Приет всем читающим этот б/ж! :)
Есть сейчас практически в любом даже самом маленьком магазинчике автозапчастей баллончики-аэрозоли силиконовой смазки на любой вкус и кошелек. О свойствах этой универсальной смазки повторяться не буду. А вот применяет как почитаешь отзывы народ этот вид смазки как-то однобоко. Типа помазал резиночки уплотнителей, коврики, побрызгал в замки, покрышки обработал. Один чудак даже писал, что щетки стеклоочистителей забрызгал такой силиконкой - плевался что еле стекла оттер от разводов:)) Но не в этом вопрос. В любом автомобиле снизу :), а уж на Ниве так просто много резиновых чехлов пыльников, защищающих жизненно важные узлы автомобиля от влаги, грязи и соотвественно от быстрого износа + шланги тормозные конечно.
Внимания эти резинки, и даже силиконки, требуют постоянного. Особенно актуально в зимний период. Замерзщая грязь, лед, тающий от соли или какой другой химии на дороге, либо острые крупинки спрессованного снега-льда вне дорог протирают или прорывают потерявшие на морозе эластичность резинки очень эффективно. А после окончания зимы на жаре они просто покрываются сеткой мелких трещинок и рвутся … Не стоит наверное описывать сколь трудоемко заменить пыльник внутреннего ШРУСА:((
Незнай кто как, а у меня за правило в начале каждого зимнего сезона наружняя обработка этих ответственных резиноизделий силиконовой смазочкой. Причем за весь период что машинка у меня еще не одна резинка в морозы, после лазанья по снегу не потрескалась:) Смазки пробовал разные: RW6085, BBF, WD-40 /только силиковая, а не легроновая!/ Все примерно с одинаковым результатом липнут к резине, силикону, пластику. И цена примерно одинаковая. Очень лестно отзываются о смазке силиконовой Hi Gear , но стоит она раза в 2 дороже…
В общем из своего опыта советую, а делать или нет это уж решайте сами:))
Долгих лет службы и многих километров Вашим машинкам!
С Уважением.
Евгений

Вот такие универсальные силиконовые смазки RW 6085, WD-40 силиконовая, BBF применял в разные годы.


А теперь после 500км зимних дорог. Вот чехольчек внутреннего ШРУСа - эластичный, лоснится от смазки:)


Тема "Защитные сильфоны на трубчатые направляющие" навела на воспоминания как, купив очередной мотоцикл (ИЖ Ю-5) в 87 году, я озаботился защитой перьев передней вилки от пыли и грязи. Явские пыльники можно было использовать, но они дорого стоили и я решил попробовать изготовить самостоятельно, используя технологии, которые мы применяли в МВТУ для изготовления криволинейных сосудов высокого давления.
У нас был рулон милиметровой сырой резины, которая не растворялась ни бензином ни ацетоном, намотанный на картонную трубу с разделительным слоем ХБ ткани. Её я и решил использовать. Ранее доводилось делать из неё манжету-поршень омывателя стекла Москвича 408 нашего сотрудника.
Для изготовления оправок трубопроводов с температурой полимеризации до 180 градусов мы использовали "тесто" из мелкого речного песка на связке из раствора поливинилового спирта в воде. Тесто закдалывалось в прессформу и сушилось в печке до полного удаления воды. Внутри оправок находились ещё стальные вкладыши для крепления оправки на станке. После изготовления песчаная оправка вымывалась из изделия струёй воды. Наиболее трудно было удалять оправку из шаровых и торовых сосудов, особенно с одним штуцером.
Для пыльника я выбрал наборную конструкцию оправки потому что формовать решил из дисковых заготовок сырой резины. Были изготовлены прессформы для внутренних и внешних деталей оправки.
Когда было изготовлено необходимое количество "куличиков" для получения длины двух пыльников, были изготовлены детали для формования концевых крепёжных форм пыльников из дюраля.
Сборка происходила на скалке примерно Ф 20 мм. На скалку надевался концевой элемент и внутренний куличик. Потом два диска сырой резины, внешний куличик, снова два диска резины и внутренний куличик. И та далее.
На рисунке отсутствуют концевые элементы и диски резины. , но я надеюсь и без них всё понятно.
После легкого стягивания гайки сырая резина торчащая из щелей между внешними куличиками обрезалась лезвием и сборка обматывалась неотожжёной кремнезёмной лентой, которая у нас использовалась для обжима изделий, и сборка стягивается скалкой окончательно.
Кстати, этой лентой хорошо обматывать металлические заплатки на прогоревшем глушаке. От температуры лента усаживается и плотно прижимает заплатку. После усадки её можно обмазать краской и долго кататься не издавая тарахтящих звуков. (Поэтому я спёр себе несколько бобинок )
Ага, пошли дальше. После вулканизации резины остаётся вытащить скалку, размотать ленту, вымыть из нутри гофрированного шланка песок и разрезать на два пыльника.
Наверно, можно и квадратные (в сечении) пыльники так делать.

Любой автомобиль содержит значительное количество подвижных узлов и соединений с наружной части и подкапотном пространстве. Особенно это касается привода переднеприводных авто, рулевого управления и подвески.

Длительная и беспроблемная работа сопряженных деталей и соединений зависит от смазки и чистоты трущихся поверхностей. Если сторонние предметы в виде песка, пыли и грязи попадают в смазочные материалы, применяемые для смазки трущихся элементов, а также на их поверхности, то они выступают в роли абразивных материалов, которые приводят к интенсивному износу трущихся элементов. Любой элемент конструкции, имеющий сопряженные детали от воздействия загрязняющих частиц очень быстро выходит из строя.

Конструкция ШРУСа

Применяются пыльники . Они размещены в верхней части и предотвращают попадание загрязняющих элементов нам шток амортизатора. Такой защитной функции как на ШРУСах или шаровых опорах они не выполняют, поскольку посадка штока в корпус амортизатора и так достаточно герметична, чтобы не пропускать внутрь грязь. Пыльники амортизаторов скорее предназначены для очистки штока от крупных загрязняющих элементов. А поскольку ход штока амортизатора достаточно большой, то зачастую пыльник амортизатора вообще не закрепляется и удерживается на счет облегания пыльника.

Расскажу-ка я о своём опыте ремонта наружного пыльника ШРУСа в полевых условиях. Давайте сначала определим, что такое ШРУС? Шарнир равных угловых скоростей — так расшифровывается эта аббревиатура. Цель этого механизма — передавать вращательное движение от коробки передач к поворотным колёсам. Располагается он на передних приводных полуосях, непосредственно у ступицы передних колёс. Это достаточно ответственная часть в силу того, что при поломке одного ШРУСа, рвётся связь между приводным колесом и двигателем; весь крутящий момент уходит впустую, словно одно из приводных колёс вывешено над землей, в то время как другое стоит на земле. Машина при этом уже никуда не едет. После этого в помощь вам только эвакуатор . ШРУС приводного вала достаточно надёжен и может долго эксплуатироваться, если соблюдать простые правила эксплуатации: шарнир должен постоянно находиться в специальном густом масле. Попадание воды и песка внутрь шарнира недопустимо и вызывает скорую его "смерть". Во избежании попадания песка и воды, ШРУС защищён резиновым гофрированным чехлом. Для продления жизни ШРУСа, этот чехол нужно периодически проверять на наличие трещин и разрывов. Особенно часто стоит делать это на старых машинах, потому что резина со временем теряет свою эластичность и начинается трескаться и рваться. Проверить это не сложно — для этого надо выкрутить руль в крайнее правое положение и осмотреть пыльник правого колеса, затем вывернуть руль в крайнее левое положение и осмотреть пыльник левого колеса. Проводить осмотр ещё проще, если есть ремонтная яма или подъёмник. Что делать, если вы всё же обнаружили разрыв пыльника? Ответ простой — менять. Но что делать, если мастерской, гаража нет, а ехать надо срочно и далеко?

Готовясь к очередной летней поездке из Москвы в Крым, я проверил свой автомобиль, чтобы исключить неприятности в пути. Поломок и повреждений обнаружено не было и мы тронулись в путь. Накатавшись вдоволь по побережью Чёрного моря, по прошествии трёх недель отпуска, пришло время возвращаться назад. Беглый осмотр перед поездкой внутренних ШРУСов выявил разрыв левого и трещину правого пыльников. Для меня это было пренеприятнейшим известием. Езда по гравийным сельским направлениям не прошла бесследно. Но, грустить не время, надо исправлять ситуацию хотябы временно — на период дороги из Симферополя в Москву. А там уже можно будет найти как сами пыльники, так и время на их замену.

Для проведения операции над этим ответственным агрегатом, по дому были собраны: резак для бумаги, скотч, пара новых полиэтиленовых пакетов для мусора, пустая (чистая) туба из-под силикона, пистолет для силикона, крепкая верёвка, рукавицы, банка смазки для ШРУСов и ветошь... Много ветоши:)

Ямы под рукой не было. Поэтому, поставив машину на ручник, забив под задние колёса противооткатные упоры в виде кирпичей, вывесив переднее колесо домкратом я подставил для страховки подходящего размера пенёк на тот случай, если домкрат вдруг захочет соскочить.



В первую очередь, я удалил остатки смазки с грязью, которой был запачкан весь чехол. Для этого я приложил ветошь к пыльнику и прокрутил колесо руками несколько оборотов:


Затем, набрал в пустую тубу из-под силикона смазку для ШРУСов. Аккуратно "задул" смазку в остатки пыльников. А чтобы смазка не убежала снова, взял полиэтиленовый пакет, разложил его по всей ширине, продавил в бороздки чехла пальцами и прокрутил колесо по ходу движения. В результате у меня получилась вот такая штука:

Затем, я перевязал каждую из «бороздок» чехла верёвкой с той целью, чтобы закрепить пакет и в то же время снизить аэродинамическое сопротивление, которое может растрепать и порвать пакет раньше срока.


Аналогичную операцию я проделал со вторым колесом с той лишь разницей, что дополнительно замотал еще и скотчем. Сделано это было для эксперимента. Один ШРУС я замотал "обычным пакетом", а второй — еще и "волшебным скотчем". Результатом работы меня удовлетворил:


Спустя 1452 километра мои "полевые чехлы" своего внешнего вида не изменили. То есть выглядели вот так:


Смело можно сказать, что провозился я не зря, ШРУСы в обиду не дал.
Если дело плохо и вдруг понадобилось эвакуировать автомобиль, можно найти подходящий по цене и по метоположению эвакуатор в каталоге эвакуаторов -

Прежде всего, нужно разобраться, что такое пыльник ШРУСа, и почему он может порваться. ШРУС - шарнир равных угловых скоростей - узел, который присутствует практически в каждом современном автомобиле. Его функция - передавать крутящий момент с полуосей на ведущие колеса, которые при этом являются и направляющими. Причем ШРУСы имеют настолько удачную конструкцию, что практически не теряют крутящий момент. Как стало понятно из их назначения - данные шарниры устанавливают на переднеприводные и полноприводные автомобили.

ШРУС имеет высокую чистоту соприкасающихся поверхностей, поэтому он должен быть надежно защищен от агрессивной окружающей среды: воды, пыли, грязи и т. д. Чтобы обеспечить эту защиту, на вал, на который посажен ШРУС, устанавливают специальный защитный элемент - пыльник. Он представляет из себя пластиковый или резиновый конус. Чтобы было понятнее, посмотрите на фото:

В комплекте с ним обычно идет то, что вы видите на фотографии:

  • хомуты для его крепления на шарнире;
  • стопорное кольцо;
  • смазка ШРУС.

Как проверить работоспособность

Прежде чем производить замену или, как в нашем случае, ремонт, стоит убедиться в его необходимости. Проще говоря, понять, нарушена целостность или нет. Это можно сделать несколькими способами. Во-первых, прислушайтесь к своему автомобилю. Заведите авто, переключите его на переднюю (первую для автомобилей с МКПП) передачу, выверните руль до упора в любую сторону. После этого резко выжмите газ до упора. Если во время данного маневра вы услышали посторонние звуки (треск, щелчки, свист) со стороны передних колес - необходимо осмотреть состояние пыльников.

Во-вторых, есть несколько визуальных способов. Осмотрите колесные диски. Наличие на них черной густой субстанции говорит о том, что пыльник порвался, и смазка разбрызгалась наружу. Если это на самом деле так - ни в коем случае не продолжайте движение.

В-третьих, можно осмотреть непосредственно сам пыльник. Для этого выверните колесо до упора так, чтобы вы смогли достаточно четко увидеть пыльник. Убедитесь, что он не имеет визуальных дефектов: трещин, порезов.

Как отремонтировать

Если пыльник все-таки вышел из строя, а покупать новый вы не хотите (настоятельно рекомендуем передумать) или ждете, пока он придет, есть возможность заклеить пыльник ШРУСа.

Первый вариант - использовать резиновые заплатки , которые обычно используют для автомобильных шин. В принципе метод должен себя оправдать, потому что пыльник и колесо эксплуатируются в примерно одинаковых условиях. Заранее позаботьтесь о покупке:

  • заплаток для автомобильных шин;
  • наружной смазки ШРУС;
  • герметик;
  • керосин для очистки.

Итак, для начала отчистите поверхность и налепите заплатку согласно инструкции. Выглядеть это будет примерно вот так:


Для большей надежности залейте заплатку герметиком. После этого, теоретически, можно ехать дальше. То есть такой способ замены, в принципе, позволяет заклеить пыльник ШРУСа, не снимая его. Однако такая небрежность может дорого обойтись, если пыль или вода попадёт в сам шарнир. Поэтому будет лучше снять пыльник. Отчистить и его, и шарнир. Заново набить туда смазки и надежно закрепить его хомутами.

Важно! Данный способ подходит для ремонта только резиновых пыльников, не пластиковых!

Второй вариант похож скорее на ремонт в «полевых условиях», чем на запланированную заклейку. Тем не менее те, кто его применили, говорят о его надежности, а главное, быстроте претворения в жизнь и крайней дешевизне. Для такого ремонта вам понадобится:

  • полиэтиленовый пакет (покрепче);
  • скотч;
  • смазка ШРУС.

Конечно, сначала нужно поддомкратить автомобиль, снять колесо и удалить грязь с поверхности. Затем с помощью шприца или любого другого подобного инструмента, набейте пыльник смазкой. Лучше, конечно, снять его, промыть и набить, но можно сделать это и через дырку, которая в нем образовалась. Далее, возьмите полиэтиленовый пакет и обмотайте им пыльник и часть вала. Не забудьте загнать пакет в бороздки. Покрутите колесо (обязательно по ходу движения!), чтобы убедится, что ваша конструкция может свободно двигаться. Теперь остается только перемотать все это скотчем. Постарайтесь приобрести не обычный канцелярский скотч, а специальный автомобильный (с добавлением металлов для большей долговечности).


Если у вас остались вопросы о ремонте пыльника ШРУСа своими руками, посмотрите данное видео. В нем достаточно подробно и наглядно представлен второй способ ремонта: