Тепловой зазор клапана обеспечивает его герметичную посадку на седло при тепловом расширении деталей во время работы двигателя. Для каждой модели двигателя установлена ​​оптимальная величина теплового зазора в клапанных механизмах.

В процессе эксплуатации вследствие износа или нарушения регулировки, величина теплового зазора может измениться, отклониться от оптимальных размеров. Как увеличение, так и уменьшение теплового зазора негативно влияет на работу ГРМ и двигателя в целом.

При очень большом тепловом зазоре, растут ударные нагрузки, а также увеличивается износ деталей привода клапанов. Нарушается фаза газораспределения (момент начала и конца открытия и закрытия клапана), что приводит к потере мощности и экономичности двигателя.

Маленькие тепловые зазоры не обеспечивают герметичность камеры сгорания, отчего двигатель теряет компрессию, не развивает полную мощность, перегреваются клапана, что приводит к прогоранию клапанов.

Зазоры проверяют и при необходимости регулируют в период ТО. в ГРМ производится на холодном двигателе - 15-25 градусов по Цельсию. Зазор регулируют при помощи пластинчатого щупа, толщина которого должна соответствовать требуемому зазора в клапанах, регулируемого двигателя автомобиля. Пластинка щупа, толщина которой равна необходимом зазору, должна проходить в зазор при легком нажатии.

Последовательность выполнения работ при регулировке теплового зазора клапанов.

Снять крышки клапанного механизма. Поршень первого цилиндра устанавливаем в ВМТ в такте сжатия, для этого необходимо, чтобы метка на шкиве совпала с меткой на крышке распределительных шестерен. Такт сжатия можно определить таким способом: выкрутите свечу зажигания и вставьте в отверстие для свечи бумажную пробку. Вращайте коленчатый вал пусковой рукояткой до выталкивания бумажной пробки.

Проверить пластинчатым щупом величину теплового зазора в клапанах между стержнем клапана и носком коромысла.
Если величина зазора не соответствует допустимой, то необходимо отрегулировать. Для этого необходимо ослабить контргайку регулировочного винта, если зазор мал, выкрутить винт, если большой вкрутить для свободного прохождения щупа необходимой толщины. Придерживая винт затянуть контргайку. Щуп, который соответствует нижнему значению, должен проходить свободно с небольшим усилием.

Проворачивая коленчатый вал на угол 720/и, где "и" -количество цилиндров, отрегулировать клапаны в других цилиндрах в порядке работы двигателя.

Установите на место крышку клапанов.

Запустите двигатель, прогрейте его до 80-90 градусов по Цельсию и прослушайте его работу. Если регулировка теплового зазора клапанов произведена правильно, стука в клапанах не должно быть.

Пока автомобили, которые вошли в ВАЗовскую классическую серию, а это модели от 2101 до 2107 и «Нива», будут ездить по дорогам страны, их владельцам придётся изучать, как регулируются зазоры клапанов. Это новые машины оборудованы саморегулирующимися гидрокомпенсаторами, которые в самостоятельно корректируют работу газораспределительного механизма. Старые добрые «Жигули» нуждаются в большем внимании.

Для чего выставляются тепловые зазоры клапанов

Одним из наиболее распространенных видов регулировочных работ является настройка газораспределительного механизма, в частности зазора, который должен иметь место между кулачками распредвала и рокером (рычагом клапана).

У многих возникает вопрос о том, для чего нужен этот зазор? Не будет ли лучше отрегулировать детали таким образом, чтобы они просто, как можно плотнее, прилегали друг к другу? Ответ на этот вопрос находится в школьных учебниках по физике, а конкретнее в разделе, рассказывающем о тепловом расширении твёрдых тел.

Топливная смесь, сгорая в цилиндре, нагревает все без исключения части мотора до очень высокой температуры. Естественно, все детали незначительно увеличиваются в размере. Для газораспределительного механизма такое расширение может привести к негативным последствиям. Впускные и выпускные клапаны должны очень плотно закрывать гнездо. Если стержень клапана будет жестко упираться в верхней части, то при тепловом расширении, его тарелка опустится вниз и канал будет приоткрытым, а это приводит к нежелательному результату, а именно:

  • снижение и потеря мощности мотора;
  • увеличение расхода топлива;
  • перегрев и разрушение вырывающимся пламенем деталей ГРМ (клапанов, и так далее).

Для того, чтобы при расширении клапан всегда оставался закрытым и рассчитан тепловой зазор клапанов. Зазор присутствует на холодном моторе, но когда его температура достигает рабочих параметров, зазор постепенно уменьшается. Естественно, водителя интересует, какой зазор на клапанах устанавливается при регулировании. Зазоры имеют строго установленную величину - 0,15 мм. Допускается погрешность при регулировании в 0,05 мм. Эта величина рассчитана для холодного мотора. Допускается регулирование на горячем двигателе, но такая настройка считается неточной.

  • устойчивой ;
  • экономии топлива;
  • повышения моторесурса.

Что нужно подготовить к регулированию

Опасаясь сделать что-то не так, многие автолюбители при необходимости отрегулировать клапаны, направляются в автосервис. Учитывая, что подобную процедуру следует проводить, в среднем, после каждых 15-20 тыс. км пробега, приходится оплачивать значительную сумму, из семейного бюджета. К тому же тратится очень много времени на ожидание очереди в сервисе, да им мотор должен остыть до необходимой температуры. Поэтому, лучше проводить регулировку зазоров клапанов самому в условиях гаража. Работа эта несложная и инструмент для операции понадобится простой:

  • щуп толщиной 0,15 мм;
  • гаечных ключей.

Для того, чтобы приступить к работам, необходимо установить автомобиль на хорошо освещаемое место или обустроить искусственную подсветку моторного отсека. Далее следует отсоединить корпус воздушного фильтра, крышку ГРМ, извлечь масляный щуп.

Регулировка тепловых зазоров клапанов

Для начала процесса регулирования зазоров, следует выставить поршень первого цилиндра в верхнюю мёртвую точку на такте сжатия. Это просто: следует ключом проворачивать коленчатый вал до того момента, пока не совпадут сверление на звёздочке привода распредвала с наплавлением и метки на шкиве коленвала и блоке двигателя.

Теперь можно приступать к непосредственному регулированию зазоров, а делается это так:

  • щуп вставляется между рабочими частями кулачка и рычага соответствующего клапана;
  • если щуп входит с небольшим затруднением, можно считать, что зазор в нормальном состоянии;
  • если щуп не входит, входит очень туго или проходит без каких-либо усилий, необходимо начинать регулировку: удерживая ключом на 13 головку регулировочного болта, ключом на 17 отпускаем контргайку и проворачиваем болт в нужную сторону до получения необходимого зазора, проверяем щупом высоту зазора, после чего затягиваем контргайку.

Первыми регулируются 8-й клапан (4-й цилиндр) и 6-й клапан (3-й цилиндр). Клапаны регулируются парами, и для каждой из них следует поворачивать распределительный вал на 90° (коленвал на 180°). При каждом следующем повороте регулируются такие клапаны:

  • № 4 (2-й цилиндр) и № 7 (4-й цилиндр);
  • № 1 (1-й цилиндр) и № 3 (2-й цилиндр);
  • № 5 (3-й цилиндр) и № 2 (1-й цилиндр).

Возможно, с первой попытки вам, как начинающему автомастеру, не удастся сделать идеальную регулировку клапанного привода, но через какое-то время, навыки регулировки придут сами собой. Желательно, чтобы работу, особенно первый раз, контролировал опытный наставник.

Даже автолюбителю со стажем обязательно следует проверять соответствие технологии регулировок тепловых зазоров. Делается это после того, как закончена проверка и настройка всех клапанов. С помощью ключа или подвешиванием заднего колеса, необходимо несколько раз провернуть коленвал. После этого следует установить коленвал и распределительный вал на совпадении меток и провести проверку зазоров по описанному выше алгоритму. При необходимости регулировку зазоров повторить.

Эта статья по регулировке клапанов будет полезна и владельцам мотоциклов.

Необходимость регулировки клапанов, точнее их тепловых зазоров, у разных машин может наступить в разные сроки, у иномарок чуть позже, у отечественных машин раньше (примерно через 10 — 15 тысяч км. А у современных автомобилей с гидрокомпенсаторами, вообще нет необходимости регулировки клапанов. Но большинство более старых машин всё ещё периодически нуждаются в такой регулировке, и как правильно ее сделать у себя в гараже, и что для этого понадобится, мы и рассмотрим в этой статье.

В том, что необходимо произвести регулировку клапанов на вашей машине, можно определить по пробегу, по постороннему стуку в районе головки цилиндров (хотя при заниженных тепловых зазорах стука нет, но теряется мощность мотора), ну и по потере компрессии (как проверить компрессию читаем ) и соответственно мощности двигателя.

Для чего нужна регулировка тепловых зазоров клапанов?

Вообще правильная регулировка тепловых зазоров клапанов, то есть выставление нужного зазора между торцом стержня клапана и кулачком (или коромыслом на более старых машинах), очень важная операция. Ведь клапана изготовлены из металла, который как известно при нагреве расширяется, а значит стержень клапана с повышением температуры удлиняется на несколько долей миллиметра. Кроме этого расширяется (становится толще) и кулачок распредвала, давящий на стержень клапана (или становится толще коромысло, на более старых машинах).

Степень удлинения стержня клапана (и других деталей) зависит от сорта стали и именно поэтому у разных двигателей разные зазоры (которые рекомендует завод изготовитель), зависящие от сорта стали. Поэтому прежде чем начинать регулировку клапанов на вашем двигателе, необходимо уточнить в мануале именно вашего мотора точную величину тепловых зазоров, которую рекомендует завод изготовитель двигателя, и от этого значения подбирать , с помощью которого будет производиться регулировка. На многих двигателях величина тепловых зазоров пишется на наклейке, которая наклеена на клапанную крышку.

И если тепловой зазор будет меньше положенного для вашего двигателя, или зазора вообще не будет, то при нагреве и удлинении стержня клапана, клапан при работе двигателя уже не сможет полностью (плотно) закрыться и обеспечить компрессию в камере сгорания, так как будет упираться своим торцом в кулачок (или площадку коромысла).

То что от неплотного закрытия тарелки клапана (потери герметичности прилегания тарелки к седлу) «уплывёт» компрессия и потеряется мощность двигателя (и машина будет хуже заводиться, а дизель может не завестись вообще) ещё пол беды. Но хуже всего то, что тарелка клапана и его седло от неплотного прилегания быстро покроются нагаром и начнут пригорать и портиться.

После этого естественно такой мотор уже не будет нормально работать, даже если клапана будут впоследствии отрегулированы. Потребуется снятие и , то есть восстановление поверхности , и последующая клапанов. Хотя бывает и так, что клапана придётся менять.

Если же тепловой зазор будет больше положенного, то при работе двигателя, по мере нагрева и удлинения стержня клапана, зазор между торцом стержня и кулачком (или коромыслом) будет выбираться не полностью. От этого стержень клапана и кулачок (коромысло) будут испытывать ударные нагрузки и быстро изнашиваться, ну и будет слышен стук клапанов в районе головки.

Поэтому как повышенные тепловые зазоры, так и пониженные, вредны для любого двигателя, и поэтому нужно всегда стремиться отрегулировать рекомендованный заводом тепловой зазор, и периодически производить регулировку клапанов, согласно рекомендациям завода изготовителя, а то и раньше — при появлении посторонних стуков в районе головки цилиндров.

Естественно на разных двигателях может быть немного разная конструкция газораспределительного механизма, и регулировку зазоров клапанов абсолютно на всех двигателях невозможно описать в одной статье. Но как правило существует всего три основные конструкции — с гидрокомпенсаторами, с открытием клапанов с помощью кулачка распредвала и открытие клапана с помощью коромысла.

Как я уже писал выше, регулировка клапанов на моторах с гидрокомпенсаторами не требуется. И на таких двигателях при какой то неисправности просто детали заменяются новыми (или решается проблема с давлением масла). Поэтому ниже будет описана регулировка клапанов на конструкции с коромыслом, где регулировка проводится с помощью специальных болтов, и на более современной конструкции, где сам кулачок непосредственно давит на торец стержня клапана, а между ними устанавливается специальная цементированная регулировочная шайба, которая просто меняется на другую шайбу, то есть нужную шайбу другой толщины.

Регулировка клапанов на более старой конструкции с приводом коромыслом.

На двигателях с такой конструкцией регулировка тепловых зазоров самая простая операция, и ниже мы рассмотрим её последовательность. Об этом так же можно почитать . Но перед этим купите набор щупов, и подготовьте набор гаечных ключей. Ну и дождитесь, когда двигатель остынет до 20 градусов, а лучше чтобы не ждать, производить регулировку на холодном двигателе, перед поездкой, а не после её. Далее:

Регулировка клапанов на более свежей конструкции (с регулировочными шайбами).

  • Установите на шпильки клапанной крышки приспособление (см. рисунок и фото) для утапливания клапанов и их толкателей.
  • Проверните коленвал двигателя (почасовой стрелке)до подхода поршня первого цилиндра в ВМТ такта сжатия — это соответствует моменту совмещения меток на шкиве распредвала и на картере или задней крышке кожуха ремня (уточните в мануале вашего мотора, где находятся эта метка).
  • После совпадения меток, доверните немного коленвал примерно на 2,2 — 3 зуба шкива распредвала (соответствует повороту на 40-50°).



Типы привода клапанов

При эксплуатации автомобиля в результате изнашивания и нагрева механических частей газораспределительного механизма происходит изменение зазора между рычагами (коромыслами) клапанов и кулачками распределительного вала (в двигателях других типов – между распределительным валом и толкателями, между коромыслами и клапанами). Поэтому периодически (примерно через 30 тыс. км), а также при любых ремонтах механизма или снятии головки блока цилиндров следует проверять и при необходимости регулировать этот зазор в двигателях, имеющих механический привод клапанов.

Величина теплового зазора для каждого двигателя индивидуальна и колеблется от 0,10 мм в автомобилях “Фольксваген GT” до 0,60 мм в автомобилях “Форд Фиеста”. В технических характеристиках двигателей могут быть приведены тепловые зазоры как для холодного, так и для горячего двигателя, причем для горячего двигателя зазор может быть как больше, так и меньше больше в зависимости от конструкции газораспределительного механизма.

Холодным считают двигатель, температура охлаждающей жидкости в котором ниже 35° С, что достигается остыванием двигателя после его прогревания в течение не менее 4 ч при температуре окружающей среды 20° С. Горячим считают двигатель, температура охлаждающей жидкости в котором составляет около 80° С (момент включения большого контура циркуляции жидкости).

Проверяют и регулируют тепловые зазоры клапанов при закрытых клапанах, т. е. при максимальном удалении вершины кулачка распределительного вала от коромысла (штанги толкателя, толкателя) клапана. Такое положение вала может быть достигнуто различными способами. Проверка зазоров производится с помощью щупа (рис.)

Рис.. Регулировка зазоров в газораспре­делительном механизме:

1 - штанга; 2 - контргайка; 3 - регулировочный винт; 4 - отвертка; 5 - коромысло; 6 - щуп; 7 - клапан

Наиболее распространенным является способ, при котором сначала регулируются зазоры в клапанах 1-го цилиндра; при этом его поршень находится в ВМТ на такте сжатия.

Такт сжатия определяется по возрастанию давления воздуха в цилиндре при движении поршня в ВМТ. Для определения этого такта необходимо вывернуть свечу зажигания (форсунку), закрыть ее отверстие в блоке цилиндров специальным свистком, пробкой или просто пальцем руки и проворачивать коленчатый вал до возникновения свиста (выталкивания пробки, резкого возрастания давления на палец).

Для бензиновых двигателей положение поршня на такте сжатия вблизи ВМТ может быть определено по положению бегунка прерывателя – распределителя зажигания, если прерыватель не снимался и двигатель не подвергался разборке (сборке). При открытой крышке распределителя бегунок должен располагаться возле высоковольтного вывода, идущего к свече 1-го цилиндра.

Поршень находится вблизи ВМТ и при проскакивании искры на его свече зажигания (в бензиновых двигателях). Для определения ВМТ выворачивают свечу (либо отсоединяют от нее провод высокого напряжения и подсоединяют его к “запасной” свече или разряднику), включают зажигание и проворачивают коленчатый вал до появления искры на свече. После нахождения нужного положения поршня совмещают определенные метки на шкиве коленчатого вала и крышке шестерни (звездочки, шкива) привода распределительного вала, метки на маховике и других деталях.

После регулировки тепловых зазоров клапанов 1-го цилиндра зазоры в остальных клапанах регулируют в порядке их работы, каждый раз проворачивая коленчатый вал на 180 (для 4-цилиндровых двигателей), 120 (для 6-цилиндровых) или 144 (для 5-цилиндровых).

Для некоторых двигателей (например, ВАЗ) рекомендуется совмещать метки на крышке распределительного вала и шкиве его привода, что соответствует концу такта сжатия в 4-м цилиндре. В таком положении регулируют тепловой зазор выпускного клапана этого цилиндра и впускного клапана 3-го цилиндра, а затем и других цилиндров, в порядке их работы, каждый раз проворачивая коленчатый вал на 180 .

Менее точное положение кулачков относительно толкателей или их коромысел может быть определено визуально по повороту распределительного вала. Кулачок вала при этом должен быть максимально удален от толкателя (коромысла), т. е. обращен к толкателю тыльной стороной, а клапан закрыт.

Двигатели современных легковых автомобилей не имеют рукоятки для ручного проворачивания коленчатого вала. Поэтому его поворот для определения момента закрытия клапанов в цилиндре, в котором планируется производить регулировку их тепловых зазоров, может быть осуществлен с помощью ключа или специального приспособления, которое надевается на центральный болт крепления ременного шкива вала. Не рекомендуется проворачивать коленчатый вал за болт крепления шкива распределительного вала, так как при этом можно повредить болт или растянуть приводной ремень. В случае отсутствия такого болта коленчатый вал можно провернуть поворотом колес ведущего моста, вывесив колеса автомобиля и включив прямую передачу. Предварительно, для облегчения выполнения данной операции, желательно вывернуть свечи зажигания (в бензиновых двигателях).

В практике нашел применение также способ проворачивания коленчатого вала с помощью трансмиссии – перекатыванием автомобиля при включенной прямой (повышающей) передаче. При таком способе момент закрытия клапанов определяется визуально. После регулировки тепловых зазоров клапанов определенного цилиндра автомобиль снова перекатывают до тех пор, пока кулачок распределительного вала, упирающийся в регулируемый клапан, не будет максимально удален от толкателя (коромысла) последнего.

Существует несколько вариантов передачи силового воздействия с кулачков распределительного вала на стержни клапанов (т. е. типов привода клапанов), а значит, и методик регулировки тепловых зазоров.

1. Привод через штангу и коромысло (рис. 4.44) для автомобилей “Рено”, “Форд” ранних выпусков, "Волга", "Газель". При таком варианте привода тепловой зазор проверяется между коромыслом и клапаном. При отклонении зазора от номинального отворачивают гайку регулировочного винта и, поворачивая отверткой винт, устанавливают нужный зазор по проложенному щупу. После этого, удерживая отверткой регулировочный винт, законтривают его гайкой и проверяют правильность установки зазора.

Рис. 4.44. Привод клапанов через штангу и коромысло:

1 – седло клапана; 2 – клапан; 3 – маслоотражательный колпачок; 4, 5 – клапанные пружины; 6 – тарелка пружин; 7 – сухарь; 8 – коромысло; 9 – регулировочный винт; 10 – гайка регулировочного винта; 11 – юбка толкателя; 12 – опорная шайба пружин

2. Привод через коромысло (рис. 4.45) для автомобилей “Мазда-626”, ЗАЗ-1102. При таком конструктивном исполнении кулачок распределительного вала воздействует на плечо коромысла, на конце которого для увеличения срока службы может быть установлен роликовый подшипник. На другом конце коромысла имеется регулировочный винт с контргайкой, воздействующий на стержень клапана. Для регулировки зазора необходимо ослабить контргайку и вращением регулировочного винта добиться необходимого зазора между торцом стержня клапана и регулировочным винтом, после чего затянуть контргайку.


Рис. 4.45. Привод клапанов через коромысло:

1 2 – коромысло; 3 – регулировочный винт; 4 – контргайка; 5 – зазор

3. Привод через коромысло и регулировочный эксцентрик (рис. 4.46) для автомобилей БМВ-518, БМВ-520. При таком варианте привода кулачок воздействует на коромысло, которое через регулировочный эксцентрик соприкасается со стержнем клапана. Зазор измеряется между эксцентриком и концом стержня. Если величина зазора не соответствует требуемой, с помощью отвертки или специального стержня (толщиной 2 мм) поворачивают эксцентрик таким образом, чтобы получить необходимый зазор, после чего затягивают контргайку.

Рис. 4.46. Привод клапанов через коромысло и регулировочный эксцентрик:

1 – регулировочный эксцентрик; 2 – коромысло; 3 – кулачок распределительного вала

4. Привод через рычаг (рис. 4.47) для автомобилей “Мерседес-Бенц 123”, “Сузуки”. При таком конструктивном исполнении кулачок распределительного вала воздействует на плечо специального рычага, тыльная поверхность которого передает усилие на регулировочную гайку, имеющуюся на торце стержня клапана и застопоренную контргайкой. При необходимости регулировки теплового зазора контргайку ослабляют, вращением регулировочной гайки устанавливают нужный зазор (проложив между ней и рычагом щуп соответствующей толщины) и затягивают контргайку.

Рис. 4.47. Привод клапанов через рычаг:

1 – кулачок распределительного вала; 2 – щуп для регулировки теплового зазора; 3 – рычаг; 4 – регулировочная гайка; 5 – контргайка; 6 – тарелка пружины клапана; 7 – пружина клапана; 8 9 – головка цилиндров; 10 – стержень клапана; 11 – направляющая втулка клапана

5. Привод через коромысло, имеющее 4 опорные поверхности (рис. 4.48) для автомобилей ВАЗ-2101…ВАЗ-2107. При таком варианте привода тепловой зазор проверяется непосредственно между коромыслом и кулачком распределительного вала. Для регулировки ослабляют контргайку, вращением регулировочного болта устанавливают нужный зазор (проложив между кулачком распределительного вала и коромыслом щуп соответствующей толщины) и затягивают контргайку.

Рис. 4.48. Привод клапанов через коромысло, имеющее 4 опорные поверхности:

1 – головка цилиндров; 2 – клапан; 3 – направляющая втулка клапана; 4 – коромысло; 5 – крышка подшипника распределительного вала; 6 – кулачок распределительного вала; 7 – регулировочный болт; 8 – контргайка; А – тепловой зазор

6. Привод через чашечный толкатель (рис. 4.49) для автомобилей “Форд”, “Опель”, “Фольксваген”, “Ауди”, ВАЗ-2108…ВАЗ-2110. Такой привод наиболее распространен в двигателях автомобилей 1980 – 1990 гг. выпуска. Распределительный вал воздействует на чашечный толкатель, усилие от которого через регулировочную шайбу передается на клапан. В таком приводе отсутствуют коромысла, что повышает надежность работы газораспределительного механизма.

Рис. 4.49. Привод клапанов через чашечный толкатель:

1 – головка цилиндров; 2 – клапан; 3 – чашечный толкатель; 4 – корпус подшипника распределительного вала; 5 – кулачок распределительного вала; 6 – регулировочная шайба; 7 – маслосъемный колпачок клапана; А – тепловой зазор

Регулировка теплового зазора осуществляется подбором толщины регулировочной шайбы. Если зазор отличается от номинального, следует с помощью отвертки повернуть чашечный толкатель в положение, обеспечивающее доступ к регулировочной шайбе через прорезь в его верхней части. Толкатель утапливается с помощью специального приспособления (при его отсутствии – отверткой) и фиксируется в нижнем положении (рис. 4.50). После этого с помощью другого приспособления (стальной пластины с плоским магнитом), а при его отсутствии – щипцами, магнитом или сжатым воздухом удаляется регулировочная шайба. Микрометром измеряют толщину шайбы, а затем определяют толщину новой шайбы по формуле

Н = В + (А – С ),

где Н – толщина новой шайбы; В – толщина снятой шайбы; А – измеренный зазор; С – номинальный зазор. Так, например, пусть А = 0,29 мм, В = 3,75 мм, С = 0,20 мм. Тогда

Н = 3,75 + (0,29 – 0,20) = 3,84 мм.

В пределах допуска ±0,05 мм принимают толщину новой шайбы равной 3,85 или 3,80 мм.

Новую шайбу устанавливают в толкатель клапана маркировкой в сторону толкателя. При сборке шайбу и толкатель смазывают маслом. После регулировки тепловых зазоров клапанов такого привода необходимо залить масло в масляные ванны головки цилиндров.

В запасные части поставляются регулировочные шайбы толщиной от 1,65 до 4,00 мм с шагом 0,05 мм.

При проверке тепловых зазоров клапанов в приводе клапанного механизма любого типа измерительный щуп должен входить с легким защемлением. Для того чтобы убедиться в точности проверки, можно использовать щупы немного толще и немного тоньше номинального. Щуп с большей толщиной при этом не должен входить в зазор, а щуп с меньшей – входить свободно.

С 80-х годов на большинстве двигателей автомобилей иностранного производства для привода клапанного механизма начали применять гидравлические толкатели, которые не требуют регулировки в процессе эксплуатации.


Рис. 4.50 . Утапливание (а ) и фиксация (б ) толкателя клапана для замены регулировочной шайбы:

1 – приспособление для утапливания толкателя; 2 – чашечный толкатель; 3 – приспособление для фиксации толкателя; 4 – регулировочная шайба