Абу Али аль-Хусейн [араб. ; латиниз. Avicenna, Авиценна] (980, Афшана, близ Бухары - 1037, Хамадан), выдающийся исламский ученый-энциклопедист, философ, богослов, медик.

Жизнь

Основным источником сведений о жизни И. С. является его биография, начатая им самим и завершенная его учеником Абу Убайдом Джузджани, к-рая сохранилась до наст. времени в составе более поздних сочинений араб. авторов в неск. мало различающихся редакциях (анализ источников см.: The Life of Ibn Sina. 1974. P. 1-11). Разрозненные сообщения о фактах из жизни И. С., которые встречаются в трудах др. араб. писателей, являются нек-рым уточнением данных этой биографии - в целом она большинством исследователей признается достоверной.

И. С. происходил из семьи уроженца г. Балх, обосновавшегося в небольшом селении близ Бухары; его родным языком был персидский. Ок. 986 г. семья И. С. переселилась в Бухару, и вскоре И. С. начал обучаться различным наукам, в которых сразу же достиг удивительных успехов: к 10 годам он знал наизусть Коран , превосходно освоил т. н. словесные дисциплины: грамматику родного и араб. языков, риторику, поэтику. Отец и младший брат И. С. были последователями религиозного направления исмаилитов . Весьма вероятно, что рационалистические и мистические тенденции, свойственные этой школе исламской мысли, оказали значительное влияние на первоначальное формирование философских и богословских идей И. С., однако формально И. С. на протяжении всей жизни оставался приверженцем ортодоксального шиизма . К 15-16 годам И. С. выучил все, что могли предложить ему учителя,- математику, логику, геометрию и пр. науки - и с этого возраста начал самостоятельно обучаться по книгам. В биографии И. С. свидетельствовал, что ему с трудом давалось чтение «Метафизики» Аристотеля , которую он понял лишь после знакомства с трактатами и комментариями аль-Фараби (870-950). Изучив теоретические науки, И. С. занялся медициной и вскоре достиг в ней большого успеха, так что многие более опытные врачеватели приходили к нему учиться.

Вскоре И. С. представился случай применить медицинские познания на практике: он вылечил правителя Бухары Нуха ибн Мансура, в благодарность за что тот дал ему право доступа в собственную библиотеку. Пользуясь найденными там книгами, И. С. углубил свои познания в различных науках. Примерно в то же время он начал создавать собственные сочинения, однако большинство работ И. С. этого периода до наст. времени не сохранилось. Когда И. С. было чуть больше 20 лет, умер его отец и И. С. пришлось поступить на гос. службу в администрацию Бухары. Предположительно ок. 1002 г., когда в результате междоусобных войн власть в Бухаре сменилась, И. С. был вынужден переехать в столицу гос-ва Хорезм г. Гургандж (ныне г. Кёнеургенч (Куня-Ургенч), Туркмения), являвшийся в то время крупным интеллектуальным центром арабского мира. Однако и этот город ему пришлось покинуть - ок. 1013 г. И. С. направился в Горган. Сообразуясь с беспокойной политической обстановкой, И. С. нередко менял города пребывания. Он жил в Рее, Хамадане, Исфахане; занимал придворные должности у различных правителей мелких арабских государств того времени. Жизнь И. С. была полна опасностей: он нередко оказывался замешан в дворцовых интригах, подвергался преследованиям, был заключен в тюрьму, его книги и имущество гибли при разрушении городов в междоусобных войнах. Исповедуя ислам, И. С. вместе с тем вел достаточно свободный образ жизни, не был приверженцем аскетических идеалов и не находил ничего зазорного в земных удовольствиях. При этом, по свидетельству Джузджани, посвящая дневные часы преимущественно общественным, политическим и врачебным обязанностям, в ночное время И. С. диктовал свои сочинения.

Арабские авторы биографий И. С. приводят различные сведения об обстоятельствах и времени его кончины. Большинство совр. исследователей согласны в том, что он умер либо на пути в Хамадан, либо в этом городе, где и был похоронен. Наиболее вероятная дата смерти И. С.- 1-я пятница месяца рамазан 428 г. хиджры.

Наследие И. С. стало предметом острой полемики, прямо или косвенно повлияв на всех последующих араб. философов. Сторонники мистико-аскетического направления ислама - суфизма критиковали И. С. за излишний рационализм, однако принимали нек-рые его мистические и теологические идеи. Последовательную и жесткую критику мн. философских и богословских положений И. С. проводили мутакаллимы , представители калама . Наиболее известный автор этого направления аль-Газали написал специальное соч. «Tahāfut al-falāsifa» (Опровержение философов), посвященное последовательному опровержению тех идей И. С., к-рые, по мнению Газали, вступали в противоречие с вероучением ислама. В защиту философии И. С. выступил в соч. «Tahāfut al-tahāfut» (Опровержение опровержения) Ибн Рушд . В последующей исламской мысли с различных позиций наследие И. С. рассматривали аш-Шахрастани , ар-Рази , ат-Туси , Сухраварди , Ибн Туфайль , аш-Ширази (Мулла Садра) и др.

Сочинения

Яркая жизнь И. С., наполненная многочисленными переездами между разными городами, во многом обусловила характерные особенности его сочинений: они создавались чрезвычайно быстро, по сути являясь письменной фиксацией устных рассуждений мыслителя. При этом И. С. не всегда мог найти те книги др. авторов, к-рые были ему нужны в работе, поэтому многое ему приходилось цитировать по памяти и просто пересказывать.

В работах араб. авторов сохранилось значительное число перечней сочинений И. С., в которых их общее число варьируется от 40 до 400 с лишним (The Life of Ibn Sina. 1974. P. 13; Ибн Сина. Избранные философские произведения. 1980. C. 527). В совр. библиографии, составленной Ж. Анавати (Anawati. 1950), приводится 276 заглавий сочинений И. С., однако мн. из работ едва ли были написаны И. С., мн. сохранились лишь в виде небольших фрагментов или просто упоминаются кем-то из древних авторов. В библиографии др. совр. ученого, Я. Мадави (Mahdavi. 1954), насчитывается 132 заглавия подлинных сочинений И. С., еще 110 сочинений либо приписываются ему, либо являются позднейшими переработками (сокращениями и компиляциями) его основных трудов. Хотя нек-рыми исследователями предпринимались попытки реконструировать хронологическую последовательность сочинений И. С., большинство датировок имеет приблизительный и гипотетический характер.

Главным сочинением И. С., над к-рым он работал начиная с юных лет и заканчивая временем пребывания в Исхафане (1023-1037), является «Kitāb al-Qānūn fī ʼl-ṭibb» (Канон врачебной науки), ставший на века главной медицинской книгой для араб. и европ. ученых. Среди философских трактатов И. С. центральное место занимает «Kitāb al-Šifāʼ» (Книга исцеления) - обширное сочинение, разделенное на 4 смысловые части: логика (al-mantiq), физика (aṭ-ṭabīʼiyyāt), математика (al-riyādiyyā), метафизика (al-ilāhiyyāt), к-рые в свою очередь делятся на книги и трактаты, посвященные исследованию более узких проблемных областей. «Канон» и «Книга исцеления» были единственными произведениями И. С., известными лат. средневек. авторам, и именно их содержание обусловило восприятие учения И. С. в европ. философии. Основное содержание «Книги исцеления» в значительно сокращенном виде было представлено И. С. в соч. «Kitāb al-Nağāt» (Книга спасения). Др. важными источниками для реконструкции философских взглядов И. С. являются «Kitāb al-Išārāt wa-l-tanbīhāt» (Указания и наставления) - наиболее зрелое философское сочинение И. С., в к-ром он среди прочего развивал ряд оригинальных логических идей и предлагал философский анализ мистицизма,- а также написанное на персид. языке соч. «Dāniš-nāma-i ʼAlāʼi» (Книга знания).

Среди утраченных философских сочинений И. С. наиболее значительным являлся трактат «Kitāb al-Insāf» (Книга справедливости), пропавший еще при жизни И. С., в к-ром он сопоставлял «западные» (т. е. греческие) и «восточные» (по предположению большинства исследователей, связанные с идеями багдадской школы) подходы к интерпретации наследия Аристотеля. Всего, по словам И. С., в этой книге рассматривалось 28 тыс. различных проблем (подробнее см.: Nasr. 2001). «Восточной мудрости» был посвящен и еще один утраченный трактат И. С.- «Kitāb al-Нikma al-mašriqiyya» (Книга восточной философии), из которого сохранилась лишь часть, посвященная рассмотрению отдельных вопросов логики,- «Manṭiq al-mašriqiyyīn» (Логика восточных).

Хотя наибольшую известность приобрели философские и медицинские сочинения И. С., среди его сочинений присутствуют работы, внесшие весомый вклад в развитие мн. др. наук: физики, химии, астрономии, математики, музыки. Его перу принадлежат сочинения о политике и этике, а также религ. и богословские сочинения, в т. ч. посвященные толкованию Корана и различным вопросам исламской мистики. Для понимания богословских взглядов И. С. большое значение имеют сохранившиеся мистические трактаты и отрывки из них (см.: Traités mystiques d"Avicenne / Éd. A. F. Mehren. Leyde, 1889-1899). Известны поэтические произведения И. С. на родном персид. и араб. языках; значительный интерес представляет написанная в художественной форме мистико-философская аллегорическая повесть «Нayy Ibn Yaqzān» (Хайй, сын Якзана; др. вариант перевода - Живой, сын Бодрствующего).

Учение

Несмотря на достаточно оригинальный характер философии И. С., во многих ее частях наблюдается очевидное влияние греч. философской традиции: Платона , Аристотеля и неоплатоников (Gardet. 1951. P. 23). Со взглядами последних он, по-видимому, познакомился благодаря известному в арабском мире компилятивному сочинению «Kitāb utūluğiyā Arisṭāṭālīs» (Теология Аристотеля), к-рое в действительности содержало выборочный комментированный араб. перевод текстов 4, 5 и 6-й «Эннеад» Плотина . Серьезное влияние на восприятие И. С. идей греч. философов оказала предшествующая араб. философская традиция (фальсафа), представленная аль-Кинди, аль-Фараби и др. мыслителями.

Согласно И. С., задача философии (или мудрости, ḥikma), рассматриваемой как совершенствование разумной души,- исследование и познание всего многообразия вещей. Это исследование осуществляется в границах человеческих способностей, и в результате его формируются комплексы истинных суждений, на основании к-рых строятся положительные науки. Философия подразделяется на теоретическую и практическую, причем первая нацелена на познание истины (ḥaqq) как таковой, вторая постигает истину в аспекте блага (hayr). Если теоретическая философия доставляет совершенство душе лишь путем чистого познания, то в практической философии к этому добавляется совершенствование путем осуществления определенных действий, проистекающих из познания должного. При этом теоретическая философия является познанием вещей, к-рые существуют независимо от человеческого выбора и действий, тогда как практическая философия направлена на вещи, формирующиеся на основе свободного выбора и поступков человека.

Одним из способов подразделения наук у И. С. является отношение их объектов к движению. И. С. выделял 3 основные науки внутри теоретической философии: занимающаяся вещами, к-рые обладают движением как в реальности, так и в мышлении (физика); занимающаяся вещами, к-рые абстрагируются мышлением от движущегося в реальности и потому имеют смешанный характер (математика); занимающаяся вещами, к-рые не обладают движением ни в мышлении, ни в реальности (метафизика, или «первая философия»).

Практическая философия подразделяется И. С. на политику, экономику и этику. При этом в теоретической философии истины, согласующиеся с божественным законом (šarīa ilāhiyya), должны быть найдены на пути интеллектуального исследования мира, тогда как в практической философии эти истины заранее даны как содержание религ. откровения, и от человека требуется научиться надлежащим образом применять их на практике (cм.: Gardet. 1951. P. 29-32; Inati. 2001. P. 233-234).

Логика и теория познания

По утверждению И. С., логика является необходимым инструментом (āla) философии, поскольку логика помогает переходить от известных суждений и понятий к новым и неизвестным, увеличивая тем самым область познанного. Основными объектами логики как науки являются понятия и суждения: первые суть объекты разума, к к-рым неприменимо утверждение или отрицание, вторые имеют утвердительный или отрицательный характер. Логика для И. С. есть прежде всего наука о методах, при помощи к-рых человек может достичь правильного определения к.-л. вещи, а также избежать заблуждений и ошибок при построении сложных рассуждений в силлогистической и иных формах (Avicenna. 1989. P. 71). По мысли И. С., к формированию правильного понятия (taṣawwur mustaḥṣal) о вещи приводит т. н. объясняющее положение (qawl šāriḥ), которое может иметь вид сущностного определения (ḥadd) либо описательного определения (rasm) (ср. сходное учение в «Введении к «Категориям» Аристотеля» неоплатоника Порфирия и комментарии к этому сочинению Боэция). В свою очередь, к правильному суждению (taṣdīq yustaḥṣal) приводит надлежащий процесс аргументации (ḥuğğa), который может иметь форму силлогизма (qiyās), индуктивного рассуждения (istiqrāʼ) и рассуждения по аналогии (tamṯīl). Правильные методы рассуждения, согласно И. С., не только необходимы для построения точных наук, но в конечном счете служат спасению души человека, к-рая с их помощью преодолевает заблуждения и ошибки. По словам И. С., «спасение людей происходит путем очищения души, а очищение души происходит путем постижения ее чистой формы и предохранения ее от осквернения природы. Путь же к этим двум вещам - наука, а всякая наука, которая не взвешена на весах логики, не является достоверной и точной» (Ибн Сина. Книга знания. С. 62).

Важной частью логики И. С. является разрабатывавшаяся им теория соотношения внешних вещей, мыслительных понятий, языковых выражений и письменных знаков. Хотя подлинным предметом логики являются лишь сами по себе мыслительные понятия, «вторичные интенции» (al-maʻānī al-maʻqūla al-ṭāniya), в ее задачу входит также установление связи между понятиями и языком, на к-ром они выражаются. Однако, согласно И. С., логика должна быть нацелена не на конкретный язык с его особенностями, а на универсальные, метаязыковые структуры, размечающие язык (Avicenna. 1989. P. 72). Рассматривая связь языковых выражений с понятиями разума, И. С. в согласии с аристотелевской традицией отмечал, что выражения могут обозначать как общие (напр., человек), так и единичные (напр., Саид, т. е. конкретное лицо) понятия. При этом связь слова и понятия может быть различной: корреспондентной, инклюзивной, импликативной (или ассоциативной) (см.: Асимов, Диноршоев. 1980. С. 34; ср.: Avicenna. 1989. P. 72). И. С. различал предикативные (ḥamlīya, строящиеся по форме «S есть P») и условные (šarṭiyya) суждения, считая последние комбинацией 2 (или больше) предикативных суждений и рассматривая как их конъюнктивную («если... то»), так и дизъюнктивную («либо... либо») формы. И. С. также исследовал различные аспекты теории модальных суждений, развил аристотелевскую теорию силлогизма, указав на ряд сложностей и противоречий в ее интерпретации у предшествовавших араб. логиков (подробнее см.: Shehaby N. The Propositional Logic of Avicenna: A Transl. from al-Shifāʼ: al-Qiyās, with Introd., Comment. and Glossary. Boston, 1973; Sabra A. I. Avicenna on the Subject Matter of Logic // J. of Philosophy. 1980. Vol. 77. N 11. P. 746-764; Gyekye K. The Terms «Prima Intentio» and «Secunda Intentio» in Arabic Logic // Speculum. 1971. Vol. 46. N 1. P. 32-38).

Логика у И. С. тесно связана с основоположениями его теории познания, в частности с разрабатывавшейся им концепцией абстрагирования. Вторичные общие понятия (или вторичные интенции), являющиеся собственным объектом логики, образуются путем абстрагирования (tağrīd) от первичных частных понятий, которые в свою очередь суть абстракции чувственных форм, образующихся в уме при его соприкосновении с конкретными объектами материального мира (Avicenna. 1989. P. 71). Всего у И. С. выделяется 4 ступени абстрагирования: 1) непосредственное ощущение материальных вещей со всеми их качествами, свойствами и акциденциями, в результате к-рого в чувствах (или в душе (nafs) как источнике чувств) возникает образ воспринимаемой вещи; 2) образ предмета, сохраняющийся в душе после исчезновения объекта восприятия; 3) формирование способностью воображения идеи и понятия вещи на основе запечатленного в разуме образа; 4) формирование на основе отдельных идей универсальных, всеобщих понятий и категорий, полностью абстрагированных от материи (Асимов, Диноршоев. 1980. С. 31-32). И. С. также разрабатывал оригинальную теорию интуиции, определяя последнюю как способность быстро находить средний член силлогизма, минуя всякое обучение и исследование. Согласно И. С., именно благодаря интуиции возникает новое знание, к-рое затем уточняется и углубляется логическим путем.

Метафизика

По утверждению И. С., метафизика исследует сущее как таковое в аспекте его существования. Существование, являющееся субъектом метафизики, рассматривается в ней, в отличие от физики и математики, не в частном, а в наиболее общем аспекте, категориально, как «абсолютное существование» (al-woğūd al-muṭlaq). В этом смысле в предмет метафизики входят такие категории, как единство и множество, потенциальность и актуальность, вечность и становление, причина и результат и т. п. Метафизика изучает также связь существования с 10 категориями Аристотеля (субстанцией и 9 акциденциями).

Согласно И. С., важнейшим метафизическим понятием является «существование». Это понятие интуитивно доступно каждому, и его невозможно подвергнуть сомнению, поскольку оно обладает внутренней самоочевидностью. О чем бы ни вел речь человек, он всегда говорит об этом как о существующем - либо в реальности, либо в разуме. Существованию И. С. противопоставлял сущность, т. е. понятие, отвечающее на вопрос: «Что есть вещь?». Сущность как чистое понятие не предполагает существования, она есть лишь возможность существования, и чтобы объяснить ее реальное эмпирическое существование в конкретных вещах, необходимо принять представление о Боге как силе, делающей возможное существование необходимым сущим.

Ввиду этого центральное место в метафизике И. С. занимает теория эманации (fayḍ), обусловливаемая его представлением о Боге (первом сущем) как о едином и необходимом сущем (al-wāḥid). Согласно И. С., от одного может происходить только одно, поэтому Бог не может сотворить непосредственно многое сущее. Вместе с тем, Бог есть необходимое сущее (wājib al-wujūd), сущность которого совпадает с его существованием. Все прочее сущее обладает необходимой сущностью и возможным существованием, поскольку его существование обусловливается творческим актом Бога.

Сам процесс эманации творения из Бога у И. С. представлен как иерархическое нисхождение. От познающего Самого Себя единого Бога происходит одно сущее - первая интеллигенция (или первый разум, ʻaql), к-рая познает как свое собственное существование, так и существование первого сущего (Бога). Поскольку она имеет двойное существование (т. е. одновременно возможное и необходимое: возможное, поскольку она имеет первое сущее причиной; необходимое, поскольку она есть необходимый элемент эманации первого сущего) и познает две сущности (собственную и первого сущего), она является источником множественности. Поэтому от нее происходят 3 следующих сущих: вторая интеллигенция, первая душа и первая сфера звезд (т. е. первое тело). Дальнейшее представление процесса эманации у И. С. связано с астрономической системой Птолемея . Согласно последнему, помимо сферы звезд существует 8 планетарных сфер, к-рые заключают в себе одна другую и в центре к-рых находится Земля. Поэтому начиная с первого сущего (Бога) процесс эманации идет вплоть до 10-й интеллигенции, вместе с которой появляется последняя, 9-я сфера луны и ее душа. Именно эта 10-я интеллигенция, также называемая активным разумом (ʻaql al-faʻʻāl), воздействует на земной мир. Она производит первую материю (hayūlā), к-рая представляет собой чистую возможность и лишена всякой формы. Из этой материи возникают 4 элемента, соединение и разъединение к-рых является основанием всякого порождения и разрушения тел материального мира. 10-я интеллигенция, производящая материю, есть вместе с тем «распределитель форм», т. е. именно она предоставляет всякой материи форму, в т. ч. телу - душу. Память души о своем происхождении является основой мистической философии И. С.- душа в своем восхождении к единому должна проделать путь, обратный творческой эманации (подробнее о мистике И. С. см.: Gardet. 1951. P. 143-194).

В связи с вопросом о творении мира И. С. также затрагивал проблему его вечности. Согласно И. С., эманация не является волевым и спонтанным процессом, она есть необходимое проявление вовне сущности Бога, поэтому мир творится всегда. Во временном смысле мир совечен Богу, однако Бог имеет логический и причинный приоритет над миром как порождающий его источник (см.: Avicenna. 1989. P. 73-79; Inati. 2001. P. 239-242).

Физика и психология

По мнению И. С., физика, или философия природы, занята теми вещами, к-рые подвержены материальному движению и изменению. В основание физики полагаются нек-рые общие принципы и понятия (материя, форма, движение, пространство и время и т. п.), на основании к-рых дается причинное (в рамках аристотелевского учения о причинности) объяснение явлений материального мира (подробнее о физических представлениях И. С. см.: Nasr. 1993. P. 177-274).

В учении о человеческой душе, которое И. С. развивал в физическом разделе своих сочинений, взгляды философа во многом совпадали с идеями Аристотеля. Он считал душу самостоятельной сущностью (субстанцией) и приводил в качестве доказательства этого факт самосознания. Он соглашался с аристотелевским учением о 3 видах души: разумной, растительной и животной, каждая из к-рых обладает присущими ей силами, или способностями, обеспечивающими выполнение ее функций. Так, способности растительной души - это питание, рост и размножение; животная душа обладает 2 родами способностей: способностью движения и когнитивными способностями, или способностями восприятия. Последние подразделяются на внешние (5 физических чувств) и внутренние (их также 5), в число к-рых входят общее чувство (обобщающее данные 5 внешних чувств), воображение (ḫayāl), способность соединять и сопоставлять образы (taḫayyul), способность постигать смысл воспринятых чувствами образов (wahm), способность сохранять образы и их смыслы.

Разумная душа присуща только человеку; ее способностями являются активный и пассивный разум. Первоначально человек обладает лишь пассивным разумом, способным воспринимать единичные вещи, однако в результате оформляющего воздействия на него активного разума (10-й интеллигенции) он приобретает силу сравнивать образы и формировать благодаря этому универсальные понятия. Поскольку универсальные (общие) понятия формируются не самим человеческим разумом, а воздействующим на него активным разумом, И. С. считал, что в человеческой памяти не могут храниться универсальные и абстрактные идеи - там хранятся лишь сингулярные образы, для обработки к-рых человеческий разум вынужден вновь и вновь обращаться к активному разуму. С действием активного разума И. С. связывал и интуитивное познание, называемое им также «простым познанием»,- быстрое концептуальное схватывание человеком прежде неизвестной ему информации (подробный исторический и сравнительный анализ учения И. С. об активном разуме см.: Davidson H. A. Alfarabi, Avicenna, and Averroes on Intellect: Their Cosmologies, Theories of the Active Intellect, and Theories of Human Intellect. Oxf., 1992. P. 74-126).

И. С. отвергал доктрину переселения душ, поскольку после соединения с телом душа становится навсегда индивидуализированной. Согласно И. С., каждая конкретная душа начинает свое существование в тот момент, когда появляется тело, готовое ее принять. И. С. рассматривал смерть как отделение души от тела и полагал, что лучшие души, развившие свою разумную часть, больше не будут нуждаться в телах и будут вечно наслаждаться отделенным существованием. Что касается большинства душ, то, по-видимому, для них понадобится физическая субстанция и их жизнь после всеобщего воскресения по-прежнему будет иметь материальный характер,- здесь И. С. склонен был следовать учению Корана о материальном аде и рае (детальное изложение взглядов И. С. на посмертную участь человека см.: Gardet. 1951. P. 88-105).

И. С. в латинской схоластике

Переводы сочинений И. С. начали появляться на лат. Западе в сер. XII в.; к кон. XIII в. был переведен значительный объем текстов из его главного соч. al-Šifāʼ: почти все физические и метафизические части, небольшие фрагменты из логических частей. Основным центром переводческой работы была Италия, известны имена наиболее важных переводчиков: Ибн Дауд (Авендаут), Доминик Гундисальви, Михаил Скот и др. Выполненные позднее переводы фрагментов др. сочинений И. С. широкого распространения не получили.

История первоначальной рецепции в лат. схоластической среде сочинений И. С. вплоть до наст. времени остается сравнительно мало изученной. Предполагается, что первыми интерес к его идеям проявили мыслители, близкие к платонической традиции, прежде всего - августинианцы. В сочинениях последних (напр., у Гундисальви, Роджера Марстона и др.) активный разум И. С. нередко отождествлялся с Богом как источником света, в к-ром познаются все вещи; концепции И. С. также часто интерпретировались христ. авторами в духе иерархической философии «Ареопагитик» .

Первые признаки систематического обращения к соч. И. С. обнаруживаются у Вильгельма Овернского († 1249), в трактатах которого присутствуют 40 ссылок на различные места сочинений И. С. Вильгельм, в частности, упоминал учение И. С. о вечности мира, о небе как одушевленной субстанции, о посмертной участи человека. Концепции И. С. часто получали у него причудливую интерпретацию, весьма далекую от оригинала, что не позволяет говорить здесь о действительной рецепции идей И. С. Вместе с тем у Вильгельма встречается прямое осуждение ряда неверных с т. зр. христ. богословия положений И. С., особенно относящихся к учению о мировом и человеческом разуме. Мн. исследователи считают, что выпущенные в 1210 и 1215 гг. в Париже запреты изучать «Метафизику» и «Физику» Аристотеля, а также комментарии к ним, связаны с распространением интерпретаций Аристотеля в духе учения И. С. Однако предположения нек-рых ученых (см., напр.: Gilson. 1929) о существовании в этот период «авиценизма» как особой школы схоластической мысли остаются гипотетическими и не получают достаточного исторического подтверждения.

Широко пользовался сочинениями И. С. Альберт Великий (Ɨ 1280) при составлении комментариев к сочинениям Аристотеля. В работах его ученика, Фомы Аквинского (Ɨ 1274), содержится более 400 прямых цитат из физических и метафизических сочинений И. С. В частности, Фома использовал разработанное И. С. различение сущности (essentia) и существования (existentia), однако отказывался вслед за И. С. признавать существование акциденцией, находя более верным понимание сущности как аристотелевской потенции, а существования - как акта и тем самым соединяя позиции И. С. и Ибн Рушда (см.: Wippel J. F. Metaphysical Themes in Thomas Aquinas II. N. Y., 2007. P. 31-64). Мн. идеи И. С. творчески развивались августинианским мыслителем Генрихом Гентским (Ɨ 1293); так, он пользовался учением И. С. о необходимом и возможном сущем при построении собственного доказательства бытия Божия ; в духе системы И. С. рассматривал понятие «вещь» (res) в ее связи с трансценденталиями ; принимал нек-рые психологические концепции И. С. (подробнее см.: Janssens J. Some Elements of Avicennian Influence on Henry of Ghent"s Psychology // Idem. 2006. [N] XVI. P. 155-169; Idem. Elements of Avicennian Metaphysics in the «Summa» // Ibid. [N] XVII. P. 41-59; Decourte J. Avicenna"s Ontology of Relation: A Source of Inspiration to Henry of Ghent // Avicenna and His Heritage. 2002. P. 197-224)

Значительное влияние взгляды И. С. оказали на формирование нек-рых важных философских концепций Иоанна Дунса Скота (Ɨ 1308): учения о бытии и его унивокальной предикации, учения о причинности, представления о Боге как необходимом сущем, учения о познании, в т. ч. об интуитивном познании и самопознании (cм.: Gilson. 1926; Idem. 1927; Sontag. 2006; подробный анализ различных позиций в вопросе о влиянии И. C. на Дунса Скота см.: Counet J.-M. Avicenne et son influence sur la pensée de Jean Duns Scot // Before and after Avicenna. 2003. P. 225-252; см. также: Druart T.-A. Avicenna"s Influence on Duns Scotus"s Proof for the Existence of God in the «Lectura» // Ibid. P. 253-266). Вместе с тем Дунс Скот отвергал ряд идей И. С., казавшихся ему ошибочными: учение о вечности интеллигенций (отождествляемых И. С. с ангелами), об их необходимом происхождении от первого сущего (Бога), тезис о том, что из одного происходит лишь одно (Sontag. 2006. P. 593).

В целом, несмотря на то что отдельные идеи И. С. получили в лат. схоластике широкое распространение, выраженная и организованная школа его последователей не сформировалась; мн. авторы, пользовавшиеся сочинениями И. С., переосмысляли его концепции в терминах собственной философии и тем самым в значительной мере лишали их первоначального смысла.

Соч.: На араб. яз.: Manţiq al-mašriqiyyīn wal-qaşīda al-muzdaviğa fī l-manţiq. Cairo, 1910; Kitāb al-Šifā" / Ed. S. Zayed et al. Cairo, 1951-1980. 18 vol.; Tehran, 1983r. Beirut 1992r (рус. пер. 6-й части раздела «Физика»: Книга о душе // Избранные философские произведения. М., 1980. С. 383–521); Hayy Ibn Yagzān // Hayy Ibn Yagzān li-Ibn Sīnā wa-Ibn Ţufail wa-l-Suhrawardī. Cairo, 1966. P. 40–49 (рус. пер.: Трактат о Хайе, сыне Якзана // Сагадеев А. В. Ибн-Сина. М., 1980. С. 220–230); Kitāb al-Išārāt wa-l-tanbīhāt. Cairo, 19712 (рус. пер.: Указания и наставления // Избранные философские произведения. М., 1980. С. 229- 382); Kitāb al-Nagāt. Beirut, 1992; Kitāb al-Qānūn fī "l-ţibb / Publ. with Comment. and Index by I. Al-Quashsh. Beirut, 1987. 4 vol. (рус. пер.: Канон врачебной науки: В 5 т. Ташкент,1954–1960). На персид. яз.: Dāniš-nāiš-nāma-i"Alā"i. Tehran, 1952. 3 vol. (рус. пер.: Данишнамэ: В 2 т. Сталинабад, 1957; Математические главы книги знания (Донишнома). Душанбе, 1967; Книга знания [логика, метафизика, физика] // Избр. филос. соч. М., 1980. С. 63–228). Лат. средневек. переводы: Liber canonis. Venetiis, 1507. Hildesheim, 1964r; Opera. Venetiis, 1508. Fr./M., 1961r; Avicenna Latinus: Liber de anima seu sextus de naturalibus: 2 vol. Louvain; Leiden, 1972, 1968; Avicenna Latinus: Liber de philosophia prima sive scientia divina: 3 vol. Louvain; Leiden, 1977, 1980, 1983; Avicenna Latinus: Liber tertius naturalium de generatione et corruptione. Louvain; Leiden, 1987; Avicenna Latinus: Liber quartus naturalium de actionibus et passionibus qualiatum primarum. Louvain; Leiden, 1989; Avicenna Latinus: Liber primus naturalium: Tractatus primus de causa et principiis naturalium. Louvain; Leiden, 1992; Avicenna Latinus: Liber primus naturalium: Tractatus secundus de motu et de consimilibus. Louvain; Leiden, 2006.

Лит.: Goichon A. M. La philosophie d"Avicenne et son influence en Europe médiévale. P., 1944; eadem. Ibn Sina // EI. 1980. Vol. 3. P. 941-947; Anawati G. C. Mu"alla f Ibn Sna : Essai de bibliographie avicennienne. Le Caire, 1950; Gardet L. La Pensée religieuse d"Avicenne (Ibn Sina). P., 1951; Mahdavi Y. Bibliographie d"Ibn Sina. Téhéran, 1954; Chanine O. E. Ontologie et théologie chez Avicenne. P., 1962; Rahman F. Ibn Sina // A History of Muslim Philosophy / Ed. M. M. Sharif. Wiesbaden, 1963. Vol. 1. P. 480-506; Асимов М., Диноршоев М. Ибн Сина и его роль в развитии мировой цивилизации // Ибн Сина. Избр. филос. произведения. М., 1980. С. 7-44; Шидфар Б. Я. Ибн Сина. М., 1981; Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. Душанбе, 1985; Сагадеев А. В. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985²; Gutas D. Avicenna and the Aristotelian Tradition. Leiden, 1988; Avicenna // EIran. 1989. Vol. 3. P. 66-110; Janssens J. An Annotated Bibliography on Ibn Sina (1970-1989). Leuven, 1991; idem. An Annotated Bibliography on Ibn Sina: First Suppl. (1990-1994). Leuven, 1999; idem. Ibn Sina and His Influence on the Arabic and Latin World. Aldershot, 2006; Goodman L. E. Avicenna. L.; N. Y., 1992; Nasr S. H. An Introduction to Islamic Cosmological Doctrines. N. Y., 1993²; idem. Ibn Sina"s «Oriental Philosophy» // History of Islamic Philosophy / Ed. O. Leaman, S. H. Nasr. L.; N. Y. 2001. P. 247-251; Inati Sh. Ibn Sina // Ibid. P. 231-246; Avicenna and His Heritage: Acts of the Intern. Colloquium Leuven-Louvain-La-Neuve, Sept. 8-11, 1999 / Ed. J. L. Janssens et al. Leuven, 2002; Before and after Avicenna: Proc. of the First Conference of the Avicenna Study Group / Ed. D. C. Reisman. Leiden; Boston, 2003; Wisnovsky R. Avicenna"s Metaphysics in Context. Ithaca (N. Y.), 2003. И. С. в лат. схоластике: Gilson E. Pourquoi S. Thomas a critiqué S. Augustin // AHDLMA. 1926. T. 1. P. 5–127; idem. Avicenne et le point de départ de Duns Scot // Ibid. 1927. T. 2. P. 89–149; idem. Les sources gréco-arabes de l’augusinisme avicennisant // Ibid. 1929. T. 4. P. 5–149; idem. Roger Marston: Un cas d’ augustinisme avicennisant // Ibid. 1933. T. 8. P. 37–42; Vaux R., de. Notes et textes sur l’avicennisme latin aux confins des XIIe-XIIIe siècles. P., 1934; Avicenna Latinus: Codices. Louvain; Leiden, 1994; Hasse D. N. Avicenna’s «De anima» in the Latin West: the Formation of a Peripatetic Philosophy of the Soul 1160–1300. L.; Turin, 2000; Sontag G. La recéption de la «Métaphysique» d’Avicenne par Duns Scot // Wissen über Grenzen: Arabisches Wissen und lateinisches Mittelalter / Hrsg. A. Speer. B., 2006. P. 591–611.

Д. В. Смирнов

В маленьком селении, недалеко от Бухары, Афшана в 980 году нашей эры родился Абу Али Ибн Сина По исполнении ему пяти лет семья переезжает в Бухару – в то время столица феодального государства Саманидов. В Бухаре мальчика отдают в мактаб (мусульманская школа). Обучение проходило с большими успехами. Незаурядные способности у Ибн Сины выявились рано. Уже в восемнадцать лет он имел широкий круг знаний.

Исторические условия сыграли не малую роль в формировании взглядов и интересов Авиценны. Бухара в 10 – 11 веках являлась на Востоке одним из богатейших городов. Индия, Китай, Византия, Киевская Русь поддерживали разносторонние связи с Бухарой, что создавало благоприятные условия для обмена духовными ценностями. В Бухаре проживало много образованных людей – философы, законоведы, архитекторы, медики, поэты.

Ибн Сина Авиценна в медицине

Очень рано Ибн Сина увлекся медициной. Изучая разные способы лечения, он вскоре становится известным врачом. Ибн Сина вылечивает заболевшего правителя Бухары и в награду получает доступ к обширной библиотеке эмира. Там он обогащает свои знания в таких областях как математика, философия, естествознание, астрономия, геология и, особо важно, медицина.

В двадцать лет Ибн Сина переезжает в Хорезм и оказывается в окружении выдающихся историков, поэтов и философов, среди которых был и Бируни – гений из среды ученых.

В Хорезме и Бухаре Ибн Сина сложился как ученый. Благодаря высокой культуре народов Средней Азии формируются его разносторонние интересы, передовые научные и философские взгляды. Физика и астрономия, , ботаника и зоология, география и геология, музыка и поэзия – все области науки и искусства не оставил без внимания Ибн Сина, создав замечательные труды.

Абу Али Ибн Сина (Авиценна)

Вклад Авиценны в медицину

А в медицину и философию вклад его велик особенно! Произведение, прославившее Авиценну — «Канон врачебной науки», формировало мышление не одного поколения врачей. Уже в двенадцатом веке этот фундаментальный труд переводится на латынь и расходится в рукописях. Также «Канон» стал одним из первых в книгопечатании.

Целый ряд идей и положений, выдвинутых Авиценной, получили признание лишь через несколько веков. Это утверждение естественной, научной сущности медицины, взаимной связи организма и среды, взаимной связи телесного и психического. Он был противником суеверий, преобладавших тогда в медицине.

Ибн Сина уделял особое внимание воздействию среды на организм человека, при изучении больных и болезней, придавая не малое значение телосложению. Придавал большое значение индивидуальному подходу к больным.

Идеи Авиценны воплощены во многих разделах современной хирургии и терапии. Он вносит большой вклад в изучении таких заболеваний как туберкулез, оспа и чума, проказа и многих других. Рекомендует кипятить воду в профилактических целях.

В «Каноне» имеются главы описывающие хирургические операции, методики лечения травм и ран.

Ибн Сина одним из первых заложил основы педиатрии.

Авиценна создал несколько сотен новых видов лекарств, относящихся как к , так и полученные с помощью химии. Немалое количество этих лекарств используется и по нынешний день.

В «Каноне» затронуты и проблемы гигиены. Раскрывается тема физических упражнений, рационального питания, умеренности во всем и поддержания тела в чистоте.

Не оставляет «Канон» без внимания и людей в возрасте, рассматриваются вопросы их образа жизни и режима.

Авиценна оказал огромнейшее влияние на формирование мировоззрения многих поколений ученых, явился проводником передовых, гуманистических взглядов и идей!

В статье использованы материалы журнала «Здоровье».

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина был древним мыслителем и лекарем, а также представителем аристотелизма на Востоке. Древнеиранский философ Ибн Сина родился 16 августа 980 года в городе Афшан. Его отец, бухарский чиновник, позаботился о том, чтобы его сын получил домашнее образование, что заставило молодого Ибн Сину почувствовать тягу к знаниям.

Очень скоро он превзошел всех своих наставников и стал самостоятельно изучать физику, метафизику и медицину. Он обращался к трудам таких гениев, как Аристотель, Птолемей и Евклид, перенимал их знания. Причем, если сочинения последних двух не вызвали никаких осложнений у молодого Абу Али, то с метафизикой Аристотеля ему пришлось потратить много усилий. Молодой философ принимался за чтение, но не постигал глубины содержания книги.

Так продолжалось, пока в сорок лет он не купил сочинение ал-Фараби “О целях метафизики”, где были прописаны комментарии к аристотельским трудам. Именно благодаря этой книге для Ибн Сина открылись все истинные цели учения Аристотеля. После этого он создал свои первые трактаты. В 1002-1005 году он приехал в Хорезм для вступления в академию Мамуна, которая была на самом деле сообществом великих ученых. Но уже в 1008 году он стал скитальцем, чья жизнь зависит от капризов или милости султанов и эмиров. В 1030 году Ибн Сину ограбили, и он потерял многие из своих трудов и произведений. Из-за слишком напряженной жизни он заболел и 18 июня 1037 скончался. Его похоронили в Хамадане (Северном Иране).

Медицина

Благодаря своему труду “Канон врачебной науки” Ибн Сина получил всемирную известность, его даже прозвали “князем врачей”. Книга включает в себя набор медицинских знаний и опыта врача во время античности и Средневековья. Также в книге прописаны наблюдения и открытия самого Ибн Сины. Его творение состоит из 5 книг: в первую входят знания об анатомии, а также причины и признаки болезней; во второй описаны лекарства из мира флоры и фауны; третья книга открывает информацию об отдельных заболеваниях, их лечение и распознание; четвертая книга рассказывает, какими методами можно лечить заболевания; в пятой же описаны самые сложные яды, противоядия и лекарства.

Причины заболевания Ибн Сина называл “вредностями”, имея в виду влияние на человека климата, местности, времени года, питания, труда, бытовых условий. Он был первым, кто сделал описание различий между чумой, проказой и оспой, привел доказательства того, что такими болезнями можно заразиться через почву, воздух, воду, контакты с зараженным человеком. Ибн Сина стал первым медиком, который подробно описал туберкулезное заболевание, желудочную язву, диабет.

Также Ибн Сина создал свою теорию музыки, основываясь на работах, ученных Греции. В книге “Музыкальная эстетика восточных стран” описаны сведения о звуках, интервалах, видах тетрахорда и расположении в полной системе ритма и техники композиций. Именно в этой книге указывается на воспитательное и лечебное воздействие музыки на человека.

Философия о богословие и бытие

Ибн Сина называл метафизику учением о боге, как о начале всего сущего, соединив исламский монотеизм и античную философию. Доказывая существование бога, философ прибегал к доказательствам того, что все существующие в мире вещи являются «возможными». Если перефразировать, то их существование отличается от их сущности, вещи в мире появляются благодаря началу, в котором так нуждается все , а его сущность и существование дополняли друг друга. Такое понимание бога было принято во время иудейского и мусульманского богословия.

Ибн Сина представлял мир в виде исхода от бога вне времени. В этой иерархии были космические разумы, которые сравнивались с ангелами. Они управляют небесными сферами. А главный разум выступает началом всего сущего мира. Благодаря этому материя представлялась в виде чистой потенциальности, из которой возникают вещи с формой и материей. Если человеческое мышление достигнет высшей степени совершенства, то оно сможет воссоединиться с высшим разумом, который подарит свои истины в виде доступных миру образов и умозрений. Способность пророка к чудесам объяснялась Ибн Синой тем, что его разум подкреплен невероятно развитой силой воображения, способной оказывать воздействие как на свое тело, так и на тела других людей.

Философ Ибн Сина считал, что душа независима от тела, что позволяет ей вечно существовать. В качестве доказательств он приводил пример «парящего человека», который осознает, что «я есть я, даже если мне неизвестно, если у меня какой-нибудь орган». В тоже время Ибн Сина не принимал учения Платона, в котором говорилось о существовании души, а также отвергал мусульманскую веру о воскрешении тела. Ибн Сина считал, что Судный день наступает для каждого человека сразу после его смерти.

Философ утверждал, что каждая человеческая способность является функцией души, имеющей нематериальную природу. Ибн Сина говорил, что после смерти и гниения тела душа становится свободной, и к ней возвращаются мудрость, добро, знания, позволяющие вернуться к божественному свету.

Согласно мыслям, Ибн Сины, каждый человек стремиться к хорошему, но ему приходится приспосабливаться к окружающей среде, и он меняется, в зависимости от своих знаний. Так любое моральное качество приобретается и человек способен сохранить свои качества до того, как сформируется его характер. Когда душа столкнется с отрицательными качествами, она сможет противостоять им, проявляя свою силу воли.

В мире мусульманской веры Ибн Сину называли «князем философов». Большинство из его идей были приняты в позднем каламе. Большое влияние философ оказал на средневековые мысли и идеи, а также на еврейскую философию.

Мировое значение

Философское, а также научное наследие древнеиранского мыслителя остается весьма важным звеном во всей человеческой культуре. Ибн Сина смог внести новые знания во многие научные области. Его учения остаются популярными на Востоке и Западе.

Многие его труды бесследно погибли, сожженные в пожарах. Лишь слухи о них дошли до наших дней. Другие его книги похоронили в книгохранилищах и лежат неразобранные. Наступит день, когда человечество сможет их отыскать и прочесть.

В легендах, сказках, песнях можно встретить героя Ибн Сины. А Карл Линней назвал особый вид растений Авиценнией, в честь великого ученного. Таджикистанский медицинский университет и горная вершина носят его имя. В городе, где родился Ибн Сина, существуют музей в его честь. В 1990 году в городе Бухара был открыт медицинский институт, который назвали именем философа.

В поэзии миннезингеров, трубадуров можно встретить идеи Ибн Сины, которые говорили о бескорыстном служении Прекрасной Леди. В конце средневековья это породило образ любви Данте Алигьери. Писатель очень часто упоминал Ибн Сину, описывая его как самого великого мыслителя, с которым никто не сможет сравниться.

Ибн Сина был ученным. Который с жадностью тянулся к исследованиям, желая охватить каждую отрасль знаний. Нет ничего удивительного в том, что среди интеллектуалов его знали, как прославленного эрудита. До сих пор можно встретить его крылатое выражение: «Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью».

Авиценна (Ибн Сина)

Полное имя – Абу Али Хусейн Ибн Абд Аллах Ибн сина (род. в 980 г. – ум. в 1037 г.)

Великий ученый, философ, врач, поэт и музыкант. Этот человек обладал поистине энциклопедическими знаниями. Его научные труды охватывали все области естественных наук. Ибн Сина смог стать неоспоримым авторитетом в области медицины более чем на 500 лет. Его книги, в частности «Канон врачебной науки» в 5 частях, на протяжении 600 лет являлись основными учебными пособиями для студентов европейских медицинских университетов.

Ибн Сина, больше известный в мире под латинизированным именем Авиценна, родился в сентябре 980 г. в небольшом укрепленном селении Афшана, расположенным недалеко от Бухары. В своей автобиографии он писал: «Отец мой был из Балха и приехал оттуда в Бухару во дни правления

Самонида Нух Ибн Мансура и занялся там работой в диване – канцелярией. Ему предоставили управление Хармайсаном, центром одного из бюликов (районов) в окрестностях Бухары. Из Афшаны, одного из ближайших селений, он взял в жены мою мать, по имени Ситара – звезда. Там же и родились сначала я, а затем и мой брат». Родителям Ибн Сины нравилось имя Хусейн. Они давно решили так назвать своего первенца. В благородных домах вместе с именем ребенку давали и прозвище – кунью. Отец Абдаллах смеясь говорил: «Когда у моего мальчика родится сын, пусть же не мучается мой Хусейн. Я уже дал имя его будущему сыну Али. Кунья будет Абу Али». Но отец не догадывался, какая судьба ждет его сына. У Ибн Сины никогда не будет семьи, а вся жизнь его – это сплошной путь от города к городу.

Уже с детства Хусейн проявлял любознательность, десятки раз в день задавая вопросы: почему, когда, как? Отец самостоятельно занимался образованием сына. Его дом был местом, в которое часто приезжали ученые из Бухары, так что детство маленького Хусейна прошло в благодатной атмосфере. Когда мальчику исполнилось 5 лет, вся семья переехала в Бухару – столицу большого государства Самонидов. В этот город съезжались образованные люди со всего Востока: философы, поэты, врачи, музыканты. К тому же в Бухаре находилась богатейшая дворцовая библиотека.

Ибн Сина был принят в начальную мусульманскую школу – мэктэб, которую закончил в 10 лет. В классе он был самым маленьким из учеников. Любопытный мальчишка сразу же начал задавать учителю (хатибу) Убайду множество вопросов, но в ответ слышал лишь одно: «Учи Коран. Там на все есть ответы».

После школы юный Хусейн занимался с другим учителем, Абу Абдаллахом ан-Натили, который обучал его арабскому языку, грамматике, математике, стилистике. Как-то раз Ибн Сина заявил: «Я выучил весь Коран, теперь я могу задать свои вопросы?» Хатиб удивился: «Коран учат долгие годы, и редким мусульманам, знающим его наизусть, дают почетное звание хафис». – «Значит, я хафис», – ответил пытливый ученик. Хусейн блестяще сдал экзамен, не пропустив ни одного слова из Корана. Он удивил всех своей феноменальной памятью и глубоким знанием арабской литературы.

После завершения школьного образования Ибн Сина становится шейхом. Вспоминая свое детство, он писал: «К 10 годам я изучил Коран и литературную науку и делал такие успехи, что все поражались».

Впоследствии Хусейн занимался самообразованием, а отец, видя неординарные способности сына, нанимал самых лучших учителей. Вскоре талантливый ученик не только догнал наставника, но и неоднократно ставил его в тупик своими познаниями, задавая каверзные вопросы. «Пять, шесть теорем я изучил при помощи учителя, остальные – самостоятельно. Натили оказался не в силах обучать меня», – вспоминал Хусейн.

Когда Ибн Сине не исполнилось и двенадцати лет, по совету знаменитого врача и философа Абу Салаха ал-Масихи, он всерьез заинтересовался медициной. Ему приходилось осматривать трупы, которые оставались после кровопролитных битв. «Посещал я больных, и в результате достигнутого мною опыта открылись такие врата исцеления, что это не поддается описанию, а было мне в это время 16 лет», – писал Авиценна.

Сначала Ибн Сина изучал медицину под руководством Абу-л-Мансура Камари, известного бухарского медика, но вскоре начал самостоятельную практику и за короткое время стал широко известным врачом. Неудивительно, что именно его пригласили во дворец для лечения эмира Бухары Нуха ибн-Мансура. Отчего заболел эмир и как его лечил Ибн Сина, точно не известно, но можно сказать одно – лечение помогло. Наградой молодому талантливому врачу стал доступ к знаменитому книгохранилищу Самонидов. В библиотеке Ибн Сина работал несколько лет подряд. Именно там он завершил свое самообразование. Некоторые историки предполагают, что в это время он задумал создать книгу по медицине, в которой планировал обобщить опыт предшествующих поколений врачей и свой собственный. В 18 лет Ибн Сина вел активную переписку с крупнейшими учеными Востока, в том числе среднеазиатским ученым-энциклопедистом Бируни. А в 20 лет написал несколько книг: многотомный медицинский словарь, энциклопедию о естественных науках, книги разъяснений законов, состоящие из 20 томов.

Многое из задуманного осталось невыполненным в связи со смертью его отца в 999 г. К тому же изменилась и политическая ситуация в стране. Двор Самонидов был разрушен нападением турецкого религиозного фанатика Махмуда. Один из красивейших городов – Бухару – нещадно разграбили карахиниды, огромнейшая библиотека сгорела. С этого времени на плечи Ибн Сины легла забота о семье. Он принял решение переехать в Гуранж – столицу Хорезма.

Его выбор был не случайным. Хорезмшах покровительствовал ученым, а его дворец стал местом обсуждения новых научных теорий. Вскоре в Хорезм прибыли Бируни и Масихи. Несколько лет ученые занимались научными исследованиями: проводили физические и химические опыты, наблюдали за звездным небом.

Но через несколько лет судьба вновь заставила Ибн Сину искать новое пристанище. Властелин соседнего государства султан Махмуд Газневи потребовал, чтобы ученые прибыли в столицу, дабы оказать им особую почесть – присутствовать на собрании у султана. На самом же деле он вынес им смертный приговор.

Ибн Сина и его учитель Масихи отказались ехать к султану и решили бежать через пустыню Кара-Кум. На третий день пути их настиг сильный ураган. Беглецы заблудились, у них не осталось еды и воды. Вскоре Масихи умер в пустыне, а Ибн Сина чудом спасся.

Но султан Махмуд Газневи не отступил от своего намерения. По всем городам были разосланы гонцы с описанием внешности Ибн Сины. За его голову была обещана большая награда. Скитания великого ученого закончились в Гургане. В это время Ибн Сина начал работать над «Каноном врачебной науки». Позже, спасаясь от преследования, он побывал у владык городов Абиверда, Нишапура, Турса, Рея.

В 1016 г. ученый попал в Хамадан и вскоре стал придворным врачом, а чуть позже – визирем правителя Хамадана. Как врач Ибн Сина пользовался огромным уважением и почетом, но как талантливый человек – приобрел массу врагов среди мусульманского духовенства. Ученый всегда отличался независимостью суждений, и его философские убеждения расходились с догмами ислама. Современник Ибн Сины имам Аль Газали назвал его неверным, а его труды подверг запрету. Много врагов ученый нажил себе и среди военных. Они требовали казнить строптивого визиря за инакомыслие, но эмир встал на его защиту и заменил казнь изгнанием. Через 40 дней после этого события у эмира Хамадана случился очередной приступ болезни, который заставил правителя не только отыскать Ибн Сину, но и вернуть ему должность визиря.

Спустя несколько лет ученый поступил на службу к эмиру из Хафана Шамсу ад-Даулаху. В это время он активно работал над книгой «Исцеление». Но его местонахождение стало известно султану Махмуду, Ибн Сину схватили и по ложному доносу заточили в крепость.

В заключении он пробыл 4 месяца и все это время работал над новыми научными трудами. В тюрьме у Ибн Сины не было книг, однако благодаря своей феноменальной памяти он ни на день не прекращал работу. В это время были написаны трактат «О Хайе, сыне Якзана» и другие.

Последние четырнадцать лет жизни Ибн Сина провел в Исфахане, где ему были созданы благоприятные условия для научной работы. Во время очередного похода правителя Аль ад-Даула против одного из газневидских полководцев у Ибн Сины внезапно обнаружилась серьезная болезнь. Вылечиться самостоятельно ему не удалось, в июне 1037 г. выдающийся ученый умер от болезненного истощения.

Некоторые ученые считают, что смерть знаменитого врача связана с передозировкой опиума, который он рекомендовал применять для лечения диареи и болезней глаз.

Перед смертью Ибн Сина продиктовал свое завещание малознакомому человеку. В нем указывалось, что все нажитое им имущество следует раздать бедным, а слуг отпустить на волю.

О великом ученом написано множество легенд, сказок, песен, которые до сих пор можно услышать в Бухаре. Так одна из легенд рассказывает о том, что Ибн Сина смог создать 40 лекарств, воскрешающих умерших, и взял со своего ученика слово, что после смерти Ибн Сины тот оживит его, используя каждое из этих лекарств по очереди. Вскоре учитель умер, и воспитанник начал выполнять его завещание. Постепенно, под воздействием различных снадобий тело умершего становилось все более юным и свежим. Осталось применить сосуд с последним лекарством, но, переволновавшись, ученик выпустил его из рук. Сосуд упал и разбился…

В этой поэтической легенде воплощена вера людей в то, что выдающийся врач обладал волшебным даром исцеления, а его знания были всемогущими, и в то, что Ибн Сина мог разгадать все тайны природы, овладеть ее законами, чтобы победить болезни и сделать все для облегчения жизни страждущих. Об этом же писал и сам Ибн Сина в одном из своих рубаи:

От праха черного и до небесных тел

Я тайны разгадал мудрейших слов и дел,

Коварства я избег, распутал все узлы.

Лишь узел смерти я распутать не сумел.

Выдающегося ученого Ибн Сину похоронили в Хамадане возле городской стены, а через 8 месяцев его прах был перевезен в Исфахан и погребен в мавзолее Аль ад-Даула.

Библиография его трудов насчитывает 276 названий. В философском наследии Ибн Сины центральное место занимает «Книга исцеления» («Китаб аш-шифа»). Это сочинение насчитывает несколько томов и охватывает все разделы философии как науки: логику, математику, химию, физику, метафизику. Ибн Сина действительно был человеком, как сейчас принято говорить, опередившим свое время: он умел получать хлороводородную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия; считается отцом процесса перегонки эфирных масел.

К основным философским трудам ученого относятся также «Книга указаний и наставлений», «Книга знания» (на языке фарси), в которой он выступил основоположником ираноязычной философской литературы. Во многие области научных исследований он внес новую струю. Многие серьезные научные труды Ибн Сина писал в виде поэм, используя образные звучные четверостишия. Из-за аллегоричности формы в его творчестве можно выделить «Трактат о любви», «Трактат о птицах» и другие.

Кроме того, сочинения Ибн Сины содержат музыкально-теоретические положения и его считают отцом-изобретателем распространенного в Средней Азии смычкового инструмента – гиджака.

Безусловно, отдельно стоит упомянуть об одной из самых крупных и знаменитых в истории медицины книг – труде Ибн Сины «Канон врачебной науки», обобщающем взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Это произведение уже в ХІІ веке было переведено с арабского на латинский язык. Книга была напечатана сразу же вслед за Библией и соперничала с ней по количеству изданий. В это же время и имя автора было изменено на более простое, латинизированное – Авиценна.

«Канон врачебной науки» («Аль-Канун фи-т-тибб») состоит из пяти книг.

В первом томе изложены теоретические сведения о медицинской науке, охватывающей такие области знания, как анатомия, физиология, диагностика, хирургия. Ибн Сина впервые дал научное определение болезни как нарушение функционирования организма. Невероятно, но к созданному Авиценной учению о пульсе современные ученые до сих пор ничего не могут добавить. Так же Ибн Сина описал строение мышц глаза, что совершило революцию в медицинских кругах.

Во втором томе труда рассказано о разнообразных лекарствах – 811 средствах растительного, животного и минерального происхождения, расположенных по алфавиту. Ибн Сина описывает их действие на организм, способы применения, правила сбора и хранения. В книге приведено более 200 рецептов лекарств из меда, подчеркивается его действие на организм. Интересно, что особое место в книге занимают рецепты приготовления плова, который Авиценна рекомендовал как лекарство при недомогании, истощении организма и даже при тяжелой болезни.

Третий том «Канона» самый обширный, и он посвящен патологии и терапии. Знаменитый врач описывает здесь различные болезни, рассказывает о способах их лечения. Каждый раздел этого тома снабжен анатомо-топологическим введением.

Четвертый том посвящен хирургии. В этой книге Авиценна подробно описывает лечение вывихов и переломов, лихорадки, особое место он уделяет лечению различных опухолей, гнойных воспалений. В свое время он первым из хирургов провел трепанацию черепа. Здесь же Ибн Сина рассказывает о вирусах. Невероятно, но гипотезу Авиценны о том, что вирусы являются возбудителями инфекционных болезней, знаменитый ученый Луи Пастер смог подтвердить лишь через 800 лет! В книге описаны такие болезни, как чума, холера, желтуха. Кроме того, Авиценна впервые проанализировал причины возникновения таких тяжелых болезней, как менингит и язва желудка.

Пятый том посвящен сложным лекарствам, а также ядам и противоядиям.

«Канон врачебной науки» обеспечил Авиценне «самодержавную власть в течение пяти столетий во всем медицинском мире Средних веков» и много веков был обязательным руководством для врачей.

Согласно мусульманскому летоисчислению в 1954 г. исполнилось 1000 лет со дня рождения Ибн Сины. По призыву Всемирного совета мира эту дату отмечали во всем мире. В Хамадане был торжественно открыт новый мавзолей Авиценны. И с тех пор каждое утро к нему идут люди: старые и молодые, здоровые и больные, верящие в чудесное исцеление от одного только прикосновения к древней могиле великого врачевателя…

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Когда? автора Шур Яков Исидорович

Странные похождения Сина В знойную пору падали от усталости даже самые выносливые рабы. Об остальных и говорить не приходится: многие не только не поднимали глаз, но закрывали их навсегда. И напрасно свирепые надсмотрщики, как погонщики стада, не жалея бичей, подстегивали

Из книги Повседневная жизнь алхимиков в средние века автора Ютен Серж

Авиценна Авиценна (980-1037), самый знаменитый из средневековых мусульманских врачей, был уроженцем Туркестана (родился в Бухаре), но вся его активная жизнь, начиная с юности, когда он усердно предавался учению, проходила в Иране. Он вел жизнь, весьма насыщенную событиями,

Из книги Евреи, Бог и история автора Даймонт Макс И.

V глава: МУХАММЕД, АЛЛАХ И ЯХВЕ Невероятный, но правдивый рассказ о том, как погонщик верблюдов основал во имя Аллаха грандиозную империю, в которой евреи пережили «золотой век» своей культуры, чтобы затем – с падением полумесяца и торжеством креста – быть ввергнутыми в

Из книги Загадки старой Персии автора

Волшебник ибн Сина В Хамадане шел густой снег. Старинный иранский город, накануне шумевший базарами, магазинами и бесконечным потоком машин, на несколько часов словно вымер: никто не рисковал ездить и даже ходить по слою пушистого белого снега…Мемориал Авиценны тоже

Из книги От Клеопатры до Карла Маркса [Самые захватывающие истории поражений и побед великих людей] автора Басовская Наталия Ивановна

Авиценна. Целитель, мудрец, странник Его имя Ибн Сина, но Европа зовет его Авиценна. Не злодей, не герой. Я бы сказала: интеллектуальное чудо. А его жизнь – словно перелистываешь страницы «1001 ночи». Он родился в 980 году, умер – в 1037-м. Много ездил, жил в разных местах. Скончался

Из книги 100 великих узников [с иллюстрациями] автора Ионина Надежда

«Князь ученых» ибн Сина В эпоху раннего Средневековья не было ученых – специалистов только в одной области науки. Поскольку круг знаний по естествознанию был тогда ограничен и изучались такие науки только в связи с философией, то от ученых требовались познания во всех

автора Непомнящий Николай Николаевич

ВОЛШЕБНИК ИБН СИНА В Хамадане шел густой снег. Старинный иранский город, накануне шумевший базарами, магазинами и бесконечным потоком машин, на несколько часов словно вымер: никто не рисковал ездить и даже ходить по слою пушистого белого снега…Мемориал Авиценны тоже

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

По имени Хусейн Отец ученого был родом из древнего таджикского города Балха. Его звали Абдуллой. Из Балха он переехал в первые годы правления Нуха в Бухару, столицу Саманидов, был принят на эмирскую службу чиновником и назначен на должность в сельскую местность,

Из книги Священное воинство автора Рестон Джеймс

2. «Аллах велик!» 1 июля 1187 г. мусульманское войско с боевым кличем «Победим врагов Аллаха!» пересекло Иордан к югу от озера на виду у госпитальеров, засевших в своей крепости Бельвуар на Галилейской возвышенности. Численность этого войска, как писал впоследствии сам

Из книги Медики, изменившие мир автора Сухомлинов Кирилл

Авиценна, или Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина 980-1037 За пять веков до Декарта он сказал: «Я мыслю – следовательно, существую». Ему покорились десятки научных дисциплин, перед ним отступали страшные болезни. Природа наделила его мужеством сказочного героя в

Из книги Знаменитые мудрецы автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Абу-Али Хусейн ибн Сина (980 г. – 1037 г.) Латинская транскрипция – Авиценна. Иранский философ, врач, ученый-энциклопедист. Основные сочинения: «Книга собранного», «Книга итога и результата», «Книга благодеяния и греха», «Книга исцеления», «Книга спасения», «Книга

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

5.6.1. Авиценна - великий энциклопедист из Бухары В советской Средней Азии гордились Абу Али Хусейном ибн Абдаллахом ибн Синой, по праву сравнивая его с Аристотелем. В Европе его на латинский манер называли Авиценной.Будущий энциклопедист родился в 980 г. недалеко от Бухары

Из книги Последняя крепость Сталина. Военные секреты Северной Кореи автора Чуприн Константин Владимирович

Глава 12 КРАСНЫЕ НАСЛЕДНИКИ ЛИ СУН СИНА. ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ

Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

«Слово о полку Ігоря, сина Святослава, внука Олегового» Темою Слова був отой нещасливий похід Ігоря Святославича, князя новгородсіверського з Всеволодом, князем трубчевським, Володимиром путивельським і Святославом рильським на половців у 1185 р. В порівнанні з

Из книги 50 героев истории автора Кучин Владимир

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

«Аллах» Объект поклонения многих монотеистов - христиан, иудеев и других - мы стараемся передавать одним и тем же английским термином. Имена богов из религий монотеистических, принимающих Единого Бога, мы стараемся не переводить, например, «Зевс» или «Один».

Авторитет истины и правитель мудрецов – так называли Ибн Сину (Авиценну) на мусульманском Востоке. А, по мнению выдающегося английского философа 13 века Роджера Бекона, Ибн Сина превзошел всех известных ученых в свое время.

Достижения мыслителя представлены разными областями знаний – философией, медициной, математикой, астрономией, геологией, лингвистикой…

Авиценна: биография

Абу Али Ибн Сина (полное имя: Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина) родился 21 августа (знак зодиака 980 года вблизи Бухары – тогда политического центра империи Саманидов.

Его отец был последователем исламизма, религиозно философского учения, которое отрицало некоторые из основных догм ортодоксального ислама.

Слушая разговоры взрослых о «душе и разуме», мальчик сызмальства приобщался к философии. В десять лет он владел арабским языком и знал наизусть Коран. Потом овладел основами логики и геометрии и приступил к самостоятельному изучению физики и метафизики.

С юных лет парень заинтересовался искусством полемики и уже в школьные годы считал себя «лучшим в постановке вопросов». Рассказывая о своем опыте познания, мыслитель, пишет, что не спал полностью ни одной ночи. Днем не занимался ничем другим, кроме науки и математики.

Интересно, что Абу Али ничего не принимал в веру и все доказательства проверял сам.

Также юноша начал осваивать медицину. «Медицина – не из тяжелых наук. За совсем малое время я настолько овладел ею, что даже лучшие мужи медицины не отказывались у меня учиться. Тогда мне было шестнадцать лет. Я стал посещать больных. Через опыт мне открылись способы лечения, которые еще не были описаны», — писал он.

Исцеление правителя

Слава 17-летнего целителя дошла до правителя Бухары. Правитель страдал от болезни, которую не в силах были вылечить придворные врачи. Он вызвал парня к себе. Исцелив правителя, Абу Али получил в качестве вознаграждения доступ к эмирской библиотеке, которая состояла из многих комнат, наполненных сундуками с книгами.

«Я ознакомился со списком книг предшественников и затребовал те, какие были нужны. Я внимательно прочитал эти книги. Усвоил все полезное, что находилось в них, познав степень учености каждого из авторов», - рассказывал Ибн Сина.

Если что и далось юноше трудно – так это «Метафизика» Аристотеля. «Я перечитал ее сорок раз и выучил наизусть, но так и не понял, ни ее содержания, ни цели. В отчаянии я сказал себе – этот труд, к пониманию которого нет пути», - жаловался он.

Случайно на рынке Абу Али натолкнулся на труд великого философа Абу Насра Аль-Фараби, посвященную трактовке Аристотеля. «Вернувшись, домой, я немедленно взялся за чтение. Передо мной сразу раскрылась цель этой книги», – читаем в жизнеописании мыслителя.

Впоследствии Ибн Сина назвал Аль-Фараби своим вторым учителем после Аристотеля.

Ибн Сина в должности визиря

Когда мыслителю исполнилось 21, он покинул Бухару – начались годы странствий. В то время ему пришлось познать и громкую славу, и гонение. Много раз он, оказываясь при дворах правителей в качестве врача и советника, становился жертвой придворных интриг.

Излечив правителя Хамадана, Ибн Сина получил в вознаграждение должность визиря (министра).

Оказавшись в новой роли, написал для эмира рекомендации относительно совершенствования системы гос.управления, которые очень сильно не понравились окружению. Придворные арестовали Авиценну, разграбили его дом и потребовали от правителя казни ученого.

Однако эмир дал своему целителю возможность убежать, а когда произошел новый приступ болезни, вернул философа. Эмир предложил снова занять министерскую должность, а также написать книгу с комментариями к трудам Аристотеля.

На что Ибн Сина ответил: «Если тебя устроит, чтобы я написал книгу, где изложил то, что считаю истинным, не входя в дискуссии с теми, кто придерживается отличающейся от моей точки зрения, и, не обременяя себя их опровержениями, я это сделаю.»

Заручившись согласием правителя, мыслитель приступил к написанию своего главного 18-томного философского труда, который назвал «Книгой исцеления». А затем снова – немилость правителя, заключение, побег…

«Канон врачебной науки»

Последние двенадцать лет своей жизни Авиценна провел в Исфахане – городе, который дал убежище многим философам, литераторам, знатокам права, врачам. Там находилась известная в Иране больница.

В исфаханский период ученый написал, наверно, самый известный в истории медицины труд – «Канон врачебной науки», который к XVII в. оставался основным руководством для врачей Европы и Востока.

Среди наработок Авиценны в сфере медицины – роль сетчатки глаза в зрительном процессе, влияние метеоусловий на здоровье человека. Роль головного мозга как нервного центра, труд о невидимых переносчиках болезней.

Латинская копия «Канона врачебной науки»

В частности, он писал, что: «Основное в искусстве сохранение здоровья – это гармония следующих факторов:

  1. уравновешенность натуры;
  2. очистка от избытков;
  3. выбор еды;
  4. сохранение телосложения;
  5. физическое и ;
  6. улучшение носового дыхания.»

Кроме того, мыслитель много времени уделял астрономии. Изобрел невиданные до того астрономические инструменты, инициировал строительство обсерватории. Занимался проблемами логики, математики, физики, музыки. Писал стихотворные произведения.

Ибн Сина Авиценна: биография (аудио):

По свидетельству учеников, Ибн Сина демонстрировал невероятную работоспособность и поразительную память. Он мог писать и диктовать целые трактаты, не обращаясь за справками к книгам.

Где похоронен Ибн Сина?

Сопровождая эмира в походе в Хамадан, ученый почувствовал приближение конца. «Вылечи себя, учитель», – умоляли его ученики, которые находились рядом. «Теперь лечить напрасно – всё», – ответил мыслитель.

Со слов учеников, умирая, учитель сказал: «Мы отходим в полном сознании и с собой забираем лишь одно: осознание того, что мы так ничего и не узнали.» Авиценна скончался 24 июня 1037, в возрасте 56 лет. Похоронен в Хамадане (Иран).

Авиценна — царь ученых

Авиценне приписывается более 400 произведений, написанных на арабском языке, и более 20 – на фарси. В своих философских трудах Ибн Сина, в частности, выкладывает учение о материи и форме, движении, конечности и бесконечности. Вот некоторые моменты его философии.

Творение и бытие

По Авиценне, Бог осуществляет только акт творения. Дальше мир развивается сам, без всякого божественного участия – как система, замкнутая во времени и пространстве.

Бог порождает первичный разум, от которого по нисходящей выходит разум низшего порядка. В результате образуются низшие уровни бытия. Но, в отличие от неоплатоников, он представляет материю не как конечный результат восхождения Абсолюта (Бога) и не как тень идеального божественного мира, а как нужный элемент всякого возможного бытия.

Душа

Мыслитель писал о бессмертии человеческой души. Вместе с тем он доказывал невозможность физического воскрешенья из мертвых. Опровергал учение о переселении душ.

Душа хранит свое бытие независимо от тела, а высший ее смысл заключается в процессе непрестанного познания. Рай для философов мудрец видел в познании истины, ад – в невежестве.

Аналогом «потусторонней» жизни души он считал сон. Во сне разум получает самостоятельную жизнь, независящую от внешних чувств. По своей сущности мистическое прозрение или познание «сокровенного мира» – это те же сновидения, но наяву.

Движение

Он сформулировал идею закона инерции, которую позже обосновал Галилей. Авиценна: «Телу свойственно притяжение, которое двигает им и с помощью которого оно чувствует препятствия.

Тело никогда не может быть остановлено в своем движении препятствием, если только притяжение в нем не ослабнет. Чем сильнее естественное притяжение, тем тяжелее телу воспринять притяжение принудительное.»

Еще одной принципиально новой идеей, сформулированной Ибн Синой, было доказательство зависимости скорости движения от сопротивления других тел и удельного веса самого тела.

Время

Авиценна развил аристотельское понимание времени, как количества движения. «Если нет движения, – то не может быть и времени», — говорил он. Аналогичную идею в XVII веке обосновал

Ибн Сина Авиценна: биография в фильме «Авиценна»

😉 Друзья, была ли полезна для вас информация «Ибн Сина Авиценна: биография великого мудреца»? Подписывайтесь на рассылку статей к себе на эл. почту. Заполните форму вверху: имя и e-mail.