На протяжении столетий человечество использует такие изделия, как шариковые подшипники. В древние времена они имели примитивный вид. В наши же дни эти изделия были усовершенствованы. В большинстве машин, оборудовании и узлах применяют шариковые подшипники.

Подшипник - деталь, которая была изобретена достаточно давно. К эпохе каменного века относятся первые находки, которые можно рассматривать в качестве прототипов современных шариковых подшипников. В то время древний человек уже имел навыки сверления отверстий в камне. Благодаря им и был создан первый подшипник скольжения. В качестве предшественников современного роликового подшипника в древние времена выступали деревянные бревна, которые люди использовали для перемещения тяжелых грузов. Активно они использовались в Древнем Египте, где с их помощью тяжелые камни перемещали на место строительства пирамид.

В 330 году до нашей эры был изобретён первый прототип подшипника качения. Он был придуман Диадом – инженером, жившим во времена древней Греции. Опоры качения в своих изобретениях использовал Леонардо да Винчи. Приближенные к современным образцам подшипники из металла появились в 1785 году. Родиной их изобретения принято считать Англию. Только в конце 19 века началось массовое производство шариковых подшипников. Во многом этому поспособствовало внедрение абразивной обработки.

Если говорить о переломном моменте в истории этих изделий, то таковым является 1853 год. Именно в то время инженер Фридрих Фишер сконструировал первый подшипниковый велосипед . Через некоторое время в 20-е годы XIX века роликовые подшипники получили широкое применение. Несколько десятилетий спустя появились игольчатые и конические подшипники.

В настоящее время под подшипниками принято понимать детали разного диаметра и размера, изготовленные из металла, которые представляют собой составляющие части опоры, обеспечивающие поддержание различных подвижных конструкций. Если говорить об основной функции шарикового подшипника, то она заключается в передаче от движущегося узла на другие элементы конструкции нагрузки с меньшим сопротивлением.

В настоящий момент существует несколько разновидностей этих изделий, различающихся между собой принципами работы. На основании этого критерия их принято подразделять на следующие типы:

  • качения;
  • скольжения;
  • газодинамические;
  • динамические;
  • магнитные.

В машиностроительной отрасли наибольшее распространение получили два типа этих изделий:

  • качения;
  • скольжения.

Говоря о его конструкции необходимо отметить два кольца, выступающие основными элементами. Кроме того, составляющей частью таких изделий являются тело качения и сепаратор. Отметим, что в некоторых подшипников сепаратор отсутствует.

Подшипники качения разного диаметра и размера , которые лишены сепаратора, отличается высокой грузоподъемностью. Однако они имеют невысокие скоростные характеристики. Дорожки для качения в таких изделиях располагаются на торцевой поверхности кольца, а также внутри него. При работе изделий по ним происходит движение тела качения.

Классификация подшипников качения

Подшипники качения можно классифицировать на несколько видов. На основании такого параметра, как вид качения эти изделия разделяются на шариковые и роликовые.

По такому критерию, как воспринимаемые нагрузки эти изделия разделяются на следующие виды:

  • радиальные;
  • радиальные упорные;
  • упорные.

По такому параметру, как количество рядов качения , эти изделия разделяются на:

  • однорядные;
  • двухрядные;
  • многорядные.

Государственный стандарт разделяет эти изделия на 11 типов. Важными характеристиками являются наружный и внутренний диаметр, толщина. Большое значение имеет качество изготовления, поскольку от этого зависит КПД машины, работоспособность и продолжительность срока эксплуатации. На современных машинах в настоящее время чаще всего устанавливаются контактные изделия, а наряду с ними и бесконтактные подшипники разного диаметра и размера.

Основные виды изделий

Шариковые подшипники радиального вида представляют собой деталь, отличающуюся широким спектром применения. Их можно использовать в условиях, в которых применять упорные модификации нет возможности. Эти изделия рассчитаны на радиальную нагрузку . Кроме того, они в состоянии воспринимать и осевые нагрузки небольшой величины. Одной из их особенностей являются хорошие скоростные показатели. Однако перекосов валов они не выдерживают. Помимо этого, они имеют невысокую нагрузочную способность. Если говорить о лидерах по производству этих изделий, то таковыми являются компании из Швеции и Японии.

Упорный шариковый подшипник - эти изделия определенного диаметра, рассчитанные на работу при осевой нагрузке. Радиальную нагрузку этот вид шариковых подшипников не выносит. Для них характерны высокие скоростные качества, однако нагрузоспособность у них довольно низкая.

Подшипник упорного вида однорядный

Одна из их особенностей таких изделий состоит в том, что их можно эксплуатировать . Государственный стандарт подразделяет эту разновидность изделий на одинарные и двойные.

Радиальные упорные по своему устройству схожи с радиальными. Основное отличие этих изделий состоит в том, что работать они должны одновременно и с осевой, и с радиальной нагрузкой. Если эти условия не будут выполняться, то такие изделия невозможно будет эксплуатировать. При использовании они обеспечивают хорошую скорость.

Необходимо сказать, что эти изделия могут объединяться в дуплексы и триплексы. Это обеспечивает им возможность выдерживать осевую и радиальную нагрузку одновременно. Такая разновидность широко применяется в производстве станков и в сфере автомобилестроения.

Подшипники радиальные двухрядные

В 1907 году был изобретен этот тип изделий. Изобретателем этой разновидности изделия стал Свен Вингквист. Позднее он стал основателем и главой шведской компании SKF. Благодаря его изобретению появилась возможность передавать всю мощность от одной паровой машины к ткацким станкам, расположенным в цехе. В основе созданного инженером изобретения лежал шариковый подшипник. Однако изделие имело определенные отличия. Основное состояло в том, что у него была сферическая поверхность , расположенная на внешнем кольце. Это обеспечивает возможность его функционирования приливов. За счет этого он мог работать при изгибе и перекосе валов.

Сферический шариковый подшипник

Для продукции этого вида характерна высокая степень восприимчивости к радиальным нагрузкам. Кроме того, такой продукт, который мог быть определенного диаметра, в состоянии выдерживать только незначительные осевые нагрузки. Название этих изделий связано с наличием на их внутренней поверхности наружного кольца, имеющего сферическую поверхность. Обработанная по сфере дорожка качения обеспечивает возможность изделию самоустанавливаться. Применять эти изделия можно в узлах, оснащенных нежесткими валами.

Изготовление и цены

Изготовление таких продуктов, как шариковые подшипники представляет собой довольно сложный технологический процесс. Он включает несколько этапов. Самым сложным можно считать изготовление самих шариков.

Первый этап - штамповка заготовок . Для их формирования используется стальная проволока. После этого заготовки проходят обкатку, для того чтобы придать им шарообразную форму и определенный диаметр.

Второй этап - обработка шариков до закалки. Во время этого этапа происходит абразивная обработка шариков. После этого отгалтованные шарики подвергаются термической обработке.

Шлифовка шариков - заключительный этап производства. Эта процедура выполняется на шлифовальном станке. Когда операция завершена, готовые изделия отправляют на промывку. После этого производится их контроль. Далее выполняется сортировка по селекционным группам в зависимости от диаметра с последующей упаковкой.

Потребность в шариковых подшипниках разного диаметра сегодня достаточно высока. У потребителей, которые заинтересованы в их приобретении, конечно же, возникает вопрос, касаемо их стоимости. Необходимо сказать, что цена шариковых подшипников может быть разной. Она варьируется в диапазоне от 19 до 6,5 тысяч рублей. На цену изделия оказывает влияние марка подшипника, диаметр и фирма-изготовитель.

Заключение

Шариковые подшипники - востребованная продукция. Ее использование в машинах и оборудовании обеспечивает высокий КПД его работы. Кроме этого, применение этих изделий определенного диаметра позволяет уменьшить сопротивление и другие нагрузки при работе машин и механизмов. На рынке предлагается большой выбор различных видов шариковых подшипников. У каждого из них имеется свое назначение. Назначение, марка, диаметр и производитель этих изделий также оказывает влияние на цену подобной продукции.

Нужно понимать, что, если вы выбираете продукцию малоизвестной компании необходимого диаметра по низкой цене, то качество у изделий будет невысоким. Если вы хотите эксплуатировать свое оборудование и машины без особых проблем, то при выборе шарикоподшипников определенного диаметра следует отдавать предпочтение в пользу продукции компании, которая давно работает на рынке и имеет хорошую репутацию.

УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ШАРИКОВ И РОЛИКОВ

Шарики (синоним: шары) и ролики (короткие цилиндрические; длинные цилиндрические; игольчатые) являются товарной продукцией большинства подшипниковых заводов России и стран СНГ, а также основной товарной продукцией нескольких специализированных предприятий. Они используются как свободные детали во многих отраслях промышленности.

Кроме перечисленных роликов цилиндрической формы в производстве подшипников используются также ролики конические, бочкообразные и некоторые другие. Однако они, как правило, не являются товарной продукцией и практически не используются для других целей, кроме комплектации собственного производства подшипников. Поэтому система условных обозначений таких роликов в настоящей работе не рассматривается.

Основными стандартами на тела качения подшипников (шарики, ролики) являются:

  • на шарики - ГОСТ 3722-81;
  • на короткие цилиндрические ролики - ГОСТ 22696-77;
  • на длинные цилиндрические ролики - ГОСТ 25255-82;
  • на игольчатые ролики - ГОСТ 6870-81.

В этих же ГОСТах изложена система условных обозначений соответствующих тел качения.

Подразделение цилиндрических роликов на короткие, длинные и игольчатые зависит от величины отношения длины ролика к его диаметру. Можно считать: если это отношение от 0,74 до 2,5 - ролик короткий; от 2,5 до 5,0 - ролик длинный; от 3,0 до 10,0 - ролик игольчатый (при этом диаметр иглороликов - не более 6,0 мм). Граница между длинными цилиндрическими и игольчатыми роликами условна.

1.1. Условное обозначение шариков

Полное условное обозначение шариков состоит из основного условного обозначения (ОУО), дополнительного условного обозначения справа от основного (ДУОП) и дополнительного условного обозначения слева от основного (ДУОЛ).

Основное условное обозначение шариков численно равно номинальному диаметру шарика, выраженному в мм. Точность указания номинального диаметра шариков составляет:

До последней значащей цифры, но не более чем до третьего знака после запятой, если первичный диаметр шариков был выражен в дюймах. Примеры обозначения диаметров таких шариков: 3,969 (5/32 дюйма); 5,525 (3/8 дюйма); 14,288 (9/16 дюйма); 12,7 (1/2 дюйма).

До последней значащей цифры, но не более двух знаков после запятой, если первичный диаметр был выражен в мм (метрическая система). Примеры обозначения диаметров таких шариков: 3; 6; 8,5; 30.

Таким образом, в ОУО шариков могут встречаться только арабские цифры (от нуля до девяти) и знак запятой.

ДУОП показывает степень точности шариков. Степень точности шариков - очень важный комплексный показатель, имеющий для шариков такое же существенное значение, как класс точности - для подшипников. Всего предусмотрено 10 степеней точности, обозначаемых, в порядке снижения точности слева направо, следующими цифрами: 3; 5; 10; 16; 20; 28; 40; 60; 100 и 200. Между ОУО и ДУОП ставится знак тире.

Пример обозначения: шарик 7,144-20. В данном обозначении шарик номинальным диаметром 7,144 мм имеют степень точности «20».

В ДУОП, через пробел после степени точности, возможно указание кода материала, если шарики изготовлены не из обычных подшипниковых сталей типа ШХ-15. Коды - смотри табл. 6 и табл. 7.

Примеры таких обозначений: шарик 5,963-20 Ю; шарик 4,763-60 Б.

Буквенное ДУОЛ шариков кодирует их основное назначение и сортировку по диаметру. ДУОЛ отделяется от ОУО пробелом. Шарики, отсортированные по диаметру и используемые в качестве свободных деталей (так называемые «свободные шарики»), не имеют никакого обозначения в ДУОЛ (т.е. вообще не имеют ДУОЛ).

Примеры: шарик 5,5-40; шарик 17,462-60. Шарики, предназначенные для использования в подшипниках качения, имеют в ДУОЛ индекс «Н», например: шарик Н 3,969-10. Шарики, не сортированные по диаметру, имеют в ДУОЛ индекс «Б», например: шарик Б 9,525-100.

Для производства качественных подшипников обычно используются шарики со степенью точности не хуже «20».

5.2. Условное обозначение коротких цилиндрических роликов

Полное условное обозначение коротких цилиндрических роликов состоит из ОУО и ДУОП. Дополнительное условное обозначение слева (ДУОЛ) отсутствует. ОУО состоит из двух сомножителей, между которыми ставится знак умножения (наклонный крестик). Первый сомножитель, считая слева направо, показывает номинальный диаметр ролика, в мм. Второй сомножитель показывает номинальную длину ролика, в мм. Пример ОУО: ролик 5х8 (ролик диаметром 5 мм и длиной 8 мм). Точность указания номинальных размеров - до последней значащей цифры.

ДУОП, отделяемое от ОУО пробелом, указывает степень точности роликов и указание на отсутствие сортировки. Всего для коротких цилиндрических роликов предусмотрено шесть степеней точности, обозначаемых в порядке снижения точности слева направо: I; II; IIА; III; IIIА; IV (цифры - римские). Буквой «Д» обозначается отсутствие сортировки по длине, буквой «Б» - отсутствие сортировки и по диаметру, и по длине.

Примеры условного обозначения:

Ролик 10х14 III - ролик степени точности «III», диаметр 10,0 мм, длина 14,0 мм.
Ролик 10х14 ДIII - ролик степени точности «III», диаметр 10,0 мм, длина 14,0 мм, без сортировки по длине;
Ролик 10х14 БIII - ролик степени точности «III», диаметр 10,0 мм, длина 14,0 мм, без сортировки по диаметру и длине.

5.3.Условное обозначение длинных цилиндрических роликов

Полное условное обозначение длинных цилиндрических роликов состоит из ОУО (в виде двух сомножителей, разделенных знаком умножения) и ДУОП. ДУОЛ отсутствует. В целом, структура обозначения подобна обозначениям коротких цилиндрических роликов, которая описана выше. Для длинных цилиндрических роликов предусмотрено три степени точности, обозначаемых (в порядке снижения точности слева направо) римскими цифрами I; II и III. Буквенные обозначения в ДУОП имеют то же значение, что и для коротких цилиндрических роликов. Точность указания номинальных размеров - до последней значащей цифры.

Примеры условных обозначений:

Ролик 6х24 III - ролик степени точности «III», диаметр 6,0 мм, длина 24,0 мм.
Ролик 6х24 ДIII - то же без сортировки по длине;
Ролик 6х24 БIII - то же без сортировки по диаметру и длине.

5.4. Условное обозначение игольчатых роликов

Полное условное обозначение игольчатых роликов состоит из ОУО, ДУОП и ДУОЛ. ОУО состоит из двух сомножителей, разделенных знаком умножения (наклонным крестиком). В ДУОП указывается степень точности роликов, а также так называемое «исполнение» ролика. В зависимости от формы торцов предусмотрено два исполнения: исполнение «А» - со сферической формой торцов и исполнение «В» - с плоскими торцами (буквы - латинские). Предусмотрено три степени точности игольчатых роликов, обозначаемых в порядке снижения точности слева направо арабскими цифрами 2; 3 и 5. Кроме того, в ДУОП буквой «М» указывается наличие у иглороликов профилированной образующей («модифицированный контакт»).

В действовавшей ранее редакции ГОСТ 6870 степени точности обозначались римскими цифрами I, II и III. Соотношение между старым и новым обозначениями степеней точности следующее: I = 2; II = 3; III = 5.

Игольчатые ролики как изделия имеют одну особенность, отражающуюся в их условном обозначении. ГОСТ 6870-81 предусматривает возможность выпуска иглороликов с предельными отклонениями по длине, определяемыми не только типоразмерным стандартом (т.е. указанным ГОСТом), но и требованиями общемашиностроительного квалитета h13. Если игольчатые ролики выпущены с предельными отклонениями по длине, регламентированными именно квалитетом h13, то в ДУОЛ таких роликов вводится обозначение «К». ОУО и ДУОЛ разделяются пробелом (а не тире). В остальных случаях ДУОЛ отсутствует. Точность указания номинальных размеров - до последней значащей цифры.

Сказанное поясняется на примерах.

Ролик 2х15,8 А3 - игольчатый ролик диаметром 2,0 мм, длиной 15,8 мм, исполнение «А», степень точности «3».
Ролик 2х15,8 В5 - игольчатый ролик диаметром 2,0 мм, длиной 15,8 мм, исполнение «В», степень точности «5».
Ролик К 2х15,8 А3 - игольчатый ролик диаметром 2,0 мм, длиной 15,8 мм, исполнение «А», степень точности «3», предельные отклонения по длине - в соответствии с квалитетом h13 («К»).

Статья не новая, но будет полезная тем, кто её не читал. после её прочтения все вопросы о подшипниках отпадут сразу.

Подшипники для йо-йо. Начальное образование.


Глава 2. Форма: с конкейвом или без него
Глава 3. Открытость боковин подшипника
Глава 4. Количество шариков в подшипнике
Глава 5. Точность исполнения. Мировые системы стандартов.
Глава 6. Керамический подшипник
Глава 7. Признанные производители качественных подшипников
Глава 8. Выводы

Глава 1. Геометрические размеры подшипников


Рисунок 1. Геометрические размеры подшипника.

Прежде всего, необходимо отметить, что специальных подшипников для йо-йо не бывает. Идеальным подшипником для йо-йо должен быть подшипник, имеющий исчезающе маленький внешний диаметр D (по законам физики) и ширину B, соответствующую широкому гэпу (для удобства игры). В однорядных шариковых подшипниках при уменьшении внешнего диаметра D уменьшается и ширина самого подшипника B. Делать подшипник с требуемыми характеристиками очень дорого. Производители берут за основу либо широкий гэп и ставят на йо-йо так называемый «большой» подшипник (он же подшипник «C»), либо маленький внешний диаметр D и тогда используют «маленький» подшипник «А».

И тот, и другой относятся к категории миниатюрных шариковых подшипников стандартных серий (Miniature, Extra-Small Ball Bearings).

«Большой» подшипник или подшипник «C» используется в подавляющем большинстве моделей йо-йо как начального, так и профессионального уровней.

  • Внешний диаметр подшипника D=1/2 inch => 12,70 мм.
  • Внутренний диаметр d=1/4 inch => 6,35 мм.
  • Ширина (она же толщина) B=3/16 inch => 4,762 мм.

Подшипник меньшего диаметра – «маленький» – или подшипник «А». Его размеры:

  • Внешний диаметр подшипника D=8,00 мм.
  • Внутренний диаметр d=3,9 мм.
  • Ширина (она же толщина) B=3/16 inch => 3,05 мм.

Кроме двух указанных видов, в йо-йо используют совсем маленькие подшипники для хабстеков.

Здесь они не рассматриваются.

Глава 2. Форма: с конкейвом или без него


Рисунок 2. Подшипник с конкейвом

Промышленные подшипники делятся на стандартные, широкие, узкие, с металлическим фланцем, с резиновым фланцем, с U-конкейвом, с V-конкейвом, и т.д, и т.п.

В производстве йо-йо исторически используются два типа подшипников: с конкейвом и без него. Конкейв (GR на рисунке) – это просто симметричное углубление (форма углубления может быть разной) на боковой поверхности подшипника. В просторечии именуется «канавкой». Глубину «канавки» игроки обычно не измеряют и не сравнивают. Главное, чтобы была.

Первым, кто придумал использовать для йо-йо подшипник с углублением, был Mr. Frank Difeo, владелец компании Dif-e-Yo (www.dif-e-yo.com). Он его и запатентовал 13 февраля 2007. Патент № 7175500 действует до 2024 года. (Полное описание патента – www.patentgenius.com/patent/7175500.html). Естественно, в странах, где право на интеллектуальную собственность строго соблюдается, модели йо-йо с таким подшипником стали дороже и не получили широкого применения. Удобство от наличия углубления в подшипнике не было столь очевидным, чтобы платить за него дополнительные деньги.

В странах же, где законы сохранности интеллектуальной собственности не действуют или действуют выборочно, подшипники с конкейвом получили очень широкое распространение.

Игроки утверждают, что веревка на йо-йо с таким подшипником лучше центрируется.

Глава 3. Открытость боковин подшипника



Рисунок 3. Закрытые и открытые подшипники

В промышленности используются подшипники открытые, закрытые с одной стороны, закрытые с двух сторон. Обзор способов закрытия подшипника это тема для отдельной статьи.

Для йо-йо годятся как закрытые, так и открытые подшипники.

Преимущества открытого подшипника:

  • он немного легче по весу,
  • всегда можно посчитать количество шариков в нем,
  • легко контролировать его загрязнение,
  • легко промыть при необходимости.

Недостаток у открытого подшипника только один – он быстрее загрязняется.

Преимущества закрытого подшипника

  • дольше остается чистым и, соответственно, реже надо чистить.

Недостатки:

  • чуть больше весит,
  • нечистоплотные на руку продавцы могут вам сказать, что там больше шариков, чем на самом деле,
  • более сложный и длительный процесс промывки.

Как открывать и промывать закрытые подшипники можно посмотреть, пройдя по этой ссылке: roller-nsk.ru/content/cleaning_bearings_ilq.htm
На скорость и длительность вращения открытость или закрытость подшипника не влияет.

Глава 4. Количество шариков в подшипнике.

В шариковых подшипниках для йо-йо бывает разное количество шариков. Чем больше шариков, тем равномернее распределяется нагрузка и, следовательно, возникает меньшее сопротивление вращения. Подшипник (а с ним и йо-йо) крутится дольше.

Для ориентира:
6-8 шариков – нормально,
11 шариков – очень хорошо,
14 шариков – гораздо лучше J

Единственное «но»: стоимость подшипника растет пропорционально количеству шариков. Чем больше шариков, тем дороже, и цена подшипника может возрастать в разы!

Есть еще одно важное замечание, большинство йо-йо игроков не заметит разницу во вращении йо-йо при увеличении количества шариков в подшипнике выше 11 штук. (при всех остальных равных условиях).

Глава 5. Сопротивление вращения. Точность исполнения. Мировые системы стандартов.

С точки зрения производителей йо-йо сопротивление вращения – это одна из самых важных характеристик подшипника (после геометрических размеров).

В соответствии с возможным применением в промышленности миниатюрные подшипники с разным сопротивлением делятся на классы (JIS – Japanese Industrial Standards -система классификации подшипников):

  • Классы 0 и 6 – подшипники для принтеров, бытовых электромоторов, моторов машин.
  • Классы 5 и 4 – подшипники для миниатюрных моторов, сервомоторов, зубоврачебных инструментов.
  • Классы 4 и 2 – подшипники для сверхточных моторов.

Для йо-йо обычно используются подшипники всех классов, кроме 2. Не надо забывать, что чем меньше сопротивление вращения в подшипнике, тем выше его стоимость. Использовать в йо-йо подшипники класса 2 можно, но это будет неоправданно дорого.



Рисунок 4. Возможные отклонения в исполнении деталей подшипников

Точность исполнения подшипника – не менее важная характеристика. Надо понимать, что все детали подшипника: внешнее и внутреннее кольца, клетка и шарики могут быть сделаны с разной степенью точности. Производители подшипников для упрощения понимания свели сложные и запутанные характеристики точности изготовления подшипников к некоторым стандартам. Таких стандартов много.

Общепринятыми считаются следующие:

  • ABEC – Annular Bearing Engineers Committee
  • ANSI –American National Standards Institute
  • AFBMA – Anti-Friction Bearing Manufacturers Association
  • ISO – International Organization for Standardization
  • JIS – Japanese Industrial Standards
  • DIN – Deutsch Industrial Norm

Описания всех этих стандартов можно без труда найти в интернете.

Не вдаваясь в детали истории, можно сказать, что в нашей стране наиболее узнаваемым является ABEC стандарт. Он предполагает 5 категорий точности: ABEC – 1, 3, 5, 7, 9. Чем выше число, тем выше качество изготовления, и соответственно, длительность вращения подшипника. Подшипник ABEC -9 по качеству соответствует примерно подшипнику класса 2 по стандартам JIS . В производстве йо-йо обычно используют все категории, кроме ABEC9.

Вы всегда можете купить и поставить подшипник ABEC -9 на свое йо-йо – (www.podshipnik.ru, www.minibearings.com.au). Наверное, будет «круто».

В заключение хочется заметить, что, если вы решите самостоятельно измерить или проверить точность изготовления подшипников с ваших йо-йо, то вам необходимо будет найти (купить, одолжить) микрометр – прибор для измерения длин с точностью до долей микрона и научиться разбирать подшипник не ломая его. Один микрон равен одной тысячной миллиметра.
ABEC 1 – погрешность – 7,5 микрон.
ABEC 3 – погрешность – 5,0 микрон.
ABEC 5 – погрешность – 3,5 микрон.
ABEC 7 – погрешность – 2,5 микрон.
ABEC 9 – погрешность – 1,2 микрон.

Глава 6. Керамический подшипник

Столько разговоров о керамическом подшипнике, что невозможно обойти эту тему.

Обычно для йо-йо используют подшипники из нержавеющей стали. Но на особо выдающиеся модели производители ставят «керамические» подшипники. В международной классификации эти подшипники называются гибридными керамическими подшипниками. В отличие от полностью керамических подшипников, в них действительно керамическими – Si3N4 (Silicon Nitride) – являются только шарики, а все остальное, либо хромированная сталь (SAE52100 Chrome Steel), либо нержавейка (AISI440C Stainless Steel). Керамические шарики легче и прочнее стальных, поэтому гибридные керамические подшипники обладают более высокими качественными характеристиками, такими как плавность хода, срок службы, длительность вращения. Однако, все эти удовольствия – не бесплатны!

Полностью керамические подшипники в йо-йо использовать бессмысленно. Их основной сферой применения являются узлы, для которых важно отсутствие электромагнетизма, высокотемпературные режимы, химически активные среды и другие узкоспециальные области применения.

Несомненно, при желании вы сможете купить и поставить на йо-йо полностью керамический подшипник. Будет ли это оправданно?

Глава 7. Признанные производители подшипников

Производители йо-йо долго и внимательно подбирают подшипники для своих моделей. Обычно они делают выбор исходя из оптимального сочетания скорости вращения, срока службы, легкости обслуживания, удобства игры и, наконец, стоимости. Чаще всего они скрывают реального производителя подшипников как коммерческую тайну и/или ставят на подшипники свое собственное клеймо. Эта операция увеличивает стоимость йо-йо, но повышает имидж компании.

Следующие бренды специализируются на производстве подшипников и гарантируют соответствие своих подшипников международным стандартам качества:

  • KOYO – Japanese Head Office, www.koyo.co.uk-UK Office, www.koyousa.com – USA office
  • Timken – www.timken.com
  • FAG – www.FAG -GenerationC.com
  • NTN - SNR – www.ntn-snr.com
  • NSK – www.nsk.com
  • KAYDON – www.kaydonbearings.com

Эти производители имеют десятки заводов и представительств по всему миру.

Производители йо-йо “9,8” используют фирменные подшипники Timken. Зайдите на их страницы и скачайте каталоги. В них подробно описана классификация и сферы применения подшипников. Возможно, вы подберете для своих йо-йо фирменный подшипник, который будет лучше, чем тот, что предлагают производители йо-йо. Не храните секрета! Давайте улучшать йо-йо вместе!

Глава 8. Заключение

В качестве итога: выбирая подшипник для йо-йо, обращайте внимание на:

  • его качество по международной классификации
  • количество шариков в кассете
  • длительность вращения подшипника

Однако, не надо гнаться за недостижимым совершенством. В конце концов, каким бы ни был подшипник, крутить йо-йо и выполнять с ним трюки (попадая в так музыки), вам придется самим! Удачи и побед на соревнованиях!

P.S. Все выше написанное ни в коем случае не претендует на полный обзор всех возможных подшипников, их свойств, особенностей и сфер применения. Если вы заинтересовались данной темой, то зайдите на сайты ведущих производителей подшипников и покопайтесь в их каталогах.

Подшипник , dif-e-yo , подшипники , 9.8 , 9.8 yoyo