Симптомы: пузырьки газа в системе охлаждения, течь масла из-под ГБЦ.

Возможная причина: нарушена плоскостность ГБЦ или же износилась ее прокладка.

Инструменты: инструменты, необходимые для демонтажа приводного ремня ГРМ, набор головок, набор гаечных ключей, отвертка с плоским лезвием, пассатижи, щуп и линейка.

1. Стравите давление в системе питания двигателя.

2. Снимите провод с отрицательного вывода аккумуляторной батареи.

3. Слейте рабочую жидкость из системы охлаждения двигателя.

4. Снимите приводной ремень газораспределительного механизма со шкива распределительного вала (см. Снятие и установка приводного ремня газораспределительного механизма и его натяжного ролика).

5. Снимите приемную трубу системы выпуска отработавших газов от выпускного коллектора.

6. Снимите фильтр воздуха (см. Демонтаж воздушного фильтра).

7. Снимите колодки жгута проводов с форсунок, для чего отожмите их фиксирующие элементы.

8. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика положения дроссельной заслонки.

9. Отключите колодку жгута проводов от датчика абсолютного давления.

10. Снимите колодку проводного жгута с датчика температуры охлаждающей жидкости.

11. Отсоедините колодку проводного жгута от датчика температуры всасываемого воздуха.

12. Отключите колодку проводного жгута от регулятора холостого хода.

13. Разъедините колодку проводного жгута датчика концентрации кислорода.

14. Выньте жгут проводов из держателя, расположенного на двигателе.

15. Отверните и снимите гайку, крепящую распорку к впускной трубе, а затем отверните болт, крепящий ее к блоку цилиндров двигателя (На стороне двигателя, которая обращена к щитку передка).

16. Демонтируйте распорную планку.

17. Выведите моторный жгут проводов из держателя, расположенного в задней части впускной трубы.

18. Выведите моторный проводной жгут из держателя, который расположен в передней части впускной трубы.

19. Отстегните передний верхний и задний верхний держатели моторного жгута проводов, используя отвертку.

20. Извлеките моторный проводной жгут из переднего держателя.

21. Выньте моторный жгут проводов из заднего держателя.

22. Выньте проводной жгут из среднего верхнего держателя, расположенного на впускной трубе.

23. Сместите жгут проводов в сторону.

24. Отсоедините наконечник приводного троса дроссельной заслонки от шарового пальца промежуточного рычага.

25. Выньте трос привода дроссельной заслонки из отверстия в кронштейне, а затем отведите его в сторону.

26. Снимите шланг продувки адсорбера с впускной трубы.

27. Снимите топливопровод с топливной рампы.

28. Отсоедините шланг, идущий к вакуумному усилителю тормозов, от впускной трубы, предварительно сжав фиксирующие элементы шланга.

29. Ослабьте крепежные хомуты трех шлангов, для чего сожмите их отогнутые усики, используя пассатижи. Сместите хомуты вниз по шлангам.

30. Снимите шланги с патрубков термостата и блока цилиндров двигателя.

31. Выньте из держателей, расположенных на кронштейне, шланги отопителя.

32. Отверните и выньте крепежный болт провода «массы».

33. Снимите провод «массы».

34. Открутите крепежный болт насоса гидравлического усилителя рулевого управления к головке блока цилиндров.

35. Выньте шланг продувки адсорбера из держателя, который располагается на крышке головки блока цилиндров.

36. Отключите от модуля зажигания высоковольтные провода.

37. Отключите от модуля зажигания колодку проводов, для чего отожмите ее элемент фиксации.

38. Открутите три болта крепления модуля зажигания.

39. Снимите с автомобиля модуль зажигания.

Примечание: момент затяжки болтов крепления модуля зажигания – 15 Нм. Перед подключением высоковольтных проводов следует нанести на их наконечники

консистентную смазку (Заводом-изготовителем рекомендуется использовать FLUORINE GREASE, но разрешается также использование технического вазелина).

40. Отключите от штуцеров крышки головки блока шланги большой и малой ветви вентиляции картера.

41. Открутите восемь болтов крепления крышки головки блока цилиндров.

42. Снимите крышку ГБЦ, а затем и установленную под ней прокладку.

43. Ослабьте затяжку крепежных болтов головки блока цилиндров в указанной на картинке последовательности.

44. Окончательно открутите, а затем выньте крепежные болты головки блока цилиндров.

45. Снимите шайбы, установленные под болтами.

Примечание: при установке головки блока цилиндров обязательно замените новыми ее крепежные болты вместе с шайбами. Обратите внимание, что болты имеют различную длину, поэтому необходимо запомнить или пометить то, как они устанавливаются.

46. Демонтируйте головку блока цилиндров вместе с выпускным коллектором, дроссельным узлом и впускной трубой.

Полезный совет: при демонтаже головки блока цилиндров рекомендуется прибегнуть к помощи второго исполнителя, так как ГБЦ довольно тяжелая.

47. Снимите прокладку, установленную на блоке цилиндров двигателя под ГБЦ.

48. Произведите осмотр прокладки на наличие дефектов и, при необходимости, замените ее.

49. Очистите сопрягающиеся поверхности головки блока цилиндров и блока цилиндров от загрязнений, моторного масла, охлаждающей жидкости и остатков старой прокладки.

50. Проверьте головку блока цилиндров на отсутствия нарушений плоскостности, для чего поставьте металлическую линейку на поверхность головки сначала посередине вдоль, а затем поперек, а также по диагоналям. Во время прикладывания линейки замеряйте зазоры между плоскостью головки блока цилиндров и линейкой, используя щуп. Зазор не должен превышать 0.05 миллиметра, в противном случае головку блока необходимо заменить.

51. Произведите установку прокладки ГБЦ и саму головку блока цилиндров в обратной демонтажу последовательности. При монтаже учитывайте следующие моменты:

Очистите резьбовые отверстия под крепежные болты головки блока цилиндров от моторного масла охлаждающей жидкости, попавших туда при демонтаже головки блока.

Установите новую прокладку головки блока. Повторное использование старой прокладки категорически воспрещается.

Замените крепежные болты головки блока новыми.

Затяните болты на холодном двигателе в последовательности, указанной на прилагающейся фотографии, в четыре подхода:

Первый подход – затяните болты моментом 20 Нм, а затем доверните на угол, равный 94-106 градусам. Выждите три минуты.

Второй подход – отпустите болты (1 и 2 на фотографии), а затем снова затяните их моментом 20 Нм, после чего доверните их на угол, равный 104-116 градусов.

Третий подход – отпустите болты (3, 4, 5, 6 на фотографии), а затем снова затяните их моментом 20 Нм, после чего доверните их на угол, равный 104-116 градусов.

Четвертый подход – отпустите оставшиеся болты (7, 8, 9, 10 на фотографии), а затем затяните их моментом 20 Нм, после чего доверните болты на 104-116 градусов.

Произведите установку всех демонтированных деталей (кроме воздушного фильтра и крышки головки блока цилиндров) в обратной снятию последовательности.

Произведите регулировку приводного ремня газораспределительного механизма.

Отрегулируйте приводной ремень вспомогательных механизмов.

Проверьте и отрегулируйте зазоры в приводе клапанов, если это необходимо.

Произведите монтаж крышки головки блока цилиндров в обратной снятию последовательности. Болты крепления крышки затягивайте в последовательности, указанной на прилагающемся фото в два подхода:

Подход первый – предварительная затяжка (Момент затяжки – 2.0 Нм).

Подход второй – окончательная затяжка (Момент затяжки – 10 Нм).

Произведите установку воздушного фильтра в обратной демонтажу последовательности.

Заправьте рабочей жидкостью систему охлаждения двигателя.

Павел Куракин Автолюбитель

После утомительной притирке клапанов и засухаривания наконец устанавливаем ГБЦ на место. Проблем с притиркой особо не было, но пришлось шарошить все выпускные и впускные клапана, пришлось делать направляющую 5,5 мм под шарошку. Это все мелочи результат порадовал, после окончательной притирки клапаночки сидят лучше заводского штампа!
Фото-1.
Прежде чем устанавливать ГБЦ обязательно купите новые болты для крепления ГБЦ - цена вопроса 800 руб.
Фото - 2.
Устанавливаем прокладку, ГБЦ, берём новые болты и динамометрический ключ (хорошая штука скажу я вам).
Фото - 3.
С помощью ключа устанавливаем значение равное 20 н.м. и протягиваем болты в следующем порядке.
Фото - 4.
Далее в том же порядке с 1 по 10 закручиваем поворотом ключа 90 градусов (приблизительно получиться 58-60 н.м по динамометрической шкале). Со старыми болтами это может не прокатить имейте это в виду. Здесь ВСЁ. …Обязательно зафиксируйте коленвал в верхней мёртвой точке до того как уложите валы, ВНИМАНИЕ, шестерня ГРМ коленвала сидит на конусе не смотря на то, что в ней есть пробел под шпонку это враньё, пока она не прижата болтом она не вращается, будьте внимательны. Установите в гнездо головки блока первого цилиндра в которой ещё не лежат валы, длинною отвертку, вставте болт в каленвал и слегка прижмите. Крутиться вал легко, сильно не зажмёте не бойтесь, смотрите на отвертку и ловите ВМТ. Маркером сделайте отметку как выловете. В блоке с права под датчиком найдите болт, открутите его, зафиксируйте положение каленвала (приспособление и чертёж прилагается на фото 10), либо используйте показания длинной отвёртки ВМТ.
Фото - 5.
Устанавливаем на место толкатели и рокера, предварительно обильно смажьте маслом.
Фото - 6.
Подготовте валы и уложите их не место, обильно смажьте маслом постели приопускающие шейки валов.
Фото - 7
Подготовьте крышку ГБЦ, предварительно очистив от старого герметика.
Фото - 8.
Нанесиле герметик на ГБЦ и установите крышку предварительно зафиксировав валы приспособлением которое пришлось делать самому.
Фото - 9,10,11,12.
Затените болтики в порядке как на рисунке, с помощью динамометрического ключа с установленным усилием 13-15 н.м. С учетом того, что каленвал находиться в ВМТ, клапана не погнет смелее.
Фото - 13,14
Далее убедитесь что коленвал не прокручивается, а валы зафиксированы приспособлением как показано на фото 11. Установите ремень и ролики, натяните ремень с помощью ролика по часовой стрелке (лдя этого понадобиться ключ на 16 и шестигранник из набора № 7 или 8) Проверте натяжку ремня визуально не сильно и не слабо.
Фото - 15.
На крепёжный болт каленвала голвка на 18 и головочный удленитель, дайте нагрузку 20 н.м.с помощью динамометрического ключа и поверните ключ на 100 градусо на затяжку.
Фото 16.
Удалите болт фиксации каленвала и пластину фиксации распредвалов. Прокрутите каленвал 2-3 раза проверте ВМТ(отвертка в первом цилиндре) и положение распред валов с помощью приспособления для фиксации (моя пластина на фото 11). Если все сходиться значить можно позволить фронтовые сто грамм. И так ремень установлен, начинаем вешать остальную херь. Об этом чуть позже спать хочу!







При обнаружении течи моторного масла или охлаждающей жидкости в местах соединения головки блока с блоком цилиндров снимите головку и замените ее прокладку. Течь может возникнуть и вследствие короб-ления головки блока из-за перегрева

Если вы случайно перегрели мотор, то ни в коем случае нельзя доливать охлаждающую жидкость, когда двигатель горячий. Нужно подождать пока двигатель остынет.

Вам потребуются; те же инструменты, что и для снятия ремня привода газораспре-делительного механизма, шкива распреде-лительного вала, крышки головки блока цилиндров, а также ключ «на 13», торцовая головка TORX Е14, динамо-метрический ключ, пассатижи.

1. Снизьте давление в системе питания.

2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

3. Слейте жидкость из системы охлаждения двигателя.

4. Снимите со шкива распределительного вала ремень привода газораспределительно-го механизма

6. Снимите воздушный фильтр.

7. Отжав фиксаторы, отсоедините колодки жгутов проводов от форсунок...

12. и регулятора холостого хода.

13. Разъедините колодку жгута проводов датчика концентрации кислорода...

14 ...и выведите жгут из держателя на двигателе.

15. На стороне двигателя, обращенной к щиту передка, отверните гайку крепления распорки к впускной трубе, выверните болт ее крепления к блоку цилиндров.

16. ...и снимите распорку.

18. ...и спереди.

19. Отстегнув отвертко

й верхние держате-ли моторного жгута спереди..

24. ...и отведите его в сторону.

25. Снимите с шарового пальца промежу-точного рычага наконечник троса привода дроссельной заслонки...

26....извлеките трос из отверстия крон штейна и отведите в сторону.

28. Отсоедините от топливной рампы топ-ливопровод.

29. Отсоедините от впускной

трубы шланг к вакуумному усилителю тормозов, сжав фиксаторы его крепления.

30. Ослабьте хомуты крепления трех шлан-гов, сжав пассатижами их отогнутые усики, сдвиньте хомуты по шлангам...

31...и отсоедините шланги от патрубков термостата и головки блока цилиндров.

34 ...и отсоедините провод.

35. Выверните болт крепления кронште

йна насоса гидроусилителя рулевого управления к головке блока.

36. Снимите крышку головки блока цилин-дров.

37. Ослабьте в указанном порядке затяжку десяти болтов крепления головки блока цилиндров...

38...окончательно выверните болты креп-ления головки, выньте их...

39...и снимите установленные под болтами шайбы.

Болты крепления головки блока обязатель-но замените новыми. Повторное использование не допускается. Обратите внимание на то, что болты разной длины. При их снятии запомните расположение болтов и за-тем установите на прежние места.

дроссельным уз-лом и выпускным коллектором...

Снимать головку блока цилиндров удоб-нее с помощником, так как она довольно тяжелая

41. ...затем снимите ее прокладку.

42. Очистите привалочные поверхности го-ловки и блока.

43. Проверьте головку блока на отсутст-вие коробления. Для этого поставьте линей-ку ребром на поверхность головки сначала посередине вдоль, затем поперек, а также по диагоналям и щупом измерьте зазор между плоскостью головки и линейкой. За-мените головку блока цилиндров, если за-зор превысит 0,05 мм.

44. Установите головку блока цилиндров в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:

─удалите из резьбовых отверстий болтов крепления головки блока цилиндров масло или охлаждающую жидкость, попавшие туда при снятии головки;

─обязательно установите новую проклад-ку головки блока, повторное использование прокладки не допускается;

замените болты новыми;

─смажьте болты моторным маслом;

затягивайте болты на холодном двигателе в указанном порядке в четыре этапа:

1-этап (предварительная осадка прокладки) затяните болты моментом 20 Нм (2 кгс-м), после чего доверните на угол 100° ± 6°; Сделайте выдержку 3 мин;

2-этап - отпустите болты 1 и 2, после чего снова затяните их моментом 20 Нм (2 кгс-м) и доверните на угол 110° ± 6°;

3-этап - отпустите болты 3, 4, 5 и 6, после чего снова затяните их моментом 20 Нм (2 кгс-м) и доверните на угол 110° ± 6°;

4-этап - отпустите болты 7, 8, 9 и 10, после чего снова затяните их моментом 20 Нм (2 кгс-м) и доверните на угол 110° ± 6°.

45. Установите все снятые детали и узлы, кроме крышки головки блока цилиндров и воздушного фильтра, в порядке, обратном снятию.

46. Отрегулируйте натяжение ремня привода газораспределительного механизма и ремня привода вспомога-тельных агрегатов

47. Поверьте и при необходимости отре-гулируйте зазоры в приводе клапанов.

48. Установите крышку головки блока цилиндров

49. Установите воздушный фильтр

50. Залейте охлаждающую жидкость.

Замена клапанов Рено Логан 1.6 8 клапанов может потребоваться в случае обрыва ремня ГРМ, вследствии чего клапана встречаются с поршнями и происходит непоправимое. К сожалению двигатели Renault Logan имеют такой грех. При обрыве ремня ГРМ клапана гнет однозначно, что выливается в масштабный ремонт двигателя. Стоит отметить, что моторы Рено Логан 1.4 и 1.6 8 клапанов имеют схожую конструкцию, поэтому инструкция пригодится для обоих вариантов.

Если клапана загибает на 16-клапанном движке Logan, тогда это еще более сложный случай, ведь там конструкция головки блока цилиндров более продвинутая. Два распредвала, гидрокомпенсаторы, 16 клапанов… но об этом мы расскажем в следующий раз.

Замена клапанов Рено Логан 1.6 8 клапанов потребует серьезных трудозатрат, ведь предстоит снять и разобрать головку блока цилиндров. Снять с ГБЦ поврежденные клапана, притереть новые клапана и собрать все заново. Часть работ мы уже описывали, поэтому дадим ссылки на другие страницы сайта. Вот тут вы узнаете, как , тут как снять . Не забываем, что вам предстоит для начала снять клеммы с аккумулятора и слить охлаждающую жидкость.

Для демонтажа головки блока цилиндров Рено Логан необходимо снять воздушный фильтр и открутить клапанную крышку. Фото прилагаются.


Для снятия воздушного фильтра Рено Логан необходимо отсоединить шланг воздухозаборника с патрубка воздушного фильтра, затем головкой на 12 отворачиваем два винта крепления корпуса воздушного фильтра к крышке головки блока цилиндров и два винта крепления корпуса к впускному трубопроводу. Аккуратно приподнимаем корпус воздушного фильтра и отсоединяем трубки вентиляции картера от патрубка.


Перед снятием клапанной крышки необходимо будет снять катушку зажигания. Клапанная крышка у Рено Логан 1.6 8 клапанов крепится 8 болтами, которые можно открутить головкой на 8. Но перед съемом клапанной крышки желательно открутить от головки блока цилиндров впускные и выпускные коллекторы.

Выпускной коллектор на Логане снять проще, поскольку расположен он удобнее. Для начала головкой «на 10» отворачиваем три гайки крепления теплозащитного экрана, затем можно откручивать той же головкой «на 10» 7 гаек крепления выпускного коллектора. Фото расположения гаек прилагается.


С другой стороны двигателя нам необходимо снять впускной коллектор. Впускной коллектор так же крепится к ГБЦ с помощью 7 гаек. Головкой «на 13» отворачиваем гайку 1 крепления опорного кронштейна к впускному трубопроводу и болт 2 крепления кронштейна к блоку цилиндров (для наглядности показано на снятом силовом агрегате). Снимаем опорный кронштейн впускного трубопровода. Тем же инструментом отворачиваем три гайки 3 нижнего крепления (снизу автомобиля) и четыре болта 4 верхнего крепления впускного трубопровода к головке блока цилиндров (показаны одна гайка и один болт - другие на фото не видны).


Когда головка цилиндров Рено Логан освобождена от всего навесного, можно откручивать её от блока цилиндров. Но для начала придется еще снять распределительный вал. Для того, что бы снять головку придется открутить 10 болтов крепления головки цилиндров в определенном порядке. Каждый болт следует ослаблять плавно, по пол оборота. Порядок откручивания показан на следующей схеме.

Болты имеют разную длину, поэтому их лучше заранее положить так, что бы потом не перепутать, это очень важный момент. Сборка тоже процесс весьма важный и ответственный. Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров показан на следующем рисунке. Момент затяжки: 20 Нм + доверните на угол 110° ±6°. Подождите три минуты. Поле чего отпустите болты 1 и 2 и снова затяните указанным моментом. Потом отпустите и затяните болты 3,4,5,6. После отпустите и затяните болты 7,8,9,10.


В общем снимать и ставить головку блока цилиндров на Рено Логан (да и на других машинах) надо очень ответственно. Иначе возможна деформация ГБЦ, а это чревато прогаром прокладки головки, перегревом двигателя и прочими проблемами.

После того, как головка цилиндров Renault Logan снята, вам нужно рассухарить клапана. Для этого нужно найти рассухариватель или воспользоваться помощью друга. После того, как сухарики, тарелочки и пружины будут сняты, перед вашим взором предстанет следующая картина. Вот они гнутые клапана.


Если поршни и рабочая камера двигателя не повреждены, приступаем к очистке от нагара и смолистых отложений. Далее нам необходимо притереть новые клапана. Для притирки клапанов Рено Логан понадобится специальная притирочная паста. Притирка мало чем отличается от того же процесса на других моторах. Результатом притирки должна стать плотная посадка клапанов в седла. Проверить правильность притирки можно визуально, на клапане, должна появится матовая непрерывная полоска не менее 1.5 мм шириной. Проверить качество притирки можно с помощью керосина например. Для этого вставляем клапана на место, переворачиваем головку и наливаем в рабочие камеры жидкость, которая не должна уходить через клапан, хотя бы несколько минут. Если не провести притирку новых клапанов, то в двигателе не будет компрессии, он просто не будет работать.

После притирки клапанов Рено Логан необходимо все тщательно промыть от остатков абразивной притирочной пасты. Перед сборкой устанавливаем новые маслосъемные колпачки, заменяем сломанные пружины и засухариваем клапана. Теперь прикручиваем головку к блоку, как описано чуть выше и не забываем про новую прокладку ГБЦ. Теперь устанавливаем распределительный вал и ремень ГРМ. Следующий важный момент это регулировка теплового клапанного зазора, который необходимо провести вручную.

Как только ремень установлен, клапана отрегулированы, можете ставить клапанную крышку, впускной и выпускные коллекторы, при этом не забываем устанавливать новые прокладки, что бы потом уже сюда не возвращаться. После сборки двигателя Рено Логан 8 клапанов заливаем охлаждающую жидкость, подсоединяем аккумулятор и заводим движок. Если все собрано правильно, значит работа мотора будет радовать ближайшие 60 тысяч километров. Затем стоит поменять ремень ГРМ. Поверьте своевременная замена ремня ГРМ на Рено Логан (Сандеро) гораздо проще, замены гнутых клапанов.

При обнаружении течи моторного масла или охлаждающей жидкости в местах соединения головки блока с блоком цилиндров снимите головку и замените ее прокладку. Течь может возникнуть и вследствие короб-ления головки блока из-за перегрева

Если вы случайно перегрели мотор, то ни в коем случае нельзя доливать охлаждающую жидкость, когда двигатель горячий. Нужно подождать пока двигатель остынет.

Вам потребуются; те же инструменты, что и для снятия ремня привода газораспре-делительного механизма, шкива распреде-лительного вала, крышки головки блока цилиндров, а также ключ «на 13», торцовая головка TORX Е14, динамо-метрический ключ, пассатижи.

1. Снизьте давление в системе питания.

2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

3. Слейте жидкость из системы охлаждения двигателя.

4. Снимите со шкива распределительного вала ремень привода газораспределительно-го механизма

6. Снимите воздушный фильтр.

7. Отжав фиксаторы, отсоедините колодки жгутов проводов от форсунок...

12. и регулятора холостого хода.

13. Разъедините колодку жгута проводов датчика концентрации кислорода...

14 ...и выведите жгут из держателя на двигателе.

15. На стороне двигателя, обращенной к щиту передка, отверните гайку крепления распорки к впускной трубе, выверните болт ее крепления к блоку цилиндров.

16. ...и снимите распорку.

18. ...и спереди.

19. Отстегнув отвертко

й верхние держате-ли моторного жгута спереди..

24. ...и отведите его в сторону.

25. Снимите с шарового пальца промежу-точного рычага наконечник троса привода дроссельной заслонки...

26....извлеките трос из отверстия крон штейна и отведите в сторону.

28. Отсоедините от топливной рампы топ-ливопровод.

29. Отсоедините от впускной

трубы шланг к вакуумному усилителю тормозов, сжав фиксаторы его крепления.

30. Ослабьте хомуты крепления трех шлан-гов, сжав пассатижами их отогнутые усики, сдвиньте хомуты по шлангам...

31...и отсоедините шланги от патрубков термостата и головки блока цилиндров.

34 ...и отсоедините провод.

35. Выверните болт крепления кронште

йна насоса гидроусилителя рулевого управления к головке блока.

36. Снимите крышку головки блока цилин-дров.

37. Ослабьте в указанном порядке затяжку десяти болтов крепления головки блока цилиндров...

38...окончательно выверните болты креп-ления головки, выньте их...

39...и снимите установленные под болтами шайбы.

Болты крепления головки блока обязатель-но замените новыми. Повторное использование не допускается. Обратите внимание на то, что болты разной длины. При их снятии запомните расположение болтов и за-тем установите на прежние места.

дроссельным уз-лом и выпускным коллектором...

Снимать головку блока цилиндров удоб-нее с помощником, так как она довольно тяжелая

41. ...затем снимите ее прокладку.

42. Очистите привалочные поверхности го-ловки и блока.

43. Проверьте головку блока на отсутст-вие коробления. Для этого поставьте линей-ку ребром на поверхность головки сначала посередине вдоль, затем поперек, а также по диагоналям и щупом измерьте зазор между плоскостью головки и линейкой. За-мените головку блока цилиндров, если за-зор превысит 0,05 мм.

44. Установите головку блока цилиндров в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:

─удалите из резьбовых отверстий болтов крепления головки блока цилиндров масло или охлаждающую жидкость, попавшие туда при снятии головки;

─обязательно установите новую проклад-ку головки блока, повторное использование прокладки не допускается;

замените болты новыми;

─смажьте болты моторным маслом;

затягивайте болты на холодном двигателе в указанном порядке в четыре этапа:

1-этап (предварительная осадка прокладки) затяните болты моментом 20 Нм (2 кгс-м), после чего доверните на угол 100° ± 6°; Сделайте выдержку 3 мин;

2-этап - отпустите болты 1 и 2, после чего снова затяните их моментом 20 Нм (2 кгс-м) и доверните на угол 110° ± 6°;

3-этап - отпустите болты 3, 4, 5 и 6, после чего снова затяните их моментом 20 Нм (2 кгс-м) и доверните на угол 110° ± 6°;

4-этап - отпустите болты 7, 8, 9 и 10, после чего снова затяните их моментом 20 Нм (2 кгс-м) и доверните на угол 110° ± 6°.

45. Установите все снятые детали и узлы, кроме крышки головки блока цилиндров и воздушного фильтра, в порядке, обратном снятию.

46. Отрегулируйте натяжение ремня привода газораспределительного механизма и ремня привода вспомога-тельных агрегатов

47. Поверьте и при необходимости отре-гулируйте зазоры в приводе клапанов.

48. Установите крышку головки блока цилиндров

49. Установите воздушный фильтр

50. Залейте охлаждающую жидкость.