

Помимо налоговых преференций регион предоставил бесплатное подключение к сетям. Для подъезда к индустриальному парку «Есипово» построили четырехполосную автодорогу длиной 3,3 км. А за счет инвестиций реконструировали подстанцию «Поварово», которая обеспечит будущий завод электричеством.

ШАГ ТРЕТИЙ

В феврале 2017 года специальный инвестиционный контракт подписали АО «Мерседес-Бенц Рус», правительство Московской области, сельское поселение Пешковское, а также Daimler AG, ПАО «КАМАЗ», ООО «Даймлер КАМАЗ Рус» и ООО «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус».

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ

Церемония заложения первого камня прошла 20 июня 2017 года. Значимость проекта не только для региона, но и всей страны подчеркнуло участие в мероприятии губернатора Андрея Воробьева, министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, члена правления подразделения Mercedes-Benz Cars Маркуса Шефера и Чрезвычайного и Полномочного Посла Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Рюдигера фон Фрича.

ШАГ ПЯТЫЙ

В феврале 2018 года в «Есипово» подвели электричество. Команду энергетикам включить свет в индустриальном парке губернатор Андрей Воробьев дал в прямом эфире телеканала «360».

ШАГ ШЕСТОЙ

Сегодня завод полностью готов к пуску. Новенькие конвейеры, поблескивая свежей краской, ждут команды, чтобы начать производство полного цикла: от изготовления кузовов и их окраски до сборки готовых деталей. Предполагается, что в год здесь будут выпускать 25 000 автомобилей: седаны E-класса, внедорожники GLE, GLC и GLS.

ШАГ СЕДЬМОЙ

Для того чтобы на заводе работали квалифицированные кадры, завод Mercedes-Benz начал сотрудничество с колледжем «Подмосковье». 80% его выпускников смогут найти себе работу именно на производстве автомобилей.

ШАГ ВОСЬМОЙ

Президент России Владимир Путин сегодня осмотрит конвейерную линию, смонтированную по принципу «полностью гибкой сборки», и даст старт работе завода.

3 апреля 2019 года в России состоялось официальное открытие завода Mercedes-Benz по производству легковых автомобилей немецкой марки. Речь идет о предприятии в Солнечногорском районе Московской области, строительство которого стартовало в июне две тысячи семнадцатого.

Заметим, что производство тестовых Мерседесов здесь началось еще осенью 2018-го, а за несколько недель до официального открытия завода была налажена сборка серийных машин.

Помимо двух сборочных конвейеров, из которых пока активен только один, на запущенном предприятии имеются линии сварки и окраски кузова, а также посты качества. Общая площадь предприятия вместе со складами и стоянками для готовых автомобилей составляет 85 гектаров.

Заметим, что подмосковное предприятие работает в рамках заключенного с Минпромторгом РФ специального инвестиционного контракта (СПИКа), согласно которому обе стороны (российское правительство и автопроизводитель) обязаны выполнить ряд условий.

По договору Мерседес-Бенц обязан вложить в производство не менее 750 млн рублей и создать определенное количество рабочих мест. В свою очередь российская сторона гарантирует стабильные условия ведения бизнеса и обещает всячески стимулировать деятельность предприятия.

Свою часть сделки концерн Daimler уже выполнил, инвестировав в подмосковный завод порядка 250 млн долларов, что, по нынешнему курсу, эквивалентно 16,3 млрд рублей, то есть в 20 раз больше обозначенной в контракте суммы. На первых порах производственная мощность позволит выпускать до 25 тысяч машин ежегодно, при этом завод рассчитан на 1 000 рабочих мест, хотя на данный момент их пока около пятиста.

Как уже отмечалось выше, серийное производство машин в Подмосковье уже стартовало, причем первым на конвейер встал седан . На предприятии наладили выпуск модификаций E 200, E 200d и E 220d, причем как с задним, так и полным приводом.

Все собранные здесь машины имеют фиксированные комплектации, так что рассчитывать на индивидуальные исполнения не приходится. Что касается степени локализации производства, то немцы ее не афишируют, но российских компонентов в собранных Мерседесах должно быть немало.

Через несколько месяцев компанию Е-классу на конвейере составит обновленный , при этом в конце 2019 года или в начале 2020-го на подмосковном предприятии начнется выпуск и GLS. Локализацию премиального S-класса немцы пока не планируют, но не исключено, что со сменой генерации ситуация изменится.

Собранные на российском заводе машины будут реализованы через розничную сеть, а также посредством госзакупок, к которым теперь допускаются только автомобили с клеймом «Сделано в России». Информации по стоимости локализованных Мерседесов еще нет.

Заметим, что до запуска подмосковного предприятия автомобили Mercedes-Benz к нам завозили исключительно из-за рубежа. По статистике за 2018 год юридические лица импортировали в Россию порядка 32 тысяч легковых машин марки, причем как новых, так и подержанных. Примерно 14 900 из них (46,5%) завезли из Германии.

Из США в Россию ввезли 8 300 Мерседесов, из Финляндии — 4 600, а из ЮАР — 2 200. Плюс поставки немецких легковушек в нашу страну велись из Венгрии (744 машины), Испании (714) и Австрии (573). Во всех этих странах имеются заводы немецкой марки. С запуском российского предприятия импорт Mercedes-Benz должен существенно сократиться.

На первом этапе предприятие будет выпускать седан Е-класса, затем наладят производство внедорожников GLE, GLC и GLS

Президент России Владимир Путин оставляет автограф на автомобиле Mercedes-Benz, собранном на заводе "Московия" концерна Daimler по производству легковых автомобилей Mercedes-Benz в индустриальном парке "Есипово"

Москва. 3 апреля. сайт - Немецкий автоконцерн Daimler AG в среду открыл в Подмосковье завод по производству легковых автомобилей, сообщил корреспондент "Интерфакса" с церемонии запуска предприятия.

В церемонии приняли участие президент РФ Владимир Путин, председатель правления Daimler AG Дитер Цетше, вице-премьер РФ Дмитрий Козак, глава Минпромторга Денис Мантуров и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев.

Строительство нового завода по производству автомобилей Mercedes-Benz на территории индустриального парка "Есипово" началось в июне 2017 года. До этого был подписан специальный инвестиционный контракт (СПИК) сроком на 9 лет между РФ, АО "Мерседес-Бенц Рус", правительством Подмосковья, сельским поселением Пешковское Солнечногорского района Московской области, а также Daimler AG, ПАО "КАМАЗ", ООО "Даймлер КАМАЗ Рус" и ООО "Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус".

В ноябре 2018 г. генеральный директор производственного предприятия "Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус" Аксель Бензе говорил, что первый клиентский автомобиль планируется собрать в конце первого квартала 2019 г., "как раз перед церемонией торжественного открытия, которая состоится в апреле". Тогда в цехах завода велись пуско-наладочные работы. В целом к концу 2018 г. на завод планировалось нанять около 1 тыс. сотрудников.

Согласно подписанному СПИКу, Daimler инвестирует в производственную площадку свыше 250 млн евро (не менее 15 млрд руб.). Срок специального инвестиционного контракта составляет 9 лет, производственные мощности завода будут составлять 25-30 тыс. автомобилей в год.

По условиям СПИКа, для предприятия будут предусмотрены налоговые льготы, в частности, по налогу на прибыль - снижение ставки налога на 10 лет с момента получения первой прибыли. Так, до конца 2025 года ставка налога составит 0%, с 2026 по 2028 годы - 10%, с 2029 года - 13,5%. При этом ему может быть предоставлена льгота в виде снижения ставки налога на прибыль на 4,5 процентных пункта на 10 лет с момента начала выпуска продукции. Кроме того, имущество, созданное в рамках проекта, освобождается от налогообложения на 10 лет.

Завод "Московия" будет интегрирован в единую глобальную сеть, охватывающую все производственные площадки подразделения Mercedes-Benz Cars.

На заводе запущено производство полного цикла. На первом этапе предприятие будет выпускать седан Е-класса, затем постепенно будет налажено производство внедорожников GLE, GLC и GLS.

24 апреля

Зачем России завод по производству Мерседесов и что на конвейере делают Аурусы? Какова степень локализации? Когда начнут выпускать кроссоверы GLC, GLE и новый GLS, уже следующего поколения? Станут ли российские «ешки» дешевле импортных? Немцы мастера хранить секреты - не дали ни одного конкретного ответа. Что ж, давайте разбираться сами.

Ребята, сколько вы зарабатываете?

Нам нельзя об этом говорить…

А какие операции делаете на этом посту?

Тихо ты, не выдавай все секреты!

Я улыбнулся молоденькой сборщице, которая зашипела на своего коллегу. Запуск производства, визит президента, журналисты… Стресс. Как в ночь перед экзаменом.

От первого лица

Владимир Путин прилетел в Есипово на вертолете. уже ждала на импровизированном летном поле. Пересев в длиннобазный бронированный Сенат, президент въехал в нем прямо в гигантский цех сборочного конвейера - как бы намекая: хоть в России и любят Мерседесы, но своя рубаха ближе к телу.

Пройдя вдоль конвейера, Путин не пожалел добрых слов в адрес компании Daimler, которую представлял глава Дитер Цетше. Лейтмотив: Россия рада серьезным инвесторам, новым рабочим местам и компетенциям.

Подобные производства есть во многих странах: Мерседесы собирают в Южной Африке, Мексике, Малайзии, Таиланде, Вьетнаме… И никаких особенных ноу-хау немцы не принесли. Но для нас проект крайне важен: это прекрасная возможность продемонстрировать, что Россия по-прежнему привлекательна для крупных инвесторов - даже будучи обложенной со всех сторон санкциями.

Ordnung über alles

Задумав собственное производство в России, Daimler действовал очень по-русски. В том смысле, что долго запрягал. Площадки рассматривались разные - в Казани, Владимире, Калуге, Санкт-Петербурге. Был даже вариант размещения предприятия на территории бывшего ЗИЛа - но столица неожиданно развернулась в сторону девелоперских проектов, что для города всяко экологичнее и выгоднее.

Немалые инвестиции (около 19 млрд рублей, или свыше 250 млн евро) нужно было увязать с пониманием того, какими окажутся бизнес-условия к моменту открытия завода. В итоге выбор пал на промзону Есипово, что в 40 километрах от Москвы по Ленинградскому шоссе. Ничем иным, как близостью к основным покупателям, среди которых госструктуры разных уровней, этот выбор объяснить нельзя. Под Москвой нет производителей необходимых комплектующих для машин такого уровня (в нашей стране их, считай, вовсе нет). И с логистической точки зрения есть вопросы: я не увидел, например, железнодорожной ветки. Все комплектующие будут возить фурами по забитому круглый год Питерскому тракту?

Зачем в нынешнее турбулентное время немцам понадобился завод в России? Подписав в 2017 году специальный инвестиционный контракт (СПИК) на девять лет, концерн Daimler получил налоговые льготы и вернул доступ к госзаказам - наши дорогие чиновники наконец-то получат шанс вполне легально закупать в лично-служебное пользование машины со звездой. Например, вместо Camry. Это означает, что по отношению к BMW и Audi, которые тоже потеряли доступ к гостендерам (машины отверточной сборки в них не участвуют), Mercedes-Benz окажется явно в выигрышном положении.

Когда идет большая игра, все тайны хранят за семью печатями. Немцы это умеют. Сколько получают рабочие? Какова степень локализации? Когда на конвейер встанут кроссоверы? Нет ни одного конкретного ответа. Что ж, давайте разбираться сами.

Сварка и гайковерты

Когда-то здесь был военный городок. Теперь, после вырубки части леса, возник индустриальный парк, основой которого и станет мерседесовский завод. Под него отвели 85 гектаров земли.

Первоначальная мощность производства - 25 тысяч автомобилей в год. В пересчете на рабочие дни - около ста Мерседесов ежедневно. Сейчас собирают по три-четыре машины в день (если верить информационным табло на конвейере), но постепенно темп будут наращивать. В этом году должны собрать около 5000 автомобилей.

Дополнительные площади позволят при необходимости расширить производство, но и уже существующие линии в пределе позволяют выпускать 35 тысяч машин ежегодно. Зачем столько, если в прошлом году в России продали всего 38 тысяч Мерседесов? Будут гостендеры - будет спрос. Именно поэтому (я видел на конвейере машины лишь двух цветов - черного и белого). Позже к ним присоединятся кроссоверы GLC, GLE и новый GLS, уже следующего поколения.

Степень локализации? Мерседесовцы отмолчались, но присутствовавший на открытии директор КАМАЗа Сергей Когогин поведал в кулуарах, что локализация составит 30–35%. При том что локализация комплектующих нулевая: все детали и узлы приходят прямиком из Германии и США. Но в степень локализации производства, выраженную в деньгах, входят энергозатраты, расходные материалы, труд рабочих и всё прочее, без чего завод существовать не может. Со сваркой и окраской кузовов как раз набегает около 30%.

Под небольшие масштабы заточены и сборочные линии. Сварка - ручными клещами, за исключением самого ответственного этапа, на котором воедино соединяются пол, боковины и крыша: эту операцию доверили роботам Kuka.

В принципе, собрать автомобиль из комплектующих и крупных подсборок можно и в хорошо оборудованном гараже. Кузов - вот самое сложное. А его «геометрию» задают суперсовременные кондукторы - на этом немцы собаку съели. Двигатели, коробки, подвески в сборе - всё приходит уже готовеньким, только прикручивай.

Везде стерильная чистота, с пола можно есть. Рабочие - сплошь молодежь. Секретов не выдают, значит работой дорожат. По тому, как не слишком уверенно берут они в руки детали и как держат электрические гайковерты, понятно, что научили их всему этому буквально вчера. Так что, если заглючит электроника, ругать надо немецких рабочих, а вот недолитое в мотор масло или плохо вклеенное стекло уже на совести наших.

Но всё это - болезни роста, которые наверняка будут преодолены в кратчайшие сроки. И я, быть может, осмелился бы купить даже машину из первых партий - если был бы чиновником и тратил не свои.


Сейчас на заводе работает около пятисот человек, но при полной загрузке штат увеличится до тысячи. Пошарив по сайтам, я нашел несколько десятков вакансий - от рабочих до маркетологов. Но ставки не указаны - секрет. Если есть желание поработать на Mercedes, попытайте счастья.

Наконец, главное: станут ли российские «ешки» и кроссоверы дешевле импортных? Точного ответа пока нет. Но хочется верить, что звезды станут ближе.